Елена Продунова: жизнь в большом спорте и после него

Ростовчанка Елена Продунова – заслуженный мастер спорта России по спортивной гимнастике, чемпионка мира, чемпионка Европы, двукратный призер Олимпийских игр 2000 года. Елена поделилась своим видением современной спортивной гимнастики, рассказала о создании эстетической гимнастики в Ростове и о своей жизни после большого спорта.

– Елена, как вы пришли в спортивную гимнастику?
– Я занимаюсь спортивной гимнастикой с пяти лет, моим первым тренером была Елена Печенжиева. В 80-е годы, когда я начинала, система набора детей отличалась от нынешней. Тренеры приходили в садики, в школы, проводили какие-то простейшие тесты, одинаковые для всех детей, брали тех, кто подходил. Мои мама и тетя подтолкнули меня к занятиям, хотя в семье у нас спортсменов не было, я из семьи врачей. Когда я пошла в спортивную школу, у всех детей были соревнования по общей физической подготовке. Моя первая победа была там. Потом я поступила в училище олимпийского резерва, потом – в пединститут. Продолжила работу тренера в Москве, тренировала сборную России по спортивной гимнастике. В 2006 году я вернулась в Ростов и сейчас продолжаю спортивную деятельность в другом виде спорта.
– Что изменилось в спортивной гимнастике с тех пор?
Изменилась система подготовки спортсменов, уровень уже детского спорта. Гимнастика растет, двигается вперед очень большими шагами, и если раньше упор был на какие-то определенные моменты, то теперь это уже суперсложность. Не всегда у наших спортсменов получается соответствовать этому уровню.Моими тренерами после Печенжиевой были Руслан Лавров и Вероника Якупова. Это люди, которые закладывали в семилетнего ребенка то, что он будет делать в восемнадцать лет, что он будет делать во время подготовки к Олимпийским играм.
Есть гимнастика запредельная. У меня гимнастика была построена на вещах, которые больше никто не умел делать. Десять лет прошло, а мой прыжок до сих пор никто из женщин не повторил, только мужчины. Также есть элементы, названные моим именем. Эти элементы придумали мои тренеры, а я их показала первой. Все это закладывается в детстве, это база.
С другой стороны, спортивная гимнастика стала проще. Вообще в мире, не только в России. Сейчас любая гимнастка может сделать не очень сложный элемент, а он формально относится к такой же группе, как тройное сальто, хотя ведь на самом деле это разные уровни сложности. Получается, суперсложные элементы можно обойти.
– Чем вы занимаетесь сейчас?
– На данный момент я являюсь вице-президентом Федерации эстетической гимнастики в Ростовской области. Это новый вид спорта, безумно красивый. Сейчас уже есть результат деятельности федерации: у нас лучшая команда в мире. Это не олимпийский вид спорта, но мы довольно стремительно движемся к этому. Растет хорошее новое поколение, дети разных категорий: 6 – 8 лет, 8 – 10 лет, 10 – 12 лет. Они уже себя показывают. Мы не берем готовых гимнасток, а делаем их сами. Но не исключен и другой вариант, и в этом – еще один положительный момент эстетической гимнастики. У любой гимнастки есть возможность продолжить себя, найти себя в другом виде спорта. Допустим, у человека случилась травма. Уже тяжело работать в спортивной гимнастике, в художественной гимнастике, в акробатике. У нас есть смешанная команда, куда приходят спортсменки из разных видов спорта. И это здорово, что человек, который не может больше заниматься в большом спорте, может продолжить самореализацию в эстетической гимнастике.
– Трудно ли было создавать эстетическую гимнастику в Ростове?
Да, потому что все приходилось делать самостоятельно: искать зал, арендовать его, искать тренеров… Иногда до чиновников получается достучаться. В этом году мы провели восьмой международный турнир «Оскар», так называется и наша команда по эстетической гимнастике, созданная в 2003 году.
Всегда тяжело начинать что-то новое. Эстетическую гимнастику придумали скандинавы. В Финляндии этот вид спорта поддерживается государством наравне с хоккеем, очень популярен среди населения. Когда у них проходит фестиваль по эстетической гимнастике, количество участников достигает пяти тысяч.
– Правда, что со спортивными гимнастками тренеры обращаются очень жестко?
– В моей спортивной жизни этого никогда не было. Я считаю, что любому ребенку можно все объяснить словами, привить любовь к какому-то виду спорта, к целям, к достижениям. Когда я тренировалась, график был очень напряженным, приходилось держать себя в ежовых рукавицах. С питанием очень сложно. Спортивная гимнастика – это вид спорта, где человек должен владеть своим телом в совершенстве. За весом детей следят тренеры. Когда ребенок взрослеет, он сам начинает эти вещи осознавать и контролировать. Это в интересах спортсменок, потому что вес влечет за собой травмы. Причем травмы очень серьезные, после которых можно и не восстановиться. Так всегда было и будет, потому что спортивная гимнастика – очень сложно координированный вид спорта.
– Почему вы десять лет назад ушли из спортивной гимнастики?
– Так все совпало, что я должна была это сделать. Была травма, которая беспокоила меня длительное время, буквально два года назад я сделала операцию. К тому же я вышла замуж. Теперь я продолжаю спортивную работу уже в новой роли. Сейчас я занимаюсь больше организационной работой, проведением соревнований, выбиванием бюджета на федерацию, организацией всей команды, какими-нибудь нововведениями.
В повседневной жизни владение своим телом доставляет вам удовольствие, на дискотеках, например?
– Естественно, хотя на дискотеки я сейчас не хожу (смеется). У нас есть хорошая традиция – новогодний капустник. На нем выступают все дети и тренеры федерации, и я тоже выступала. Десять лет я не тренировалась, но, как говорится, талант остается талантом, и пятнадцать лет в спортивной гимнастике не прошли даром. Многие элементы получается выполнять до сих пор.

Фото Николая ХАРЧЕНКО

Оставьте комментарий