Глоток прозрачной воды из чистого колодца

Образ чистой воды, нужной людям, селянам, возник у нас, когда мы узнали о ситуации в Кашарском районе Ростовской области. Там далеко не всем дозволено испить воды из общего колодца. Нашлась горстка людей, которые повели себя как хозяева жизни. Их возглавил бывший руководитель района господин Гончаров. Будучи еще на указанной должности, он использовал свое служебное положение и прибрал к рукам практически все земли сельхозназначения, в том числе и водоемы.

Оставшись ни с чем, люди стали жаловаться… Изредка наезжали комиссии, которые «доходчиво» объясняли правильность курса, взятого Гончаровым, а тот в свою очередь всех оппонентов сразу лишал рабочих мест, а заодно и всех сочувствующих. Народ запугали, люди перестали верить в справедливость, в то, что в их домах когда-нибудь появится живительная вода. Она появилась с приходом в район Виктора Ратиева, который в результате победы на муниципальных выборах 10 октября 2010 года стал главой Кашарского района Ростовской области. За его кандидатуру было отдано большинство голосов избирателей. И люди не ошиблись. Новый глава круто взял в оборот тех, кто, преследуя цели личной выгоды, пытается использовать незащищенность сельчан в правовых вопросах. Виктор Николаевич начал с того, что предал гласности факты хапужничества бывших управленцев. Теперь они стали писать во все инстанции… Примечательно, что к этим жалобщикам едут активнее, чем ранее к простым людям. Что по этому поводу думает народный избранник Ратиев, узнаете из интервью с ним. А о тех, кому не по нраву источник гласности, читайте после интервью.

