Бунт на корабле


Астраханские моряки боролись за свою
зарплату в Ростове

На прошлой неделе в акватории ростовского порта экипаж торгового судна «Сенатор – 1» объявил бессрочную акцию протеста. Стоимость таможенного груза, находящегося на борту этого астраханского теплохода, измеряется миллионами долларов. Однако сами моряки уже четыре месяца не получают заработанных денег.

Долг в пятьдесят тысяч долларов

26 октября 2010 года в 11.49 моряки теплохода «Сенатор – 1» отправили своему руководству необычный телекс: «Доводим до вашего сведения, что после заседания судового комитета членами экипажа было принято решение об объявлении бессрочной акции протеста. Присутствующие на заседании члены экипажа единогласно проголосовали «за». Также было принято решение об обращении в проф-ком Азово-Донского комитета плавсостава РПСМ». Этот телекс ушел в транспортно-экспедиционную судоходную компанию ООО «ТЭСК «Сев Ин Трансс» (Астрахань), с которой некоторые моряки сотрудничают уже второй год. Компания в ответ прислала угрожающий телекс: «Дорогой наш экипаж, примите к сведению следующее. Вы работаете в нашей компании, зарплату вам выплачиваем мы, а не какой-то профсоюз. И в дальнейшем вам придется работать с нами или с нашими коллегами. Наш вам совет: не занимайтесь тем, чем занимаетесь в данный момент, – если не хотите попасть в черный список судовладельцев. Не вынуждайте нас идти на крайние меры! Не доводите до того, чтоб вас уволили по статье, а не по собственному желанию!».
Мы решили встретиться с экипажем. Попасть на теплоход оказалось непросто: сперва журналистов не пропускали на КПП (ведь это режимная зона), потом отказывался везти на катере перевозчик, ссылаясь на то, что к беспокойным судам он подходить не может. Наконец, мы встречаемся с командой. На корабле одиннадцать человек, не считая юриста из профсоюза и жены старпома. Лица решительные и возбужденные – только что пришлось «дер-жать оборону».
Моряки рассказали о своих проблемах. Практически у всех в договоре оклад указан символический, до десяти тысяч рублей. Естественно, за такие деньги в море, связанное с всевозможными рисками и разлукой с домом, никто работать не пойдет. И поэтому каждый месяц, по словам моряков, им обещали выплачивать дополнительную сумму, которая в несколько раз больше, чем официальный оклад.
Выплаты производились в долларах США, и фирма называла их «бонусами», «премиями», а моряки – своей законной зарплатой. Как видно, практикуется это не первый год. Имеется документ за 2008 год с печатью «Сев Ин Трансс», в котором указано, что оклад капитана, например, составляет 2500 долларов США, старшего механика – 2000, матроса – 800. Именно эти деньги экипажу судна «Сенатор – 1» не выплачивают уже четыре месяца. Исходя из данных цифр, общая задолженность компании перед экипажем составляет более 50 000 долларов США.

Два капитана

Когда назначенное лицо компании Юрий Анисимов привез морякам в Ростов только рублевую зарплату, они от нее просто отказались. Еще бы: у некоторых в табелях были указаны суммы даже меньше, чем в договоре, ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Например, у матроса – 3380 рублей, что само по себе является нарушением трудового законодательства РФ (ст. 133 ТК РФ).
У супругов Николая и Анны Слесаревых, работающих на судне старшим механиком и поваром, трое детей. «Меня не было дома четыре месяца, – рассказывает Анна. – Как я могу привезти домой только двенадцать тысяч? Нам с мужем нужно рассчитываться за кредиты, одевать детей, чем-то питаться».
Когда в компании узнали, что моряки протестуют и требуют выплатить все, то решили просто заменить старый экипаж новым. Привезли команду из Астрахани, ни о чем никого не предупредив. Однако экипаж «Сенатора – 1» новых моряков на теплоход не пустил, потому что, во-первых, они не предъявили документы с судовой пропиской (а неизвестно кого пускать на судно капитан не имеет права), а во-вторых, морякам было ясно, что если их сейчас выкинут в Ростове, то денег своих они не увидят уж точно.
Что же сменный экипаж? Целый день ребята провели в южной столице, с совсем не южной погодой, без еды и без сигарет, потому что денег с собой почти ни у кого не было. Когда мы с ними связались, они шли на вокзал. Шли пешком, потому что обеспечить обратную дорогу им не посчитали нужным. Фактически людей бросили на произвол судьбы. Хорошо, что водители согласились довезти их до Астрахани и рассчитаться по прибытии. В итоге из Ростова уехал весь экипаж, кроме капитана. Нового капитана подселили к первому. Лишних кают нет. Где же он будет спать? Валетом с первым капитаном?

