Отравленная жизнь

Жители Платовского сельского поселения напуганы не на шутку: смертность в их местности слишком, как они считают, высока. «Что ни день, то похороны», – говорят они. Увеличилось, по наблюдению платовцев, и число онкологических заболеваний. Не все благополучно и в соседнем Натальевском сельском поселении, жители которого уверены: их беды напрямую связаны с экологией и отсутствием пригодной для питья воды.
Многие горожане наверняка при слове «деревня» представят идиллические картины: плодородные земли, кристально чистую родниковую воду, пышущих здоровьем людей. Однако нынешняя деревня зачастую, мягко говоря, не вписывается в пасторальный пейзаж. Выгорающие балки, мусор по береговой линии рек и Таганрогского залива, несанкционированные свалки, сливы жидких бытовых отходов на грунт, изношенный водопровод и непригодная для питья вода (даже взятая из скважин) – вот они, сегодняшние реалии деревенской жизни.

Почва… горит и тонет

«Каждый год, – рассказывает житель села Весело-Вознесенка (Платовское сельское поселение) Василий Лавришин, – возле поселков на полях жгут стерню. В этом году вместе со стерней заполыхали посадки. Большая часть насаждений выгорела…». Выжигание стерни – нарушение федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» и нарушение правил пожарной безопасности. Выжигание остатков стеблей зерновых растений, действительно, оказывает пагубное влияние на плодородие почвы и загрязняет воздух. Как пояснил экобиотехнолог Максим Пичугин, при горении травы, листвы, а тем более злаковых культур – они часто обрабатываются пестицидами – выделяется множество вредных веществ. Например, окислов азота, угарного газа, углеводородов и даже диоксина – сильнейшего яда, который воздействует на организм человека как канцероген, то есть способствует появлению и развитию онкологических заболеваний. Плодородие почвы при этом также снижается: ведь вместе со стерней горят и почвообразующие микроорганизмы, уничтожается органическая масса. «Неудивительно, – заключил специалист, – что урожаи с каждым годом меньше. Кстати, сгорание насаждений, предназначенных для защиты полей от ветра, тоже вызовет снижение урожайности любых культур».
Но страшны не только уменьшаю-щиеся урожаи, страшно и нещадное
загрязнение земель. При этом сам собой возникает вопрос не только о количестве, но и о качестве урожая. Так, уже несколько лет возле Натальевского и Весело-Вознесенского сельских поселений почва страдает от сливов жидких бытовых отходов. Дело в том, что между хутором и селом Натальевка располагается детский оздоровительный комплекс «Спутник», а на территории хутора Рожок действует пансионат «Звезда» (находится на балансе ООО ДОК «Спутник»). Оба учреждения имеют все необходимые удобства для комфортного проживания, а вот очистных сооружений в системе водоотведения – нет. Поэтому жидкие отходы, образовавшиеся в результате пользования канализацией, просто сливаются в накопитель. Эти отходы положено вывозить на очистные сооружения. Но… отходы закачиваются в цистерны, вывозятся из пансионата и лагеря к поселку Приазовский (Платовское сельское поселение) и сливаются прямо на грунт в складки местности. Есть и другой вариант развития событий: жидкими бытовыми отходами щедро «орошают» свалку твердых бытовых отходов возле села Натальевка.
Мнение природоохранного прокурора Виталия Семенченко: ООО «Спутник» нарушает законы (Земельный кодекс, ФЗ «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Кроме того, Семенченко сообщил, что руководителю детского оздоровительного комплекса было вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, ситуация взята под контроль. Видимо, оправданные жалобы жителей и меры депутатов несколько исправили ситуацию. Однако депутат Натальевского сельского поселения Игорь Десятников признал, что дело дошло до судебной тяжбы. По его словам, полностью проблема не решилась даже в суде: сельчане до сих пор жалуются, что отходы сливаются возле их сел. Люди горько подшучивают: мол, недалеко так и до всемирного потопа… из канализационных вод.

