Замок на амазонской башне


Есть в Таганроге на улице Греческой затейливое строение красного кирпича с мезонином, балконом и романтической зубчатой башенкой вроде шахматной туры. У здания стрельчатые окна и остроконечный шпиль с флюгером. Строилось оно в начале 1870-х годов на средства дворянина Калиновского. Он крупно проигрался в карты и был вынужден отдать недостроенный дом. Достроили его, как пришлось, не сообразуясь с изначальной задумкой архитектора. Оно в досоветский период принадлежало семье купца Сарандино.

Дом стоит у обрыва над Азовским морем. Из его окон – залив как на ладони. Кому мог приглянуться такой дом? Конечно же, моряку. Подобие небольшого замка долгое время арендовал отставной капитан первого ранга Ипполит Чайковский – старший брат прославленного Петра Чайковского. Петр Ильич неоднократно гостил у брата. В одной из комнат тогда стоял рояль – все Чайковские страстно любили музыку и дружили с композиторами, дирижерами, исполнителями. На рояле играл и Петр Ильич. Но инструмент не сохранился до наших дней. Многие сравнивают этот дом с кораблем – там есть трюм (обширный подвал), три палубы (этажи) и капитанский мостик (башня). Флюгер установили в середине 1970-х, в память о бывшем арендаторе-моряке.

Ипполит Чайковский – человек и парусник

Уроженец североуральского Вот-кинска Ипполит Ильич жил в Таганроге в конце XIX века, до 1893 года. У его родителей было еще пятеро детей. Самое большое признание получил Петр. Все дети Чайковских росли в атмосфере особенной. Их отец Илья Петрович, горный инженер по образованию, хорошо играл на флейте. Мать, Александра Андреевна, играла на фортепиано и пела. В родительском доме дети Чайковских имели счастье слышать музыку и в живом исполнении, и благодаря такому «чуду», как оркестрион, который «все слушали и ахали», по выражению Ильи Петровича. Он говорил, что звуки оркестрины были первым его сильным музыкальным впечатлением. Волшебство оркестрины запомнились и Ипполиту. Он долго мечтал о ней. И когда представился случай приобрести инструмент, моряк купил его и поставил в таганрогском доме. (Оркестрион, или оркестрина, – механический музыкальный инструмент, исполнявший сложные пьесы.)
Все дети Чайковских, люди разных профессий, были не только любителями искусства, но и сами создавали разного рода произведения. Например, моряк Ипполит изготавливал мебель, украшая ее резьбой.
В Таганроге Ипполит Ильич работал в Мореходных классах. Благодаря его стараниям, в том числе по сбору денег, для юных мореходов там построили учебное трехмачтовое судно-парусник. Его назвали «Святой Ипполит». При советском режиме его переименовали в «Ипполита Чайковского» и снимали во всех кинофильмах с морскими сценами. До 1941 года парусник ходил по Азовскому морю и Дону, пока не затонул.

Композитор-озорник

В 1886 году композитор Петр Чайковский гостил у брата Ипполита и так писал о своем визите к родственникам: «Живут они хорошо, почти роскошно… Ипполит катал меня на своем пароходе по морю, а в кабриолете – по городу и показал все досто-примечательности…» Спустя пару лет он снова был у брата и написал: «Они очень обрадованы моим приездом, и мне у них очень приятно… Дом, где они живут, мне очень нравится; из окон чудесный вид на море».
Занимательно, что Петр Ильич поначалу проживал в Таганроге инкогнито. Устав от пристального внимания в столицах, в Таганроге он переставал ощущать себя публичной фигурой и забавлялся этим. После его визита Ипполит рассказывал: «В этот приезд брат был в хорошем расположении духа. Так, гуляя с нами по многолюдной Петровской улице, идя рядом с Софьей Петровной, он совсем неожиданно спросил ее: «Хочешь, я сделаю сейчас сюрприз? Начну танцевать, мне-то ничего, меня никто здесь не знает (это очень его радовало), а вот тебе, которую весь Таганрог знает, тебе будет неловко». И лишь стоило моей жене высказать сомнение, как брат Петр, седовласый человек, приговаривая: «Так вот же тебе, на», выделывал при всем честном народе немыслимые па».

Концерты у Чайковских продолжаются

Ипполит Ильич проделал кропотливую работу по изданию дневников знаменитого брата. Помогали в создании и пополнении фондов дочь Наталья и внучки Ирина и Ксения, которых сейчас уже нет в живых. Таганрожцы до сегодняшних дней сохранили связь с потомками братьев Чайковских. Их двоюродные правнучатые племянники там и живут. А праправнучатый племянник композитора Лев Наумович Давыдов приезжает в Таганрог из Клина. По этому поводу местная интеллигенция собирается в Доме Чайковского.
В середине 70-х здание передали отделу культуры города и реставрировали. Что оно представляет собой сейчас, трудно сказать одним словом. В мезонине разместилась мемориальная комната, библиотечный отдел нотно-музыкальной литературы и камерный концертный зал. В нем выступали Борис Штоколов, Ирина Богачева, Елена Образцова, другие мэтры и, пожалуй, все ростовские и таганрогские композиторы. Развернуться есть когда – с сентября по май там проходят «Музыкальные субботы». Обычно они тематические. Традиционно две из них посвящены Чеховым, тоже большим любителям музыки. Еще две – Чайковским.

В «подвале» Чайковских жили амазонки,

Старожилы города рассказывают, что около полувека назад местные власти вознамерились построить на Каменной лестнице фуникулер. Строители копали углубление под сваи для опор подъемного механизма. И тут из-под ковша экскаватора раздался страшный скрежет и хлынула бурая жидкость. Почти в ту же минуту к строителям подбежали работники библиотеки дома Чайковского, который расположен очень близко, и сообщили, что особняк ни с того ни с сего затрещал, местами осыпалась штукатурка. Яму быстро засыпали, работы прекратили.
Позднее стали выяснять причины случившегося. Оказалось, дом Чайковского стоит на каменном остове какого-то доисторического сооружения, возможно, маяка или сторожевой башни. В этот «подвал» уходили коммуникационные трубы бывших построек на этой территории. Похоже, экскаватор повредил старинную кладку, что осадило фундамент дома Чайковского.
Какой народ построил древнюю башню на крутом берегу Меотиды? Сколько веков она простояла, пока не сравнялась с землей и не стала фундаментом для «преемника»? Ростовские и таганрогские, а затем немецкие ученые обследовали территорию, обломки посуды и украшения с острова Лесбос и торгового центра Милет, попадающиеся в этом месте берега Азовского моря. Они уверены, что там были Кремны – прославленный древнегреческий город амазонок, местоположение которого искали несколько столетий. Он существовал в VII–VI веках до нашей эры.
А двор дома Чайковского оказался первым таганрогским кладбищем. Так утверждал историк Михаил Миллер в 20-х годах прошлого века. В местном краеведческом музее хранятся его записки. Из них следует, что Миллер производил раскопки возле этого дома и наткнулся на старинное «матросское» захоронение, которое датировал началом XVIII века. Он также обнаружил несколько погребальных склепов, в которых, по всей видимости, были останки командного состава первого гарнизона Троицкой цитадели. В конце прошлого века строители рыли котлован недалеко от этого дома и тоже обнаружили захоронения.

Фото автора

Оставьте комментарий