Действующая ранее система лицензирования в строительной отрасли дискредитировала себя. Россия решилась на революционную трансформацию системы, передав государственные полномочия по контролю в этой сфере саморегулируемым организациям (СРО). Оправдали ли они надежды специалистов и потребителей?
Преобразование системы началось два года назад. Оно призвано оздоровить строительный рынок в целом. Что за это время достигнуто, какие выявились помехи, правильный ли путь избран на сей раз? Чтобы разобраться во всем этом, мы решили посетить общее собрание некоммерческого партнерства «Объединение строителей Южного округа». Вместе с НП «Объединение проектировщиков Южного округа» и НП «Объединение изыскателей Южного округа» оно составляет комплекс саморегулируемых организаций. Такой альянс обеспечивает полный цикл производства, поэтому позволяет рассмотреть вопрос с разных ракурсов.
Новый импульс
Мы побеседовали с председателем Правления саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Объединение строителей Южного округа» Левоном Маиляном.
– Левон Рафаэлович, сколько членов СРО присутствует на данном мероприятии?
– На сегодняшний день в нашем некоммерческом партнерстве 1682 члена, из них на собрании присутствовали свыше 1200. Это хороший показатель, больше 70 процентов. Такой явкой не может похвастаться никто. Часть наших членов выдала доверенности своим представителям, и они уже зафиксированы нашей регистрационной службой. Как бы то ни было, кворум, необходимый для принятия всех решений (а это 50 процентов плюс один голос), у нас уже имеется.
– В каких регионах располагаются филиалы вашей саморегулируемой организации?
– Наши структурные подразделения присутствуют почти во всех субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также на территории Воронежской области и Красноярского края.
– Кто руководит данным общим собранием?
– Обычно, согласно положению, руководит общим собранием председатель Правления. Тем не менее этот вопрос первым обсуждается на собрании, ставится на голосование, и общее собрание принимает решение, кому поручить ведение собрания.
– На собрании решаются какие-то кадровые вопросы?
– По законодательству один раз в два года мы обязаны производить ротацию членов правления не менее, чем на одну треть. Если учесть, что у нас девять членов Правления, значит, сегодня мы изберем троих новых. Таким образом, три человека войдут в новый состав, шестеро останутся. Войдут в основном ростовчане, а выйдут приезжие (из Чеченской Республики, Ставропольского края и других регионов). Для чего мы это делаем? К сожалению, иногородним не всегда бывает удобно присутствовать на заседаниях правления, которые собираются у нас довольно часто – не реже двух, а то и трех раз в месяц.
– Назовите, пожалуйста, самых активных членов вашей организации.
– Вы знаете, у нас их так много, и, назвав двух, трех и даже десять членов нашей организации, я рискую обидеть остальных. Могу сказать, что реально у нас не менее 25 процентов наших членов (то есть порядка 400 организаций) – это активные строительные организации, действующие на всей территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Что же касается Правления, то здесь ситуация примерно та же. Я с удовольствием мог бы отметить известных в нашем регионе строителей Александра Ивановича Стрелецкого, Бориса Ефимовича Зайдмана, а также других членов Правления.
– Что ожидает тех, кто только собирается вступить в СРО? Изменится ли, например, сумма вступительного взноса?
– Могу сказать, что за счет нашей взвешенной политики нам удалось не увеличивать размеры взносов, а сохранить их в прежнем размере (как для тех, кто уже вступил в СРО, так и для тех, кто только собирается это сделать). И это – невзирая на инфляцию и рост цен.
– Какие организации будут исключены из СРО на этом общем собрании?
– Их немного — от десяти до пятнадцати. Исключение, как правило, связано с тремя причинами: во-первых, с регулярной неуплатой членских взносов, во-вторых, с недисциплинированностью отдельных руководителей организаций (иному устаешь напоминать, чтобы он своевременно привел бы свои документы в соответствие с законодательством, а ему как об стенку горох) и, в-третьих, по собственному желанию в связи с выходом из строительного бизнеса.
– Недавно вы вернулись из Москвы, где участвовали в национальном съезде строителей. Что бы вы могли рассказать об этом форуме?
– Действительно, я присутствовал на съезде Национального объединения проектировщиков, который проходил в достаточно бурной обстановке. Достаточно сказать, что общее собрание признало работу Совета Национального объединения проектировщиков неудовлетворительной. В связи с этим был избран новый президент Национального объединения и новые члены Совета. Общее собрание рекомендовало им работать активнее, чтобы более результативно защищать интересы своих членов.
– На ваш взгляд, этот съезд дал новый импульс строительному движению?