Собирались в Камышин, попали в Африку


Как выяснилось, недовольство моряков связано не только с зарплатой. «Нас обманули, – рассказывают моряки. – Мы отплыли из Астрахани 6 августа, и летом нам сказали, что мы идем на Камышин. Мы оделись в шорты и футболки, ведь до Камышина идти трое суток. Потом пришла телеграмма: вы идете в Волгодонск грузиться зерном. Потом сообщили, что мы идем в Египет, из Египта мы пошли в Словению, потом мы останавливались в Греции, потом пришли сюда, а уже холода. Никто даже не поинтересовался, как мы тут, не мерзнем ли. Нам никто изначально не сказал, что мы идем на Средиземку. Если б мы знали, мы бы и не пошли, потому что судно надо ставить на ремонт». А в прошлом году этот теплоход стал «в ледовую». Промерз Волго-Каспийский канал, и экипаж остался без колпита: «Мы ушли из Астрахани 15 января, пришли 9 марта. Ели зерно».
Ростовский линейный отдел внутренних дел на водном транспорте был в курсе ситуации на «Сенаторе – 1». И вот вечером 29 октября водная милиция прибыла на теплоход вместе с назначенным лицом компании – Юрием Анисимовым. Согласно УК РФ, забастовки на воде запрещены, но акция протеста – это не забастовка, моряки объяснили, что выполняют свои обязанности, несут вахту и т. п., и милиционеры не стали с ними спорить. После того как у членов экипажа взяли письменные объяснения, Анисимов стал убеждать команду плыть в Астрахань – мол, все расчеты там. Но моряки компании больше не доверяют: «Почему с нами не рассчитываются здесь? Ведь рублевую зар-плату они смогли привезти. Почему с нами не рассчитались за границей? Ведь в Турцию они смогли перечислить по двести долларов. А Анисимов вообще сказал, что будет разговаривать только с комсоставом, а с нами, «колхозом», разговаривать не будет. Но какой же мы колхоз? Мы люди, за счет которых процветает их фирма».
В свою очередь Юрий Анисимов заметил, что колхозом он никого не называл и что фирма опасается: если команде заплатить сейчас, она бросит теплоход и не доведет его до Астрахани.
«Чтоб вы сами жили на зарплату, которая у нас в табеле написана!» – пожелал в сердцах Анисимову кто-то из членов экипажа. Лицо назначенного побледнело. Многие моряки сказали, что они вообще видят представителя фирмы впервые. Впрочем, они не видели ни генерального директора, ни президента компании. «Вы захватили теплоход!» – воскликнул Анисимов. «А вы захватили наши зарплаты», – парировали моряки. Юрий Анисимов спросил у меня, похож ли он на «акулу империализма». Даже не знаю, Юрий Владимирович, но, думаю, если б фирма Вам четыре месяца деньги не выплачивала полностью, Вы бы не отстаивали ее интересы с таким энтузиазмом.
Проблему прокомментировал Александр Бунин, юрист профсоюза моряков: «По долгу службы с подобными ситуациями я сталкиваюсь довольно часто. Но то, что экипаж решился на акцию протеста, довольно редкий случай. На команду обычно давят, ей угрожают, не все выдерживают. Многие просто не решаются. Но на «Сенаторе – 1» коллектив сильный и сплоченный».
Экипаж планирует стоять до конца. Заявления о невыплате заработной платы находятся в прокуратуре.

Фото автора

Оставьте комментарий