«Я больше не живу – я существую…» – говорит Клара Павловна Никольская. Ее единственного сына Олега растерзали за то, что он защитил от оскорблений женщину. Убийца – бывший оперуполномоченный ОУР ОВД по Ворошиловскому району Ростова-на-Дону Евгений Татаринов. Но мрачная ирония судьбы не только в этом. Мало того, что многочисленные свидетели даже не удосужились вызвать милицию, а потом и вовсе боялись давать показания (не сделала этого даже женщина, за которую вступился Олег), суд еще и меняет статью… в пользу убийцы.
Каспер – так прозвали Олега знакомые за то, что он был таким же добрым, как и это мультяшное привидение. Вот и в тот раз он не смог пройти мимо. «Как ты с девушкой разговариваешь!» – сделал замечание Олег Евгению, который унижал матом продавщицу магазина DVD-дисков. Татаринов развернулся, с первых ударов свалил заступника на землю и избивал больше получаса. Бывший оперуполномоченный, служивший до этого в Дагестане, Татаринов хорошо знал, как и куда нужно бить. Знал прекрасно и то, что после таких повреждений наступает смерть. Только на голове Олега Никольского судебно-медицинская экспертиза обнаружила 32 раны. Зафиксированы также «разрывы кишечника, следы от удушья на шее, перелом хряща гортани».
В то время, около 20.00, на углу Большой Садовой и Чехова, неподалеку от «Ростовской рюмочной», было довольно много народу: продавцы, посетители рюмочной, не говоря уже о прохожих. Никто не счел нужным вмешаться. Равнодушие и циничность знакомого Никольского Ивана Мартынова (они вместе работали на стройке) вообще ужасают. Из материалов дела: «Евгений побежал к Никольскому и стал бить его ногами по лицу, шее и туловищу. В тот момент приятель Евгения (Мартынов) стоял около рюмочной и в драке не участвовал. Также он ничего не говорил Евгению… Никольский не сопротивлялся Татаринову и даже не закрывался от ударов… После того как Евгений закончил избивать Олега, он со своим знакомым зашел в рюмочную. Олег остался лежать напротив арки. Мартынов пошел домой… Примерно через 10–15 минут он вместе со своей бывшей женой вышел на улицу, для того чтобы сходить в магазин. Когда они шли обратно, то увидели, что Олег Никольский уже лежит под аркой, облокотившись спиной о стену дома. В тот момент около него стоял Евгений и бил его ногами по туловищу и по голове…». Рассказывать о случившемся побоялись и остальные свидетели, многие из которых говорили, что Татаринов обещал их «зарыть» за излишнюю словоохотливость. Мужчина успел съездить даже в Украину, прежде чем его арестовали. На допросе Татаринов сказал только, что встретил Никольского с неким «дядей Ваней», с которым поздоровался, спросил, как у него дела. Никольскому, мол, это не понравилось, вот Татаринов его и ударил – легонько, пару раз. Дальше от дачи показаний он отказался. Следствие же на этот раз, к счастью, не стало воспринимать мифического дядю Ваню всерьез и потребовало признать Татаринова виновным по статье 105 УК РФ («Убийство»). Того же требовал и прокурор. Но в Кировском районном суде дело решили… переквалифицировать.
Рассказывая об этом, Клара Павлов-на не в силах сдержать слезы. В приговоре, вынесенном судьей Кравченко и оставленном после кассации без изменений судьями Ростовского облсуда Шевченко, Савостиной и Соловьевой, значится ч. 4 ст. 111 УК РФ – «Деяния, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего». Не поспоришь: неосторожно избивать человека более получаса, ой как неосторожно! Сама формулировка – глумление над памятью погибшего и чувствами матери.
Татаринова приговорили к восьми годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Обстоятельством, смягчающим вину, по заключению следствия, является наличие у Евгения маленького ребенка. Только вот с девятилетней дочкой и женой Татаринов не живет и даже понятия не имеет, где живут они. В его показаниях каждый день фигурирует новая девушка, у которой он просыпался или пил кофе. Личная жизнь – частное дело каждого, но не стоит все-таки смягчать вину преступника за счет ребенка, который, вероятно, и отца-то своего не знает. Отягчающих же обстоятельств, по версии следствия, у Татаринова нет. По статье 63 УК РФ отягчающими обстоятельствами признаются в том числе такие: наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, особо активная роль в совершении преступления, совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, совершение преступления с мучениями для потерпевшего. Похоже, у нас со следствием разные кодексы. Кроме того, этим летом Комитет Госдумы по законодательству направил в правительство законопроект, в котором предлагается признать отягчающим обстоятельством алкогольное опьянение, в котором и находились Татаринов и Никольский.
«На судебных заседаниях свидетели говорили, что Татаринов бил его, как бьют футбольный мяч, и это считается убийством по неосторожности!» – восклицает Клара Павловна. – Помимо прочего, изменение статьи дает возможность Татаринову, отсидев часть срока, выйти на свободу раньше положенного». Женщина потеряла веру в справедливость: «Какое бы решение ни вынес суд первой инстанции, будь оно даже абсурдным, надежды на его изменение практически нет. Если бы их дети погибли, они бы требовали для убийцы максимального наказания!».