В чьих руках реформа МВД?

Насколько перспективна предстоящая реформа МВД и кто ее будет проводить? Как бороться с коррупцией в этой структуре? Как защитить себя порядочным сотрудникам органов внутренних дел? Об этом и шла речь за круглым столом. В числе участников встречи были подполковники милиции Андрей Лисицын и Андрей Шемарулин, главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области Александр Пучков, председатель союза «Женщины Дона» Валентина Череватенко.

Старая метла будет мести по-старому?

Первый вопрос Александра Толмачева касался сокращения численности стражей порядка: «Кого уволят в первую очередь?». Слово взял подполковник Лисицын: «Когда объявили о реформировании, практически все руководители остались на местах. Каждый начальник избавится от человека, который ему неугоден, который не из его команды. Никто не будет смотреть, хороший он сотрудник или плохой». Кстати, Андрей Лисицын известен как боевой офицер, который многое сделал для родины. Напомним, с его именем связана история «кровавых паспортов». Все помнят о захвате бандой Бараева концертного центра на Дубровке в Москве. Тогда у боевиков были обнаружены незаконно выданные в Карачаево-Черкесии паспорта. Группу по выявлению незаконной продажи этих паспортов возглавил Лисицын, который месяц работал за свой счет в Карачаево-Черкесии, зафиксировал более двухсот нарушений. Офицер написал рапорт и доложил о беззаконии руководству. Но руководство заявило: «Вы пытались разрушить отлаженный бизнес. Или забирайте свой рапорт, или вас будут судить». Андрей не пошел у них на поводу и получил год условно. «У меня пять лет была судебная тяжба с руководством МВД Южного федерального округа, – говорит Лисицын. – Я выиграл: уголовное дело прекратили за отсутствием состава преступления. Из тех людей, кто устроил мне травлю, поменяли только начальника по ЮФО и моего непосредственного начальника. Все остальные руководители и исполнители, которые содействовали моему преследованию, остались на местах. Самое последнее дело – реформирование МВД поручить МВД, милиция не должна иметь к этому отношения. Главное, чтоб реформа МВД не превратилась в очередную кампанию по выявлению оборотней в погонах под руководством самих оборотней».

В погоне за «галочками»

Обсуждался вопрос и критериев оценки работы сотрудников милиции. «У нас милиционера поощряют за «галочки», – отметил Александр Толмачев, – чем больше, тем лучше. В итоге поощряют не того, кто выполнил работу добросовестно, а того, кто подтасовал документы, кто подбросил наркотики. Нужны ли «галочки» милиции?»
«Прошло несколько месяцев после новых указов, – заявил подполковник Шемарулин, – но ничего не поменялось: начальниками ставятся задачи, от подчиненных требуется их выполнение». «Поощряется, когда милиция перерабатывает, – продолжил Лисицын. – Руководители с гордостью заявляют об этом СМИ, а ведь это нарушение трудового законодательства. На самом деле подобная «доблесть» говорит о плохих организаторских способностях начальника. Никто даже не думает, как сделать так, чтоб у людей был восьмичасовой рабочий день. Чтобы милиция, тем не менее, работала круглосуточно, можно ввести и вторую, и третью смены. Система «галочек» губит милицию. Если у участкового не совершено ни одного преступления, он худший, потому что ничего не выявил, никого не прихватил. Я рассказываю, опираясь на свой опыт. Допустим, приходит участковый. У него спрашивают: где ты был? Он говорит, что ходил по улице, совершал обход граждан. А ему отвечают: «Какой еще обход?! Надо два преступления в месяц, чтоб поднять процент раскрываемости». И если у него на участке нет преступлений, значит, он плохо работает. Как Дзержинский говорил: «Если на вас не заведено уголовное дело, это не ваша заслуга, это наша недоработка». И МВД в настоящий момент работает по этому принципу».

Принцип домино

Подполковник Шемарулин имеет три правительственные награды, неоднократно бывал в горячих точках, участвовал в боевых действиях. Когда он начал говорить руководству о переменах, которые должны быть в милиции, его начали преследовать. В служебной характеристике написали: «Допускает резкие высказывания с негативным подтекстом». Бумага подписана начальником отдела кадров Дьяченко. Что это значит? И для чего появилась процитированная характеристика? Об этом Александр Толмачев спросил у подполковника. «Что здесь непонятного? Она направлена на то, чтоб я оставил службу в органах внутренних дел. Мной вскрыты факты злоупотребления служебным положением сотрудниками отдела кадров, нарушения нормативно-правовых актов МВД России. При написании моей характеристики это учли. Началось все с того, что пьяницу из Липецкой области назначили на ответственную должность в Ингушетию. Таким образом его спасли от досрочного увольнения из МВД. Я докладывал об этом позорном факте. И что? Попав в Ингушетию, начальник УБОП в течение трех месяцев пьянствовал. Даже министр МВД Ингушетии бил тогда тревогу. А у нас эти нарушения не нашли своего официального подтверждения. В конце концов любителя спиртного сняли с должности, и он опять-таки за счет своих личных связей был перенаправлен в Чеченскую Республику. И руководитель отдела кадров Дьяченко об этом знал. Здесь вступает в действие принцип домино: если одно звено вытащить, начнет рушиться целая система. Мне за принципиальную позицию в отношении того старшего офицера ненавязчиво предложено покинуть органы внутренних дел».
Ведущий Александр Толмачев зачитал еще одну служебную характеристику – капитана милиции Василия Бабичева. Им заинтересовалась служба собственной безопасности МВД после неоднократных жалоб граждан. В этом документе сказано: «В обращении с гражданами и сослуживцами высокомерен, невежлив, способен допустить грубое обращение на повышенных тонах, морально неустойчив, физически неразвит, табельным оружием владеет неуверенно». И этот капитан до сих пор служит в органах внутренних дел, оставить службу ему никто не предлагает.
Не могла не всплыть тема коррупции в рядах МВД. Александр Толмачев обнародовал содержимое огромного конверта, присланного из Чеченской Республики. В нем были письма ребят, проходивших военную службу в Чечне. Военнослужащие пишут, что, передвигаясь на поездах «Грозный – Москва» или «Грозный – Нальчик», они сталкиваются с тем, что люди в милицейской форме постоянно требуют у них денег. Это вымогательство чистой воды: «Если ты не дашь денег, мы тебя высадим за дебош и найдем свидетелей». «Письма были опубликованы, – отметил Александр Толмачев. – Но к голосам этих ребят никто не прислушался: вместо того чтоб принять реальные меры, меня на прием пригласил генерал и заявил, что были проведены проверки и что нарушений не обнаружено. Но факты говорят об обратном».

«Уполномочен заявить»

Десятого марта за круглым столом собрались неравнодушные люди: действующие милиционеры, общественники, правозащитники, которым есть о чем заявить. В завершение встречи Валентина Череватенко заверила, что союз «Женщины Дона» будет отслеживать проведение реформы МВД России и поддерживать связь с Эллой Памфиловой, Александр Пучков подчеркнул, что, как Уполномоченный по правам человека, он будет добиваться восстановления прав людей. Свою позицию обозначил и Александр Толмачев: «Мы будем и дальше искать пути выхода из этой тупиковой ситуации, искать героев, которых можно с гордость представить общественности, стремиться к тому, чтоб люди в погонах вызывали любовь и уважение, а не страх и ненависть».
Проблема реформирования МВД России будет освещена в авторской передаче Александра Толмачева «Уполномочен заявить», которая в недалеком будущем появится на экранах и ознаменует собой новый виток развития информационно-правового центра.

Оставьте комментарий