Правосудие за гранью жестокости

Вор в законе Армен Арутюнян был приговорен к одиннадцати годам лишения свободы. В СИЗО обвиняемый поступил с рядом тяжелых заболеваний, которые нельзя лечить вне условий специализированного стационара. В настоящее время Арутюнян может передвигаться только в инвалидной коляске, один глаз перестал видеть полностью, а другой видит лишь на 0,05 процента. Процедуры гемодиализа проводятся ежедневно. Человек просто медленно умирает, а правосудие играет в борьбу с преступностью, становясь на путь беззакония.

Опасность заболеваний преуменьшили

Вопрос отношения к тяжелобольным подследственным и осужденным обострился после нашумевшей смерти в СИЗО Трифоновой. Ушла в отставку судья, вынесшая приговор, а сам прецедент послужил толчком для внесения в Государственную думу президентом России закона о нахождении тяжелобольных в СИЗО. Однако сегодня как был произвол судебный и прокурорский в отношении тяжелобольных людей, находящихся в местах лишения свободы, так он и продолжается.
Армен Арутюнян, известный в криминальном мире как вор в законе, был задержан и направлен в Учреждение Федеральной службы исполнения наказаний (СИЗО-5) 12 февраля 2009 года. В СИЗО-5 он поступил с рядом тяжелых заболеваний, среди которых сахарный диабет первого типа, хроническая почечная недостаточность, терминальная стадия, ангиоретинопатия сетчатки обоих глаз, отслоение сетчатки правого глаза, диабетическая стопа, состояние после ампутации четвертого и пятого пальцев правой стопы, аллотрансплантация донорской почки, асептический некроз головок тазобедренных костей и другие.
За время нахождения Арутюняна в СИЗО-5 ФСИН России было проведено его медицинское освидетельствование в соответствии с требованиями пункта 130 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Согласно освидетельствованию от 29 апреля 2009 года, Арутюняну был установлен окончательный диагноз, который явно противоречил действительному состоянию здоровья обвиняемого и преуменьшал серьезность его заболеваний.
Однажды, при очередном посещении обвиняемого, адвокату Владимиру Иванову стало известно об объявлении Арутюняном голодовки и отказе его от приема лекарств и пищи. Как пояснил обвиняемый, другого способа обратить внимание на свое здоровье и «методы» его «лечения» он не видит. Объявивший голодовку Арутюнян требовал, чтобы ему было обеспечено правильное и надлежащее лечение действительной болезни, которой он страдает, а не создавалась видимость лечения по неправомерно установленному диагнозу.
Администрация СИЗО-5, понимая, что состояние здоровья обвиняемого резко ухудшается, предприняло ряд мер по нормализации оказания медицинской помощи, однако время уже было упущено.

Нормативные акты не соблюдались

Арутюняну начали проводить процедуру гемодиализа трижды в неделю. Это обстоятельство четко указывало на то, что донорская почка в условиях медицинской помощи в СИЗО-5 перестала исполнять свои функции. Однако опять руководство УФСИН РФ по Краснодарскому краю не предприняло никаких действий по проведению медицинской экспертизы надлежащими специалистами и направлению обвиняемого на стационарное лечение в больницу. Впоследствии количество процедур гемодиализа, проводимых Арутюняну, было увеличено до четырех раз в неделю, что опять же говорило только об ухудшении его состояния.
Последнее время проводимые в условиях СИЗО-5 процедуры гемодиализа не оказывали уже должного эффекта из-за непроходимости кровеносных сосудов, донорская почка отказала и не справляется со своими функциями, в организме Арутюняна происходит процесс интоксикации на высоком уровне, что в ближайшее время может привести к летальному исходу. Получение надлежащего лечения с такими болезнями, какие были обнаружены у Арутюняна, регламентируется нормативными актами Российской Федерации, которые явно не соблюдались в СИЗО-5 ФСИН России.
Так, согласно статье 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений. Однако ФБУ СИЗО-5 ФСИН России не относится к категории лечебно-профилактических учреждений, в связи с чем специализированная медицинская помощь в нем оказываться не может. Более того, в СИЗО Арутюняну был нанесен вред здоровью, вследствие чего оно ухудшилось.
Видя такое дело, защита обратилась в самостоятельную независимую экспертизу. 21 мая 2010 года комиссия судебно-медицинских экспертов дала следующее заключение: «…Создается впечатление о заведомом занижении опасности заболевания у больного и изменении диагноза, установленного в специализированных клинических учреждениях. Данные заболевания входят в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года за № 54 «Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания». Наличие у гр-на Арутюняна всех имеющихся заболеваний дает основание высказаться о том, что ему необходимо постоянное наблюдение врача-специалиста и лечение только в специализированных стационарах. Пребывание Арутюняна в условиях СИЗО-5 ФСИН России в отсутствии должного клинико-инструментально-лабораторного контроля грозит развитием осложнений, могущих повлечь летальный исход».
Сомневаться в заключении судебно-медицинских экспертов не приходится: ее проводили высококвалифицированные специалисты, судебно-медицинские эксперты комитета здравоохранения Москвы.