– Разумеется, были откорректированы нормативные документы, приведены в соответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством требования и стандарты всего Национального объединения.
И, самое главное, съезд показал, что саморегулирование, несмотря на шараханье то влево, то вправо, все-таки развивается. И развивается в правильном направлении. Осталось только привести отдельные несоответствия в норму. И я думаю, что к концу 2011 года саморегулирование встанет на рабочие рельсы и приобретет четкие контуры.
Закрепиться на достигнутых рубежах
Побеседовали мы и с начальником отделения СРО «Объединения строителей Южного округа» по Чеченской Республике Турко Мунаевым.
– Скажите, пожалуйста, чего вы ждете от сегодняшнего общего собрания?
– Как известно, саморегулируемые организации только-только становятся на ноги. Поэтому мы должны закрепиться на достигнутых рубежах.
– Как сейчас обстановка в Чечне?
– Намного лучше. Строятся жилые дома, приводится в порядок инфраструктура, объекты социального назначения. Начато восстановление нефтеперерабатывающего комплекса. Это для жителей Чеченской Р3еспублики самая главная радость.
– Сколько членов СРО в вашем отделении?
– В Чеченской Республике сто два члена саморегулируемой организации.
– Что вам удалось восстановить из разрушенных зданий?
– Идет полное восстановление Грозного. Картина меняется с каждым часом. Так что приглашаю вас в гости, тогда все увидите своими глазами.
– Спасибо, обязательно приедем.
Успеть за инновациями
Начальник отделения СРО НП «ОСЮО» по Республике Адыгея Манолис Ясониди также охотно ответил на наши вопросы.
– Что, на ваш взгляд, сегодня происходит в СРО?
– Сегодня для нас главная задача – успеть за теми процессами, которые происходят в строительном бизнесе. Возникающие проблемы будем обсуждать на съезде. Наше видение оформим в виде документации и отправим его наверх – в Минрегионразвития. Это и будет наш вклад в дело развития строительной индустрии страны. Ведь наше СРО – одно из крупнейших в России.
– Вас устраивает повестка дня собрания?
– В целом – да. Однако хотелось бы на собрании выработать, а потом прописать в специальном документе меры воздействия на нерадивых членов СРО.
– В сторону ужесточения?
– Именно.
– Сколько СРО в Адыгее?
– На территории республики 101 СРО по строительству, по проектированию – 23, по изысканиям – 9. В последнее время большое внимание уделяют строительству объектов туристического комплекса в горах. Именно в этом направлении сейчас идут там изыскания и проектные работы. Вот, в принципе, и все, чем мы занимаемся. Крупного капитального строительства, как такового, мы не ведем.
– А за счет чего тогда выживаете?
– Мы работаем не только в Адыгее, но и в Сочи, в других населенных пунктах Краснодарского края. Потому что наша республика находится в самом центре Кубани. Так и выживаем: в работе.
Под строгим контролем
Собрание некоммерческого партнерства «Объединение строителей Южного округа» проходило в Ростовском государственном строительном университете. Какая связь между учебным заведением и солидными организациями? Исполняющий обязанности ректора Сергей Скрыль воплощает им же выдвинутый лозунг: вуз не должен зарабатывать на студентах, он должен зарабатывать для студентов. На собрании Сергей Скрыль сказал: «Взаимодействуя со СРО, мы черпаем у них знания о стандартах, узнаем среду, куда предстоит выпускать наших студентов. Выгодно сотрудничество и второй стороне. Председатель правлений комплекса СРО Левон Маилян сетует, что вузы не вполне ориентированы на современные запросы, часто программы обучения излишне академичны, а ныне нужна гибкость и мобильность. Пока что корректировать полученное образование приходится в системе повышения квалификации и аттестации, в которой наравне задействованы и вузы, и СРО. В дальнейшем, как уверен Левон Маилян, отрегулируются программы обучения не только вузов, но и звена среднего профессионального обучения с учетом жизненной необходимости, а не теорий. Тогда учебные заведения будут поставлять на рынок труда современных строителей. Сейчас симбиоз СРО и строительных вузов уже явил первые положительные результаты, которые руководство СРО признает одним из главных своих достижений. Ведь новые специалисты придут в профессиональную сферу достаточно подготовленными для того, чтобы влиться в систему. Что ж, позиция дальновидная…
