На языках огня


Помню ощущения перед первым в моей жизни углехождением. Почему-то не хотелось рационально объяснять себе до ожидаемого события, как это, собственно, я смогу пройти по тлеющим углям, температура которых около 700 градусов по Цельсию. Я сознательно ничего не прочла тогда по теме. Единственное, чего я желала, так это быть причастной чуду и пообщаться с огнем на его языке.

«Подумаешь – угли!»

Именно так выразился мой сотрудник, которому я рассказала о предстоящей процедуре. «Здесь нет ничего сверхъестественного, – уверенно продолжал он. – Главное – идти достаточно быстро и ставить всю ступню сразу, а не так, как мы ходим обычно (с пятки на носок). Иначе при упоре на ту часть ступни, откуда растут пальцы, можно получить ожоги: угли застрянут между пальцами. Это же элементарная физика!»
Как потом выяснилось, в словах моего знакомого не было неправды, но и всей правды не было тоже. Возможность углехождения в его европейском варианте ученые объясняют свойствами нашей кожи. Дело в том, что изменение температуры на ее поверхности происходит практически мгновенно, и потом в течение нескольких секунд температура не меняется. На поверхности кожи формируется так называемый температурный скачок. За счет указанной особенности кожного покрова мы и можем идти по углям.
Описанный моим сотрудником способ, наверное, самый простой, но далеко не единственный. Просто с него лучше всего начинать новичкам. Разумеется, подразумевается, что «углепроходцы» обязательно выполняют некоторые правила безопасности. Например, не используют для костра доски с гвоздями, которые, раскалившись, могут обжечь кожу сильнее, чем это допускается. Угли должны быть древесными
Кстати, для некоторых африканских племен наше углехождение могло бы показаться младенческой забавой. Антропологи описывают обряд, когда в огонь кладутся камни и раскаляются в течение почти суток. Затем на эти камни выходят члены племени, способные плясать на них и даже стоять час-другой. При этом участники обряда не получают ожогов. Это явление никакими температурными скачками не объяснишь. Никто до конца не растолковал и того, почему при соблюдении всех правил на «безопасных» тренингах по углехождению некоторые люди умудряются обжигаться.
Прошу, однако, любезных читателей не считать прочитанное выше руководством к действию, так как автор статьи отнюдь не специалист, а просто человек, несколько раз прошедший по углям.

«А на фиг это нужно?»

Чего только не обещают многочисленные объявления о тренингах по углехождению! Если вы знаете значение слова «чакры», то они у вас после тренинга, несомненно, раскроются, карма – очистится. Если вы более незатейливый во всех отношениях человек, то излечитесь от заболеваний мочеполовой системы. Если вы, не дай бог, не болеете, то организаторы предложат ни много ни мало «покорить стихию огня», «проявив силу воли». Мне так и хочется тем, кто решил попробовать пройти по углям, первым делом посоветовать беречь уши от этой пошлой лапши.
Мне ее, к счастью, не вешали. Тренинг вел психолог, глубокий человек, ироничный настолько, насколько это нужно, чтобы отделить зерна от плевел, и благоговеющий перед красотой этого мира так, что окружающие начинают разделять это благоговение. Виктор Эдигер не называет углехождение «покорением стихии огня», так как полагает: пытающийся подчинить себе какую-либо стихию обречен на поражение. Ведущий настраивает участников на то, чтобы пойти «в гости к огню, встретиться с ним и погрузиться в чистую, первородную стихию». Такой подход мне как-то сразу понравился.
Первым делом психолог поинтересовался, какую цель преследовал каждый из пришедших. И тут оказалось, что кто-то надеется после этого опыта решить наконец квартирный вопрос, кто-то – найти спутника жизни, а кто-то – обрести утерянный ее смысл. Люди, внутри которых так легко оживает язычник, хотели купить за смелый поступок что-нибудь «полезное». Тут даже иронические комментарии Эдигера в общем-то не очень пригодились: было и так смешно. Он только объяснил, что перешагнувшие через свой страх сегодня развивают в себе качества, которые впоследствии позволят принимать серьезные, ответственные решения. Часто человек не решается радикально изменить свою жизнь, хотя внутренне созрел для трансформации, и тогда жизнь делает это за него – болезнями, различного плана потерями. Она подталкивает замешкавшегося на пороге к новому уровню через страдания. Кроме того, человек, переступивший через собственные ограничения, способен открыть для себя новые большие возможности.
Примерно то же значение, что и углехождение, имеют прыжки через костер, которые активно практиковали во время различных праздников наши предки. Огонь действительно очищает. (На этом тренинге мы тоже прыгали через костер.) Он очищает за счет того, что начинаешь прыжок с одной стороны пламени в страхе, а заканчиваешь, пролетев сквозь огонь, в радости. И по интенсивности эти два чувства или равны, или второе (ликование) больше, так как страх все равно пытаешься уменьшить, а радость приветствуешь, тем самым умножая ее. Поэтому негативные эмоции за долю секунды превращаются в позитивные.
Что касается излечения заболеваний… Да, такой толчок счастья, пожалуй, способен вытеснить хворь. А если мы ходим по углям, то за счет прогревания акупунктурных точек стоп активизируется работа внутренних органов человека. На принципе пробуждения этих точек основывается традиционное иглоукалывание и прижигания.