Феномен Ратиева

Нас заинтересовал «феномен Ратиева», и мы решили первую выездную редакцию нашей газеты провести в Кашарском районе, который сегодня, к сожалению, переживает не лучшие времена. Почему?
С этого вопроса и началась наша беседа с главой района Виктором Ратиевым.
– Еще каких-нибудь 25–30 лет назад наш район процветал, – говорит Виктор Николаевич. – Население в те времена составляло около 33 тысяч человек. В районе было 22 мощных хозяйства: заводы по производству сливочного масла и комбикормов, рыболовецкий колхоз, предприятие железобетонных изделий, два строительно-монтажных управления, асфальтово-бетонный завод и т. д. Мы не знали, что такое безработица. А что сейчас? Население сократилось до 26 тысяч человек. Молодежь в селах не задерживается – уезжает в крупные города на учебу, заработки и в родные края, к сожалению, уже не возвращается. Из 22 крупных хозяйств осталось всего лишь три частных предприятия. Сегодня у нас самый высокий показатель безработицы в Ростовской области. В районе нет ни переработки, ни воспроизводства, ни животноводства. Единственное, что есть, – растениеводство. Но дело это, как известно, сезонное: весной – посевная, осенью – уборочная. И все. А что людям делать зимой? Нечего. Вот всю зиму они и сидят, не зная, чем заняться, без работы и без зарплаты. Не живут, а выживают.
– Как же такое могло случиться?
– Кашарский район – самый крупный на Дону. У нас прекрасные земли, есть все условия для созидательного труда. Да и люди у нас не ленивые, хотят работать. Нужно только создать для них соответствующие условия. Но прежнему руководству района было не до чаяний народа. Время от времени приезжая сюда, на свою малую родину, я видел, до чего довели людей новые «удельные князья». Кашарцы не имели права высказать свое мнение руководителю района. Если кто-то подавал голос, его тотчас увольняли, а вместе с ним увольняли и членов его семьи. В общем, поступали с людьми как с «врагами народа». И, что характерно, с этими «репрессированными» односельчанам категорически запрещалось общаться. Такие вот нравы до недавнего времени царили в здешних местах. Люди пришли в отчаяние. Вот почему, когда началась предвыборная кампания, кашарцы на сельских сходах стали подавать мне жалобы на местных начальников. В результате была выпущена брошюра с наказами избирателей под девизом: «Сила закона – на благо района». Под этим девизом я и вступил в предвыборную борьбу.
– Вы верили в свою победу?
– Конечно, верил. Если бы не верил, то и в борьбу не вступил бы. Да и моя команда все время говорила: «Победа будет за нами!». Кроме того, на встречах с избирателями я не замечал никакого антагонизма со стороны сельчан, многие из которых меня знали с детских лет.
– А вам мешали проводить предвыборную кампанию? Угрозы были?
– И угрозы были, и пытались облить грязью. Говорили примерно так: «Ратиев – это, мол, бандит с большой дороги, который хочет окончательно разорить район». А люди промеж себя гутарили: «Мы Ратиева знаем с детства – он нас в обиду не даст». На сходах в мою защиту выступали мои учителя, даже несколько слов сказала пионервожатая. И люди мне поверили.
– Расскажите, как вы принимали должность от прежнего руководителя района.
– А никак! Как таковой передачи должности не было. После того как 21 октября 2010 года прошла инаугурация, то есть торжественное вступление в должность главы района, я пришел в пустой кабинет, где меня никто не встречал. Прежний глава района господин Гончаров подал в отставку еще в апреле 2010 года, а исполнявший обязанности руководителя района господин Шматов, проиграв выборы 10 октября 2010 года, больше здесь не появился.
– Каковы были ваши первые шаги на посту главы района?
