Начинался ли Ростов-на-Дону с «Богатого колодезя»?

В большинстве очерков об истории Ростова-на-Дону приводится легенда о том, как Петр I в период второго Азовского похода, в 1696 году, прогуливаясь по правому берегу Дона, пока ремонтировали суда первого российского флота в устье реки Темерник, испил водицы из некоего источника и воскликнул: «Богатый колодезь!». И от этого места начал, по общему мнению, расти Ростов-на-Дону. Краеведы указывают точное местонахождение источника: там, где Богатяновский спуск выходит на набережную Дона.

Легенда об источнике

Я никогда не мог принять данную историю, так как она противоречит ряду очевидных фактов. Предлагаю, используя метод научного анализа, еще раз попытаться выяснить, откуда начинался Ростов­на-Дону. Но сначала заглянем в словарь русского языка и вспомним, что «легенда – это основанное на уст-ных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п.». Следовательно, легенда ни в коей мере не является историческим описанием события. Наши же краеведы и экскурсоводы принимают легенду о Петре I и Богатом колодезе за нечто бывшее в действительности и во время экскурсий, рассказывая о развитии Ростова, начинают повествование с источника Богатый колодезь.
Напомню, что Петр I во время второго Азовского похода был очень молод, в походе ему исполнилось всего 24 года. Но с ранних лет он отличался любознательностью, и не вызывает сомнений, что первую свою прогулку по высокому правому берегу Дона Петр совершил в хорошо сохранившееся городище, расположенное на левом берегу Темерника, у впадения его в Дон, много позже названное археологами Темерницким. Уцелевший вал, под защитой которого люди строили жилища полторы тысячи лет назад, погреба для хранения съестных припасов, загоны для скота, колодцы – все интересовало царя. Здесь он мог испить и воды из городищенского колодца, произнеся при этом: «Богатый колодезь!».
В легенде говорится о колодце. Думаю, Петр хорошо понимал разницу между родником (криницей) и колодцем и не мог выбивающийся на береговом склоне поток воды (а родник Богатый колодезь таковым и является) назвать колодцем. Других колодцев, кроме как городищенских, в окрестностях быть не могло. Во-первых, с какой целью их рыть, когда во многих местах изливались мощные родники? А во-вторых, кому и для кого их копать, ведь будущая территория Ростова-на-Дону в конце XVII века представляла собой ненаселенную местность? В настоящее время, в связи с мощным антропогенным прессом на геологическую среду города, многие родники на правом, высоком берегу Дона исчезли, но и в настоящее время на территории Ростова их насчитывается более 50. Резко упал дебит Богатого колодезя.

