Там, где Ионыч в винт играл…

Учитель греческого языка Беликов, доктор Старцев, барон Тузенбах – все они наши старые знакомые. Прототипы этих литературных героев жили в Таганроге, ходили по его улицам, гуляли в его садах… Ведь это город, где прошло детство и отрочество Чехова, где появились первые произведения писателя. В некоторых чеховских рассказах достаточно детально описываются и таганрогские памятники, улицы, дома…

Земский доктор

Павел Матвеевич Шедеви жил в середине XIX века. Он был весьма уважаемый в городе человек, земский врач. Мало того, доктор Шедеви являлся еще и почетным судьей. Правда, когда-то в молодости он разделял крайние взгляды народовольцев. Говорил и об уничтожении самодержавия, и о необходимости отдать землю крестьянам, и о созыве учредительного собрания. Однако доктор только озвучивал модные лозунги, не более. К сорока годам он уже был солидным человеком. Занялся накопительством и держал личный капитал в Общественном банке взаимного кредита… Стоп! Это вам ничего не напоминает? Не чеховский ли это доктор Старцев из рассказа «Ионыч»? Многие литературоведы считают: это он. По их мнению, именно Павел Матвеевич Шедеви стал прототипом доктора Старцева. Вспомните, как в рассказе Чехова доктор Старцев нарабатывает практику, ездит сначала на паре, потом – на тройке с бубенчиками, а в обществе за чаем говорит, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя. Герой покупает себе имение и два дома в городе… Старцева совсем замучили хлопоты – «жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там».
Сегодня о знаменитом некогда земском докторе Шедеви таганрожцам напоминает угловой дом на улице Чехова. Украшенный витиеватыми орнаментами, лепниной и в то же время имеющий строгие и четкие пропорции, дом Шедеви – именно так прозвали его горожане – является блестящим образцом провинциальной эклектики.

Свидание на кладбище и винт во дворце

А помните, где предпочитал проводить досуг доктор Старцев? Сам герой, рассказывая Котику о своей жизни, говорит: «День и ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов». Упоминает о месте проведения досуга Ионыча и автор в конце рассказа: «По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает». Заведением, где таганрожцы пили, кутили и играли в винт, был клуб Коммерческого собрания. По словам современников писателя, атмосфера, царящая в этом клубе, характеры его посетителей впоследствии нашли отражение на страницах чеховских произведений. Одно из самых смелых предположений: Чехову пришла мысль написать «Вишневый сад» именно по воспоминаниям о событиях, происходивших в клубе Коммерческого собрания. Расположение клуба известно. Это… дворец Алфераки! Проданное купцу величественное сооружение действительно одно время было просто распивочной. Современник Чехова, некий Народин, описал в своих воспоминаниях эту веху таганрогской жизни: «Это не здание, а дворец принадлежал некогда богачу Алфераки. Громадный двусветный зал с хорами для музыкантов, поражающая лепка, тяжелые люстры, одна из гостиных расписана итальянскими художниками, царская роспись <…> А.П. Чехов был в последнем классе гимназии, когда этот дворец превратился в клуб таганрогских купцов <…> Как странно здесь смотрелись среди старого барского уюта официанты, буфетная стойка, типичные физиономии игроков…». Народин уверен: превращение дворца в распивочную оставило глубокий след в душе юного Чехова. Однако источники сюжета «Вишневого сада», как утверждает большинство литературоведов, гораздо разнообразнее и глубже, чем просто юношеские впечатления, хотя гипотеза о «клубе Лопахиных» тоже существует. Ученые также считают достоверным то, что многие эпизоды рассказа «Ионыч» (как, впрочем, и эпизоды некоторых других произведений, например, рассказа «Маска») связаны с клубом таганрогских купцов.
Узнаваемо в рассказе «Ионыч» еще одно примечательное место в Таганроге. Помните, где Котик назначает свидание Старцеву? На кладбище, возле памятника Деметти. Доктор приходит и ждет… Автор довольно точно описывает таганрогское «старое кладбище». Вот только памятник «в виде часовни, с ангелом наверху» вовсе не памятник Деметти. В этом месте находится могила таганрогского купца Филиппа Дмитриевича Катапули. Но, видимо, Чехову из художественных соображений понадобилось, чтобы там был похоронен другой человек. Итальянская певица Деметти наверняка была выбрана неслучайно. Знаменитая итальянка как-то приезжала с гастролями в Таганрог. В рассказе автор говорит о ней по-другому: «Когда-то в С. была проездом итальянская опера, одна из певиц умерла, ее похоронили и поставили этот памятник. В городе уже никто не помнил о ней…».
Лукавая героиня рассказа, назначая свидание именно у этого памятника, возможно, имела в виду артистизм (она ведь и сама играла на фортепьяно), южную красоту и богемную раскованность певицы. По крайне мере, Старцев «ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи, объятия».

Чехов тоже побывал в футляре

«Покойного Дьяконова считали все сухим, замкнутым человеком. В гимназии все его боялись. Это был сумрачный инспектор, педант, законник. Но педант, придававший значение таким мелочам. Если брюки были недостаточно серы, Александр Феодорович считал это величайшим преступлением и сажал преступника под арест» – это выдержка из некролога, опубликованного в «Приазовском крае» и посвященного небезызвестному таганрожцу. Александр Феодорович преподавал законоведение в классической мужской гимназии, где слыл придирой и строгим педантом. Исследователи творчества Чехова уже давно говорят о том, что Дьяконов является прототипом учителя греческого языка Беликова, «человека в футляре». Тот самый, который «даже мысль свою пытался запрятать в футляр», понимал только циркуляры, запреты и предписания. Прототип Беликова жил в доме очень сдержанной и строгой архитектуры, внешне непримечательном. Сейчас это жилой дом с адресом: улица Чехова, 73.
Возможно, автор в рассказе «Человек в футляре» описал и свои личные впечатления, вынесенные из стен таганрогской гимназии, которая сама была одним большим футляром. И после пребывания в нем Чехов «по капле выдавливал из себя раба». Сухая и строгая жизнь приходилась гимназистам явно не по вкусу. И как бы ни навязывали им «футлярный» образ жизни, молодые люди пытались найти себе развлечения. А это стало темой уже других чеховских рассказов…

И то и се

Городской сад – это одно из тех увеселительных мест, которое пользуется большой популярностью у молодежи. Здесь происходят самые забавные случаи и складываются самые нелепые ситуации. Например, такие. Весенней порой в саду на скамеечке сидел гимназист, рядом с ним – красивая девушка. Конечно же, они были влюблены друг в друга, конечно же, делали друг другу признания… Но гимназист не заметил, что прямо перед ними стоит инспектор. Пришлось идти на латинский урок. А девушке – остаться одной в городском саду, который сейчас таганрожцы знают как парк имени М. Горького. Этот случай реальный, он действительно произошел в городском саду. Именно его и описал Антон Павлович в рассказе «И то и се».
Но далеко не единственная сцена в чеховском творчестве связана с городским садом, да и вообще с Таганрогом и его жителями. Ведь в этом городе всегда были загадки и люди, способные на авантюры и самые невероятные поступки. Недаром один из персонажей говорит: «Чего только не делается у нас в провинции от скуки…»

Фото автора

Оставьте комментарий