Что нам стоит дом построить?

Во многих государствах есть программы предоставления гражданам социального жилья на разных условиях. Россия тоже по-новому озаботилась этой проблемой. Что прописано в нормативах, а что происходит на самом деле? Рассмотрим ситуацию на примере Цимлянска Ростовской области, который отражает общие тенденции.

Погода действует прицельно?

Администрация Ростовской области регулярно отчитывается о растущих объемах строительства и ввода жилья, в том числе – социального. Учитывая застой прошлых лет, наверное, цифры и впрямь растут. Но принцип: нарисуем (цифры на бумаге) – будем жить, никому не понравится. Реальная ситуация тоже не радует, в регионе с жильем напряженно.
Среди прочих категорий граждан, претендующих на социальное жилье, указаны обитатели аварийного и ветхого жилья. Для них вопрос переселения сохраняет прежнюю остроту. Дабы на бумаге сокращать очередь для этой категории, некоторые муниципальные структуры умудряются не видеть очевидных разрушений зданий. Комиссия приходит на осмотр и «не замечает» текущие по обоям струи дождевой воды, провисшие потолки, трещины в стенах, дыры после отвалившихся внушительных кусков штукатурки. Люди продолжают находиться в опасных условиях, телерепортажи беспрерывно рассказывают о жертвах или чудом уцелевших жильцах таких домов. Господа чиновники, это что – пережидание, что категория пройдет своеобразный естественный отбор? Кто выживет, тот и в дамки? То есть, в домики. Да когда они еще будут, если их строительство неоправданно затягивают! Об этом расскажу несколько позднее, сначала предлагаю во многом типичный для ситуации рассказ жильцов рушащегося дома в Цимлянске по улице Сергея Лазо, 4. Это один из пяти однотипных домов в микрорайоне. Комплекс из них построили на двадцать лет позднее соседних зданий, но все строения еще целые, а дом № 4 проседает. Все началось с его затопления горячей водой.
Прорвало трубу отопления, но рабочих для устранения аварии в выходные дни не нашлось. Потом кое-как залатали трубу, не выполнив рекомендаций «Горпроекта»: применить метод «труба в трубе». Один из жильцов несчастного дома Латышев до пенсии всю трудовую жизнь был инженером-строителем. Он лучше других понимал неизбежность повторного затопления и, спасая себя и соседей, обращался к коммунальщикам во все инстанции. Пока чиновники, как водится, в упор не видели опасности (так следует из их отписок), помещения снова залило горячей водой. Строение не выдержало перепада температур и сырости, дало трещины, в квартирах стали осыпаться потолки. Пенсионер Латышев, тяжело переживая бездействие коммунальщиков при угрозе жизни людям, скончался.
Комиссия прибыла, только когда изнутри можно было смотреть на улицу сквозь стены. Специалисты «Горпроекта» признали износ дома на 70 процентов. В квартирах вырвали подоконники, поставили металлические столбы, подпирающие плиты перекрытия. Но жильцы сомневались в оценке, они пригласили независимых экспертов, те снизили цифру износа до 30 процентов, что требует срочного ремонта. Местные власти не смогли изыскать средства на ремонт, ведь он почти равняется стоимости строительства такого дома. Они предложили жильцам переезд. Да вот только на предлагаемые им суммы можно приобрести жилье заметно хуже прежнего. Пенсионерке с дочерью и внуком на причитающиеся деньги подобрали запущенную квартиру алкоголика, а им и отремонтировать ее не на что. А в чем же повинны хозяева приватизированных квартир? Пусть доплатят те, кто довел до аварийности этот дом. Только крайним назначили… погоду! В обращении администрации района в администрацию области молчок о бездействии коммунальщиков, причиной значатся аномальные погодные условия.
Состоятельные семьи сразу согласились на предложенные суммы, добавили свои деньги и переехали. До последнего в доме оставались жильцы с небольшим достатком. Для них значимое подспорье – их подвалы, сараи, курятники и гаражи возле дома, которые не вошли в оценку жилья. Также им предложили оплатить перенос телефонов на новые адреса, оформление сделок и сам переезд.

Всяк сверчок знай свой шесток

Историю о доме № 4 по улице Лазо в Цимлянске выложили на местный форум в марте 2010 года. Не зря называю дату, потому что именно в это время в Цимлянске закончился открытый аукцион на разработку проектно-сметной документации одного из домов категории социального жилья на улице Ленина, 127. Как раз того, что по планам должно дать крышу над головой людям из аварийных домов. Это пятиэтажка из трех подъездов, в ней сорок пять квартир. 11 марта объявили победителя – ООО архитектурно-градостроительный центр «Дон-Проект». Как рассказал нам его руководитель Анатолий Будилов, согласно стандартным срокам, у того дома сейчас был бы заложен фундамент и велись дальнейшие работы по строительству.
Что помешало такому развитию истории? Конкурент организации-победителя ООО «Донской институт науки и проектирования «Донпроект» посчитал компетентность коллег недостаточной и подал жалобу в региональное министерство экономики. Проект донского института был чуть дороже, а это второе место на аукционе. Если конкурент сойдет с арены, заказ получат они. Ничего плохого в желании получить заказ не вижу, в реализации права на жалобу – тоже. А вот компетенцию специалистов комиссии минэкономики можно поставить под сомнение. Как и справедливость решения судьи Колесник, подтвердившей их выводы.
Претензия к победителю была такая: у них нет свидетельства о допуске к выполнению работ по инженерным изысканиям. Комиссия минэкономики по надзору за жалобами должна была передать претензию на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) – она назначена исполнителем контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госнужд действующим постановлением правительства РФ № 94 от 20 февраля 2006 года. Однако комиссия приписала такую компетенцию себе, и предписала администрации Цимлянска аннулировать протокол по итогам тендера. Спор перешел в зал судебных заседаний. Но судья не осилила дебрей строительных нормативов. Она зачем-то цитирует в своем решении пункт приказа министерства регионального развития РФ № 624 о генподрядчике, хотя проектами занимаются проектировщики. Следовательно, претенденту достаточно иметь свидетельство генпроектировщика, оно есть, что судья не отрицает.
Других претензий к «Дон-Проекту» нет. Жалоба их конкурента на отсутствие собственного допуска на проведение изыскательских инженерных работ необоснованна. Анатолий Будилов сорок лет работает в сфере проектирования. Он комментирует: и прежними, и новыми нормативами предусмотрено привлечение третьего лица для определенных работ, потому что содержать в штате узких специалистов, изредка привлекаемых к работе, нецелесообразно. Это вековая практика, и она не отменена и сегодняшними законами. За день до резолютивного решения Колесник вступил в силу федеральный закон № 240. Он уточняет детали некоторых пунктов Градостроительного кодекса. Там еще раз четко прописано: лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ с привлечением других, соответствующих указанным требованиям лиц. Привлеченный судом к процессу представитель управления ФАС полностью поддержал позицию Цимлянской администрации и ООО «АГЦ «Дон-Проект». На судью не подействовало и это компетентное мнение лично не заинтересованного в исходе дела специалиста.
Судебное решение обжалуют в апелляционной инстанции. Важней другое. Начало создания дома уже отодвинуто на пять месяцев. Добавьте сюда срок апелляции или время на новый аукцион, подготовку проектной документации… Переселенцы по вине самоуправных чиновников задержатся в аварийных квартирах на год дольше. Все ли они доживут до счастливого дня переезда или кого-то накроет бетонной плитой?..

Оставьте комментарий