Вместо пастбищ – мусорные ямы

Балка Медовая находится возле Натальевского сельского поселения. Игорь Десятников рассказал нам немного об истории этих мест. Издавна Медовая использовалась как место отдыха, какое-то время там пасли скот. В балках произрастали ценнейшие кормовые травы…
Однако теперь дары природы обезображены котлованами – в балках началась разработка карьеров. Так, несколько лет назад жители близлежащих сел заметили, как из Медовой на двух грузовых автомобилях кто-то вывозит грунт и глину. Жители пожаловались депутату поселения – Игорь Десятников не остался в стороне, сделал соответствующие запросы. Он выяснил, что балку уродует таганрогское предприятие «Стройдеталь», не получившее никакого разрешения ни от администрации поселения, ни от администрации района на добычу глины и грунта. А эта добыча должна быть согласована и с администрацией, и со специалистами по экологии, что неслучайно. Как пояснил Максим Пичугин, разработка карьеров может вызвать изменение гидрологического режима и вообще привести к серьезному нарушению экосистемы.
Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура вынесла представление главе Натальевского поселения и возбудила три дела об административных правонарушениях. Однако, по мнению Игоря Десятникова, от этого легче не стало. Меры прокуратурой приняты, виновники (и не совсем виновники) наказаны штрафами, а почву рекультивировать некому. Сейчас природоохранная прокуратура разбирается с вопросом рекультивации.
Видимо, не лучшим образом разрабатывался песчаный карьер и возле Платовского сельского поселения. Ямы, оставшиеся там после разработки, превратились в свалку. Жители близлежащего хутора Максимовского заметили: как только начал скапливаться мусор в отработанных частях карьера, сразу же в скважинах и колодцах стала портиться вода. «Сама разработка карьеров, – попытался прокомментировать этот случай Максим Пичугин, – часто вызывает гидрологические изменения – вода в колодцах может помутнеть. К тому же мусор разлагается в ямах под открытым небом, вблизи грунтовых вод, что, вероятно, приводит к ухудшению качества воды».

Без воды…

Не меньшее негодование вызывает у сознательных жителей загрязнение водоемов. Весело-Вознесенское располагает такими природными богатствами, что можно было бы позавидовать. Оно находится неподалеку от слияния рек Еланчика и Миуса с Азовским морем, поэтому в месте расположения села прекрасный микроклимат, все условия для рыбной ловли и сельского хозяйства. Однако эти водоемы вскоре вовсе нельзя будет использовать. Мусор по берегам, сливы бытовых отходов в речки, видимо, уже сделали свое дело. Как призналась жительница села Весело-Вознесенка, купаться сейчас в море, Еланчике или Миусе просто опасно: были случаи инфекционных заболеваний после купания. Глава Платовского сельского поселения Галина Гаврилова прокомментировала эту ситуацию так: «Что касается Платовского поселения, то здесь организован вывоз твердых бытовых отходов – охвачено 88 процентов жителей. Ежегодно у нас проводится инвентаризация. Так, в прошлом году мы ликвидировали 14 несанкционированных свалок. Но сразу всего не сделаешь. К тому же, согласно ФЗ-№ 131 «О местном самоуправлении», мы не уполномочены предпринимать меры, касающиеся экологической безопасности».
Некоторые жители села уверены: во многом экологическое благополучие зависит от осведомленности людей. Ведь можно просто не знать, что такое водоохранная зона, что можно делать, находясь в этой зоне, а что нельзя. Например, нельзя распахивать землю, пасти скот, разжигать костры… Кстати, достаточного количества водоохранных знаков (положенных по Водному кодексу) и по линии моря, и по линии рек не наблюдается. Да и имеющиеся знаки малоинформативны: «Водоохранная зона». А что делать с этой зоной, для простых смертных остается загадкой.
Но, оказалось, здесь не только опасно купаться. Нормальной питьевой воды, как пожаловались жители села Весело-Вознесенка, тоже нет. Водопровод в селе, скорее всего, настолько изношен, что пора бы уже его просто заменить. Об этом рассказал заместитель директора ООО «Меж-
муниципальный неклиновский водопровод» Николай Науменко: «По количеству водонапорных башен, глубинных насосов, их мощности и техническому состоянию сведений у нас нет. Зато после лабораторных исследований стало известно, что вода не соответствует санитарным нормам и для питья непригодна. Ее сельчанам рекомендуют кипятить, а люди возмущены: за один кубический метр плохой воды они платят 47 рублей 74 копейки».

Фото Игоря Десятникова

Оставьте комментарий