– Беда в том, что в район не пускали сторонних инвесторов, поэтому здесь нет никакого производства. Весной начинаем строительство свиноводческого комплекса на 200 тысяч голов. А это, если хотите знать, дополнительных 700 рабочих мест во время строительства и 350 – когда комплекс войдет в строй. Помимо возведения корпусов, будет развиваться и инфраструктура: дороги, газ и свет.
– А как обстоят дела с газификацией района в целом?
– Пока газ проведен лишь в слободу Кашары. Что касается остальных сельских поселений, то к ним будем тянуть ветки газопровода. В этом году, надеюсь, будут газифицированы такие населенные пункты, как Макеевка, Каменка, Поповка и некоторые другие.
– Виктор Николаевич, что удалось сделать за несколько месяцев – с октября 2010 года?
– Самое главное, мы сумели привлечь в район инвесторов. По свиноводческому комплексу я уже говорил. Планируем также начать возведение животноводческого комплекса, сметная стоимость которого составляет около пяти миллиардов рублей. В село Первомайское будем проводить водопровод. Где взяли деньги? Необходимые средства из областного резервного фонда выделил губернатор Василий Юрьевич Голубев – большое спасибо ему за это.
– Виктор Николаевич, кто в районе самый крупный землевладелец?
– Фамилия его Гончаров, зовут Александром Евгеньевичем. На сегодняшний день у него 68 тысяч гектаров пашни. Это бывший глава района, который сделал все, чтобы превратить наш некогда цветущий край в отстойную яму. Именно он создал здесь обстановку беспредела, которую за месяц-другой не искоренишь. Получается такой парадокс: вроде бы хозяйств в районе кот наплакал и пахотная земля, по идее, должна увеличиваться, а она у нас, наоборот, уменьшается. Вот мы и решили провести строгую ревизию земель. Но сделать это оказалось непросто. Палки в колеса ставит бывший глава района Александр Гончаров, которого «крышует» нынешний прокурор района Алексей Григорьев.
– А как часто приходит на совещания в районную администрацию прокурор района?
– Он вообще не приходит, хотя я его неоднократно приглашал…
– Как вы считаете, удастся ли изменить ситуацию с теми же пахотными землями?
– Знаете, а мне другого ничего и не остается. Тем более что меня поддерживает большая часть населения района. Это придает мне дополнительные силы. Вот, например, что пишут жители села Первомайского: «Выражаем Вам благодарность за создание новой общественной организации – «Общественная палата Кашарского района», в которую вошел избранный на сходе Кобцев В.П. За короткий срок Кобцев решил ряд коммунальных вопросов, которые долгое время не решались…».
Как видите, люди не просят ничего сверхъестественного. Они хотят лишь одного: достойно жить, работать, получать хорошую зарплату, чтобы у них было в доме тепло, горел свет. Люди – это не враги, они идут к руководителю района не со злом, а со своими бедами, проблемами, которые до сих пор не решались. А теперь решаются! Земляки стали меня поддерживать, и я их никогда не подведу, буду отстаивать их права и привилегии. Хочется сделать все, что от меня зависит, чтобы в нашем районе жизнь изменилась к лучшему, чтобы были рабочие места, чтобы он стал вровень с такими районами области, как Дубовский, Орловский, Зимовниковский, Пролетарский.
К сожалению, сегодня по зарплате мы на последнем месте в области, а по безработице – на первом. Таким образом, все худшее – это у нас. Как я уже говорил, в районе ничего нет: никакой переработки, почти никакого животноводства, – только подсобные хозяйства. Но мы не опускаем руки. Сегодня мы создаем товарно-сырьевую биржу, которая будет реализовывать продукты питания с этих подсобных хозяйств. И тогда людям будет выгодно держать эти хозяйства.
Знаю, мне придется нелегко. Но при поддержке родных кашарцев моя команда справится с любыми задачами. На том стоим!