Брюшной тиф из колодца

В XVIII–XIX веках родники били по всему донскому склону как в верхних, так и в нижних его частях, что определялось геологическим строением берега, наличием водоупорных горизонтов. В верхних частях выходы подземных вод связаны с нижнечетвертичными – современными отложениями, в нижней – с комплексом неогеновых сарматских отложений. Наблюдать особенности геологического строения территории Ростова-на-Дону и окрестностей можно в районе хутора Мержаново, расположенного на северном берегу Таганрогского залива. (В Ростове из-за застройки территории найти полный геологический разрез не представляется возможным). В Мержаново геологи изучают типовое обнажение неогеновых и четвертичных пород, характерное для Нижнего Дона, куда входит и территория Ростова-на-Дону. Самые мощные источники, в том числе и Богатый колодезь, были связаны с толщей темно­серых глин нижнесарматского возраста.
По причине высокого дебита Богатый колодезь имел большое значение в водоснабжении Ростова-на-Дону в XIX – начале XX века. Но с ним связана также одна из драматичных страниц в жизни города.
В историю эпидемиологии вошла эпидемия брюшного тифа в Ростове-на-Дону, наблюдавшаяся в 1926 году. Причиной стало заражение воды в роднике Богатый колодезь. Пять дней, с 23-го по 27 апреля, в результате прорыва канализационных вод происходило ее загрязнение. Только 28 апреля было устранено повреждение и проведено хлорирование сети водоснабжения. А 29 апреля начались массовые заболевания кишечными расстройствами. Всего за время эпидемии, пик которой пришелся на май, было зарегистрировано 2 935 больных.
Поэтому, когда сегодня появляются публикации с призывами обустройства источника Богатый колодезь и превращения его в питьевую галерею, следует вспомнить события 1926 года и учесть, что канализационная сеть города находится не в идеальном состоянии. Многие краеведы с источником Богатый колодезь связывают местоположение Темерницкой таможни, начало создания которой относится к 1749 году. Указ императрицы Елизаветы Петровны гласил: «Для сбора по тарифу и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров» создать таможню против урочища Богатый колодезь на правом берегу Дона, выше впадения в него реки Темерник.
Но рядом ли с Богатым колодезем были созданы таможня и порт? Подходит ли это место для строительства порта или был выбран лучший участок? Необходимо признать, что место в районе нынешнего Богатого колодезя крайне неудобное как для строительства и дальнейшей работы таможни, так и для организации порта. Узкая донская терраса и крутой высокий берег создавали серьезные помехи при строительстве зданий таможни, жилых домов, складских помещений.
Особенно много проблем возникло бы с созданием порта. В этой части Дон отличается значительным течением. В летнюю и осеннюю межень оно составляет 0,5–0,7 м/c, но в период весеннего половодья, которое продолжается почти два месяца, в апреле и мае, достигает 1,5 м/с. Суда должны были стоять на якоре – ведь причальной стенки не было. Дно образовывали средне- и крупнозернистые плотные пески, что создавало дополнительные проблемы для постановки судна на якорь. При мощном течении сложно было перегружать грузы в лодки и далее на берег.
Рядом, ниже по течению Дона, находилось другое место, более удобное для строительства таможни и порта. Это устьевая часть реки Темерник. В конце XVIII века она имела ширину более 100 метров, а глубина достигала шести метров. Река подпиралась водами Дона, скорость течения в ней была небольшая, не превышающая 0,3 м/с. Поэтому устье Темерника было весьма удобным местом для стоянки судов на рейде и у причальной стенки при разгрузке. Левый берег Темерника был положе донского и прекрасно подходил для строительства таможенных сооружений.

Темерницкая таможня

То, что для таможни и порта было выбрано устье Темерника, подтверждает и первый план поселения 1781 года, которое позже, в 1806 году, будет названо городом Ростовом. В этот план не вошла территория вокруг нынешнего Богатого колодезя. Она находится восточнее – за пределами рисунка, южнее крепости Димитрия Ростовского, западные бастионы которой можно видеть в правой части рисунка. Не оказалось территории нынешнего Богатого колодезя и на плане Ростова 1806 года, когда город, названный уже уездным, протянулся от реки Темерник до нынешнего Ворошиловского проспекта. Если Богатый колодезь и прилегающая к нему территория не включены в первые планы Ростова, то это, без сомнения, свидетельствует о создании таможни в другом месте. Можно считать, что легенда о ПетреI, испившем воды на донском берегу, – произведение местного фольклора XIX века. По нашему мнению, связывать возникновение Ростова-на-Дону с Богатым колодезем, вроде бы названным так Петром I, и Темерницкой таможней нет никаких оснований. Деятельность Петра I в Приазовье не была связана с созданием на Дону в ненаселенном месте таможни, которая попросту здесь была не нужна. Он стремился прорубить окно в Европу и поэтому основал Таганрог – мор-ской порт. Создавать речной порт в 50 километрах от моря не входило в его планы. Темерницкая таможня была организована через 53 года после второго Азовского похода. На россий-
ском троне за это время посидели, сменяя друг друга, Екатерина I, Петр II, Анна Ивановна, Иван VI и, наконец, Елизавета Петровна. Кому уж было помнить, где и как испил воды молодой царь полвека назад!
Ростов-на-Дону, в отличие от других городов, формировался согласно определенным правительственным директивам, определяющим, когда начинать строить очередную часть будущего города-миллионера: согласно указу о создании таможни, подписанного императрицей Елизаветой Петровной 15 декабря 1749 года; указу о строительстве второй части Ростова-на-Дону – крепости Димитрия Ростовского в 1761 году; высочайшей грамоте императрицы Екатерины II в 1779 году о праве армян-переселенцев из Крыма на строительство третьей части – города Нахичевана. Единым же городом он стал 28 декабря 1928 года, когда Административная комиссия при президиуме ВЦИК постановила объединить Ростов-на-Дону и Нахичевань­на-Дону в один город. Факты говорят о том, что он начал расти с левого берега реки Темерник, где была заложена на будущей территории Ростова-на-Дону первая таможня.

Оставьте комментарий