Заложник в сердце Ростова

Дома-близнецы на проспекте Соколова, 22, были построены еще до революции. В разное время в «близнецах» располагались Доходный дом Кушнарева, женское ремесленное училище, КГБ. Это памятник архитектуры регионального значения. Однако теперь дом, который, кстати, видно из окон областной администрации, доведен практически до аварийного состояния.

Дом-памятник на Соколова расположен в самом сердце Ростова: с одной стороны с ним соседствует здание Госбанка, с другой – здание областной администрации. Во время войны в дом не попало ни одной бомбы. Заезжая к семье, здесь ночевал Александр Солженицын.
Под всем зданием находится большое подвальное помещение. С начала 90-х годов подвал стал затапливаться нечистотами, и на протяжении последних восьми лет канализационные стоки текут прямо в него. Первый этаж дома с 1946 года занимало управление хлебопекарной промышленности, сейчас – фирма «Онис». Впервые в 2003 году на просьбу отремонтировать дом жильцы получили положительный ответ заместителя главы городской администрации Синякова: «Здания неаварийные и имеют незначительный процент износа». А прокуратура в письме от 25 августа 2003 года даже обозначила сроки приведения подвала в порядок: «…очистка подвала от мусора будет произведена в срок до 01.10.2003… замена системы канализации будет выполнена до 30.09.2003». Все решения остались на бумаге.
Дом расположен в «золотом квадрате» города, и одно время на его месте планировалось строительство бизнес-центра с гостиницей. На основании постановления мэра Ростова-на-Дону от 26 сентября 2006 года, ООО «Развитие», представлявшему интересы холдинга «Базовый элемент», было разрешено разработать проект планировки территории, куда входит и дом на Соколова.
Директор ООО «Онис» Татьяна Штенске выкупила шесть из одиннадцати квартир в доме, на первом этаже разместился офис компании. Говорили, что у Штенске есть три года на то, чтоб отселить всех жильцов. Однако дело не заладилось, и строительство бизнес-центра отложили на неопределенный срок. Здание ветшает и требует ремонта, но для его осуществления нужно согласие всех собственников квартир, в том числе и Штенске. Его-то жильцы и не могут получить. Похоже, дом просто выгодно довести до аварийного состояния.
6 сентября 2010 года Министерст-вом ЖКХ Ростовской области начальнику областной Госжилинспекции было направлено письмо, в котором говорилось: «Органы исполнительной власти области не вправе понудить собственников к принятию решения о капитальном ремонте. По информации администрации Кировского района Ростова-на-Дону, учитывая, что постановление мэра города от 25.09.2003 «О разрешении ООО «Онис» выполнения проектно-изыскательских работ и строительства бизнес-центра с гостиницей по пр. Соколова, 22, не пролонгировано, «ДМИБ» Кировского района формирует пакет документов для рассмотрения городской межведомственной комиссией вопроса о признании дома аварийным, а помещений – непригодными для проживания».
«Органы власти не вправе понудить собственников…» Но ведь дом – памятник культурного наследия, и в соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта. Собственник, согласно своей доле, обязан проводить мероприятия по его сохранению, не совершать действий, угрожающих сохранности объекта культурного наследия и влекущих за собой утрату им своего значения. Недопустимо и бездействие собственника при угрозе сохранности здания. Кроме того, имеется охранное обязательство, в котором говорится, что «собственники в пределах доли собственности обязуются производить финансирование, организацию и выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, благоустройству прилегающих территорий и иных необходимых мероприятий».
Мнение жильцов дома таково: «Штенске выгодно довести дом до аварийного состояния, выкупить квартиры по минимальной цене, а затем данный участок продать. Складывается впечатление, что в этом лично заинтересован кто-то из чиновников».
«Десять лет мы добиваемся ремонта, – рассказывает Светлана Шуб, чья семья проживает в доме с 1938 года. – Наш дом не аварийный, а бедный. Если его отремонтировать, он еще будет стоять. С каждым годом его состояние все хуже и хуже, а ведь это дом-памятник, это наше прошлое. Жаль такую красоту. Как можно взять ее и уничтожить из корысти?»
По словам Александра Кожина, председателя регионального отделения Общества охраны памятников истории и культуры, такие случаи в Ростове встречаются на каждом шагу.

Фото автора

Оставьте комментарий