«Законное» убийство

18 мая 2010 года приговором Октябрьского районного суда Новороссийска Арутюнян был признан виновным в совершении преступлений и приговорен к одиннадцати годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Из-за ухудшающегося состояния здоровья Арутюняна и невозможности лечить его в условиях лишения свободы руководством УФСИН России по Астраханской области было подано ходатайство в суд об освобождении осужденного от наказания в связи с тяжелой болезнью.
Однако Ленинский районный суд Астрахани необоснованно отказал в данном ходатайстве, сославшись на справки из СИЗО-5 ФСИН России о том, что Арутюнян умышленно отказывался от лечения, не соблюдал медицинские рекомендации. Суд существенно нарушил Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, где в соответствии со статьей 33 любой гражданин Российской Федерации имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Суд нарушил и норму статьи 41 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Ответ заместителя начальника УФСИН по Астраханской области от 29 сентября 2010 года на направленный адвокатом запрос говорит сам за себя: Областная больница ФБУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Лицензии на право проведения процедур гемодиализа, необходимых данному больному, в учреждении нет. Также отсутствует необходимая аппаратура, специалисты. Более того, подобной лицензии и условий для проведения процедур гемодиализа нет ни в одном из учреждений ФСИН России. В настоящее время Арутюнян может передвигаться только в инвалидной коляске, один глаз перестал видеть полностью, а другой видит лишь на 0,05 процента. Процедуры гемодиализа проводятся уже ежедневно. Арутюнян просто умирает. Каждый день для него может стать последним.
Однако 30 сентября 2010 года кассационная инстанция Астраханского областного суда признала постановление Октябрьского районного суда правильным. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России сообщает, что нельзя в условиях исправительного учреждения проводить гемодиализ, а суд все медицинские показатели игнорирует. Ни одного вразумительного ответа на вопрос, как отбывать в таких условия наказание, суд не дает. Им не рассмотрен и факт финансирования предоставляемой на сегодняшний день медицинской помощи Арутюняну. ФСИН России, так же как и УФСИН по Астраханской области, не имеет средств в бюджете на проведение процедур гемодиализа.
Из всего изложенного ясно, что как прокуратура, так и судебные органы заинтересованы в содержании Арутюняна в местах лишения свободы. По сути, судьи выносят смертельный приговор.
Страна едва отошла от дел Магнитского, Трифоновой, как опять мы видим, что закон попирается. Объясняется данная ситуация только тем, что Арутюнян имеет криминальный статус вора в законе. Но ведь мы живем в правовом государстве, и этот заключенный является гражданином России и имеет такие же конституционные права, как и любой другой человек. Почему наше правосудие считает, что его можно просто «законно» убивать? Разве можно победить преступность, самим ступая на путь беззакония?

Коллаж Марины РУНОВОЙ

Оставьте комментарий