Огневушка-поскакушка

Чтобы облегчить общение с огнем, ведущий дает нам несколько упражнений. Среди них – достаточно известный тренинг. Он заключается в том, что вы и ваш партнер, незнакомый человек, минут пятнадцать смотрите друг другу в глаза. Это не столь легко, как может показаться вначале. Ведь в современном обществе не принято просто так смотреть человеку в глаза. Чувствуешь неловкость, ощущаешь себя каким-то постыдно-безоружным, испытываешь смущение, что смотришь в сокровенный мир другого. Затем улыбаешься своим опасениям, ведь партнер испытывает то же. Снова тревожишься: а не глупо ли я выгляжу? Некоторые особо закрытые люди при этом могут даже плакать от сильных чувств. Если партнер противоположного пола, мелькают мысли эротического плана, затем желание-нежелание их скрыть, стыд, вызов, смущение… В конце концов в какой-то момент приходит умиротворенность, спокойствие и понимание, что вы в этом мире «устаканились», что-то общее осознали и теперь можете свободно сосуществовать. Принцип установления контакта с огнем в психологическом плане, в общем, тот же.

Наконец тлеющие угли костра рассыпаны в пятиметровую дорожку. Виктор дает последние наставления, среди которых ключевые: «Будьте искренни с огнем, уважительны к нему». Среди нас присутствуют две девушки, которые месяц назад первый раз успешно прошли по углям, решили, что это – раз плюнуть, тут же пошли во второй раз и… обожглись.
Вот с воплями восторга и страха прошли несколько человек. Подошла моя очередь. Помня наставления Виктора и смотря на красную и мерцающую, как мое сердце, дорожку, я честно ору: «Мне страшно!!!» и прохожу несколько шагов. Меня почему-то потрясает, что под ногами не волшебные гладкие алмазы, под ногами – очень горячо. И я схожу с середины дорожки. Эдигер сказал потом мне по этому поводу: «Готовимся к трудностям, а потом эти трудности для нас – неожиданность». Вслед за мной радостно и легко пробегает по углям мой десятилетний сын. Ему все происходящее очень нравится. Я все-таки прохожу эту дорожку, но уже вместе со всеми, паровозиком. Ступив после углей босыми ногами на траву, я превращаюсь в улыбку Гагарина, который сказал: «Поехали!». А затем улетаю в космос. От восторга я визжу так, как, кажется, не визжала даже в детстве. Очевидно, мгновенно войдя в мое настроение, стоящий рядом мужчина подхватил меня и слегка подбросил в воздух. Я стою и лечу… Моя душа размером с земной шар. Несколько дней после этого я чувствовала в себе присутствие огня, и даже в движениях моих пробивалось что-то плавно-порывистое, пламенное. И все всплывали давно написанные строки: «Так радуется пламя, что живет / И нежной, жаркой грудью плавит воздух…»

Ожоги

Тогда все было благополучно, ни у кого никаких ожогов. В следующий раз, спустя месяц, дорожка была метров на десять. Через огонь я не прыгала, так как на меня неприятно подействовал неудачный прыжок одной женщины, подвернувшей ногу. Но по углям мне пройти хотелось тем сильнее, чем более я ощущала смутное недовольство, как мне казалось, начинающимся застоем в моей жизни, который очень хотелось превозмочь.
Перед углехождением у Эдигера обычно каждый участник говорит, что для него огонь. Первый раз он был для меня танцем, спокойствием, опасностью и радостью. А в эту встречу я только и смогла сказать: «Ожоги». Огонь вел себя сдержанно, не танцевал, не дарил искристых цветов.
Я так желала пройти по углям, что почему-то не чувствовала страха. И еще мне, медлительной по природе, хотелось и по горячей дорожке пройти в соответствии со своими внутренними ритмами – медленно. Решительно подоткнув юбку, я ступила на горячее и багровое второй по счету, после брутального мужика, который, однако, очень проворно поворачивал ноги. Я пошла так, как желала. Первым встревожился Эдигер, который крикнул мне вслед: «Не обманывай себя!». Я очнулась, страх вспыхнул во мне, и я сошла с середины дорожки. Остальные 20 человек прошли благополучно.
Огонь, в ответ на то, что я хотела быть только собой, не принимая в расчет его, наградил меня ожогами. Виктор сказал, что они должны пройти к утру. Но они донимали меня неделю, а их следы видны и сейчас, спустя месяц. Произошедшее меня не огорчило, я как-то остро чувствовала, что эти ожоги – глубоко мои. Однако что-то мешает мне завершить статью слишком оптимистично: мол, ходила по углям и буду ходить. В такую концовку попали бы плевелы, а зерна для посева у меня закончились…
Фото с сайта www.ediger.ru

Оставьте комментарий