Мигалка и прокурорская правка

Выездная редакция газеты «Уполномочен заявить» в Кашарском районе планировала познакомить жителей с новым изданием. С главой администрации Виктором Ратиевым мы договорились сразу о будущих публикациях правдивых статей о жизни района. Скажем, что запланированной читательской конференции не получилось. Мы сразу попали в гущу событий. Оказывается, в процессе работы комиссии по противодействию коррупции, которую организовал в глубинке губернатор Василий Голубев, всплыли факты нечистоплотной работы районного прокурора Алексея Григорьева. Из местной прессы стало известно, что он ставленник бывшего главы администрации Александра Гончарова, который обманным путем завладел земельными паями селян. И вместо того чтобы разобраться с гончаровской «аферой», прокурор стал лично давить на жалобщиков. В результате такой «профилактической» работы шестьдесят три человека из семидесяти отказались от своих требований.
Нам не хотелось верить в то, что прокурор пляшет под дудку Гончарова. Мы решили встретиться с прокурором и поговорить на эту тему. Созвонились, условились о времени встречи. Буквально за час до нее нам позвонили жители ближайшего поселка и рассказали следующее. По улицам на милицейском уазике разъезжают люди в штатском, они допрашивают тех селян, которые отказались забрать свои заявления из прокуратуры. Выезжаем в указанное место, в село Новопавловку. На одной из улиц действительно стоял уазик, возле него – участковый.
– Где люди в штатском и что они здесь делают? – спрашиваем старшего лейтенанта.
– Мне приказано сопровождать работников областной прокуратуры. Они сейчас беседуют с одним из жильцов. Я ищу еще двоих, которые писали жалобу на Гончарова.
По указанному участковым адресу мы нашли тот дом, где проводил работу некто Чеботарев. С ним поговорить не получилось. Он быстро собрал протоколы со стола и вышел на улицу, где его ждала милицейская машина. Так и осталось неясным, для чего надо было ездить по дворам на машине с мигалкой. Есть более демократичный способ допроса населения: оповестить людей повестками и собрать всех в здании той же администрации. Видимо, был предпринят устрашающий маневр. Но он не удался. Появились мы.
Вот что по поводу визита прокурорского работника рассказал хозяин дома Гаврилов: «Кроме удостоверения, он ничего мне не показал. Конкретно спрашивал о жалобе на местного прокурора, о статье «Под крышей прокурора», вышедшей в районной газете «Слава труду». Я сказал ему, что там написана чистая правда. Подписываюсь не за каждое слово, а за каждую букву. Есть документы, уличающие в корысти районного прокурора, и редактор здесь ни при чем. Ему спасибо, что он напечатал».
Документы, о которых говорил Гаврилов, мы увидели перед встречей с самим прокурором района Григорьевым. Вот объяснительная главы Кашарского сельского поселения Щербаковой. В ней говорится, что при очередности в 48 человек жена прокурора получает квартиру, проработав в администрации около года. Мало того, прокурор решил приватизировать служебное жилье, и, когда Щербакова отказалась нарушать закон, со стороны Григорьева начались притеснения: «Мне не скучно было два месяца. Из прокуратуры я практически не вылезала. Вопросов было много: и по завершению строительства этого дома, и по фонтану, и по пандусам, и по стадиону. Прокуратура направила представление на возбуждение уголовного дела в следственный комитет, но там отказали. Потом прокурор захотел купить машину «Хендай Акцент» за 150 тысяч рублей, когда ее стоимость была 672 276 рублей. И он ее купил за 150. Как потом выяснилось, для своего родственника. Деньги были выплачены гражданином Радченко. Хотя прокурор сам на этой машине ездил длительное время. Все это видели…».
В назначенное время мы с журналистами пришли в прокуратуру. В здание с камерой нас не пустили. На входе стоял все тот же участковый, старший лейтенант милиции. Он объяснил, что ему прокурор Григорьев приказал с аппаратурой журналистов не пускать. В кабинете, кроме районного прокурора, находились работники областной прокуратуры: Чеботарев, психолог и Александр Маринин. Как мы поняли, последний был старшим по рьяной защите своего коллеги Григорьева. Местный прокурор сразу открестился от квартиры. Мол, это жена ее получала, и он к жилью никакого отношения не имеет. На вопрос «получаете ли вы за поднаем жилья из госказны?» он отвечать отказался. В защиту прокурора выступил и приехавший из Ростова Маринин: мол, если брать машину, то она тех денег не стоит. «Хотите, завтра ее отправлю на экспертизу, и ее оценят в 50 тысяч рублей?.. А вообще мы приехали разбираться серьезно. Подтвердятся факты – виновные понесут наказание».
Хотелось бы верить в сказанное. Факты, о которых шла речь, изложены в письменном виде, причем должностными лицами администрации. Народ действительно ждет справедливого решения. Вспоминаются слова, сказанные  прокурором области Валерием Кузнецовым при первой нашей встрече: «Александр, вы за народ? Так я тоже за него. Будем работать». И действительно, с приходом Валерия Алексеевича стало проще работать с прокуратурой. Произошли заметные изменения в лучшую сторону. Народ поверил Кузнецову и в справедливость закона. Надеюсь, и этот случай с районным прокурором Григорьевым не останется без служебного разбирательства. Всегда считал и считаю, что журналисты и правоохранительные органы должны работать в одной упряжке, в одном направлении, вместе думать над тем, как облегчить и улучшить жизнь своего народа. Тогда и правок в газетные статьи вносить прокурорам не придется, и вызывать на допрос редакторов газет никто не додумается. Думаю, что рано или поздно мы это поймем. Нельзя тянуть телегу, как лебедь, рак и щука.