Как рассказал генеральный директор СРО НП «Объединение строителей Южного округа» Евгений Абрашин, за полтора года становления системы только Градостроительный кодекс претерпел не менее пяти изменений, корректировались и другие нормативы и законы. Так что при создании правил СРО работать пришлось в цейт-ноте. Однако правила разработаны, и они гарантируют высокое качество исполнения работ при их соблюдении. Для контроля четкого исполнения нормативов за этот срок проведены семьсот двадцать плановых проверок организаций, входящих в СРО, и одна внеплановая. По данным Левона Маиляна, проверили и деятельность самого СРО, причем три раза. Однако Ростовский ОБЭП, и Ростовская областная прокуратура, и одна из районных прокуратур не выявили нарушений в работе объединений. Специалисты считают, что таким образом против них была проведена провокация посредством жалобщиков, но действия руководства некоммерческого партнерства признаны правомерными во всех случаях. Чем занято Правление СРО? Основная задача – защита и охрана интересов организаций – членов объединений. За истекший срок работы составлено двадцать девять ответов на запросы силовых органов, органов тендерных и конкурсных комиссий. Во всех ситуациях удалось упрочить положение членов некоммерческого партнерства. По словам Левона Маиляна, собрание прошло конструктивно: «Были приняты все необходимые решения, порадовала очень высокая явка. Мне кажется, такой успех обеспечен тем, что мы давно занимаемся этой работой: опыт у нас есть, и те организации, чьи представители здесь присутствовали, об этом хорошо знают. Как знают и то, что от нас не надо ожидать всяких гадостей, глупостей и никаких подвохов».
Вступление в СРО выгодно
Чем выгодно сотрудничество с саморегулируемыми организациями, мы решили выяснить у руководителей и представителей строительных предприятий.
Организация ООО «Экситол», заместитель директора Константин Полибин:
– Мы занимаемся отделочными работами. Я первый раз попал на такое масштабное мероприятие, оценить пока сложно. Мы вступили в СРО с начала 2010 года, и, думаю, это дело нужное. К сожалению, я только начал заниматься вопросами саморегулирования, мне хотелось бы больше узнать о тех преимуществах, которые подобная форма организации может дать.
ООО «Эталон-строй», Роман Лукашевич:
– Участие в СРО дает нам не просто допуск к работам, но и возможность участия в тендерах по госзаявкам. Это работа уже на более серьезных, ответственных объектах.
ООО «Металлострой», заместитель генерального директора Андрей Мильшин:
– Как добросовестные строители, мы все входим в СРО. Мы занимаемся изготовлением и монтажом промышленных зданий и сооружений для химической, нефтеперерабатывающей промышленности. Участвовали в строительстве Новошахтинского нефтеперерабатывающего завода, потом терминала нефтезавода на левом берегу Дона, а также участвовали в реконструкции маслоэкстракционного завода «Юг Руси».
У нас опасные виды работ, поэтому без СРО мы бы просто не смогли работать, плюс СРО выступает гарантом перед нашими заказчиками. Так что вступление в СРО нам выгодно. Это как почетная обязанность. Вообще преимуществ вступления в СРО множество.
СУ-130, представитель Павел Тищенко:
– Мы строим жилье. В прошлом году ввели в эксплуатацию дом, в этом году тоже скоро еще один введем. Смысл вхождения в СРО? Понимаете, на сегодняшний день государство не успевает заботиться обо всех, поэтому нам, строителям, нужна организация, которая всех сплотит. СРО сегодня для нас – вещь новая, а все новое всегда встречают в штыки. Почему сегодня плохо относятся к строителям? Потому что строить идут непрофессионалы. «Кинут» дольщиков, захватят как можно больше денег – и бежать. И сами себе репутацию испортили, и нам портят. Пришла пора как-то отсеивать таких недобросовестных воротил.
Мы понимаем, что нас кто-то поддерживает, кто-то за нами стоит. Вот, например, вы нормально работали, а потом, скажем, подвернули ногу. Кто вам ближе всего? Мать, она лечить будет, выхаживать. А за нами кто будет «ухаживать», если что случится? Конечно, СРО.
ООО «Универсал», генеральный директор Эдуард Муро:
– У нас строительная организация, мы хотим объединиться и решить вопросы с конкурсами. Все остальное – текущие дела. Я считаю, что такая организация, как СРО, необходима, потому что она объединяет строителей, здесь можно высказать вслух свои мысли, и к ним прислушаются.
ООО ПСО «Проммонтажстрой», руководитель Николай Мастрюков:
– Сотрудничеством со СРО я доволен, все в порядке. Так получилось, что они организовались одними из первых, вот мы и решили к ним присоединиться. Нам подробно объяснили, что и как.
Редакция газеты
«Уполномочен заявить»