Эффект разорвавшейся бомбы

Когда мы прибыли в Кашары, нас разыскал редактор районной газеты «Слава труду» Юрий Пасиков и сообщил, что буквально за час до нашего приезда его вызвали в районную прокуратуру, где сотрудник областной прокуратуры советник юстиции Александр Маринин учинил ему допрос. А поводом для этого послужила статья «Под крышей прокурора», в которой жители села Новопавловки рассказали о той безнадеге, что цветет у них пышнее всяких роз. Одна из проблем, затронутых в статье, касается и пруда, описанного в начале этой публикации. Так вот, этому единственному водоему в Новопавловке ровно сто лет, и это озеро не одному поколению сельчан служило местом отдыха. Но прибравший в свои руки власть в районе Александр Гончаров, действуя по принципу «своя рука – владыка», переоформил искусственный водоем в… землю сельхозназначения и передал это «сельхозугодие» во владение ООО «Светлый», которое возглавляет его же супруга Татьяна Гончарова. А та в свою очередь уже на правах аренды передала этот пруд Павлу Чупахину – также родственнику Гончарова. Чупахин, как средневековый феодал, запретил сельчанам не только ловить в водоеме рыбу, но и вообще приближаться к нему на пушечный выстрел.
С жалобой на незаконные действия «клана Гончаровых» жители села обратились в Кашарскую районную прокуратуру. Однако прокурор района Алексей Григорьев, не желая ссориться с «хозяином района», положил письмо сельчан «под сукно». Но, к счастью, «тиран Гончаров» правил недолго, а новые, досрочные, выборы главы Кашарского района, как уже известно нашему читателю, с заметным преимуществом выиграл бывший казачий атаман Виктор Ратиев. К нему-то и решили обратиться со своими бедами жители села Новопавловки. Ратиев передал жалобу новопавловцев редактору районной газеты, который, перепроверив факты, опубликовал письмо сельчан на страницах газеты.
Итак, материал «Под крышей прокурора», опубликованный в газете 18 декабря 2010 года, произвел на кашарцев эффект разорвавшейся бомбы. Вот лишь небольшой отрывок из него: «…социальная напряженность, возникшая вокруг пруда, вовсе не волнует Алексея Геннадьевича Григорьева, как и другие вопросы, связанные с нарушением законодательных норм на территории района. Прокурор защищал и продолжает защищать интересы бывшего главы района А.Е. Гончарова и его сподвижников…
Все те, кому покровительствует прокурор, без зазрения совести ссылаются на него, отбиваясь от справедливых требований тружеников хозяйств и жителей района. О торжестве закона в районе прокурору А.Г. Григорьеву думать и заботиться недосуг…».
И вот еще: «Сознавая всю ответственность, взятую на себя перед избирателями, В.Н. Ратиев пытается разобраться с беспределом, который сохранился со времен А.Е. Гончарова и «крышуется» прокурором Алексеем Геннадьевичем Григорьевым». Теперь, думается, понятно, почему Виктор Ратиев попросил Юрия Пасикова опубликовать на страницах газеты письмо жителей Новопавловки: в таких делах гласность, как известно, наиболее эффективное оружие.
И вот спустя месяц после публикации, а именно 17 января 2011 года, в Кашары нагрянула комиссия из прокуратуры Ростовской области. Но вместо того, чтобы разбираться с прокурором района господином Григорьевым, проверяющие стали допрашивать тех, кто написал жалобу и осмелился опубликовать ее на страницах газеты. О чем спрашивали проверяющие из Ростова-на-Дону редактора «районки»? Приводим фрагмент нашей беседы с Юрием Пасиковым.
– Какие вопросы вам были заданы?
– Сотрудник облпрокуратуры поинтересовался, как появилась эта статья, кто ее автор. Я ответил, что авторы публикации – люди, которые подписались под статьей, то есть жители Новопавловки.
– А на что еще делал упор представитель облпрокуратуры?
– На то, в каких отношениях я нахожусь с главой администрации Кашарского района.
– А что, в статье упоминалось об этом?
– Нет, в статье как раз этого не было.
– И что вы ему ответили?
– Сначала я попросил его уточнить, что он имеет в виду? Тот сказал: мол, в деловых или дружеских отношениях? Я ответил, что с главой Кашарского района я нахожусь в чисто деловых отношениях, так как районная администрация является соучредителем газеты и между нами существуют партнерские отношения…
Вся эта история наводит на серьезные размышления. С одной стороны, в стране набирает силу борьба с коррупцией, и в этой борьбе прокуроры и средства массовой информации, как правило, находятся по одну сторону линии фронта. Но, с другой стороны, еще нередки случаи, когда правоохранители, в силу алчности и других пороков, сами преступают закон, «крышуя» тех, кто нечист на руку.

Оставьте комментарий