Ненужные герои

Отец, прошедший Украину и Белоруссию, строивший понтонные мосты для прохождения военной техники, помнящий голодные дни, когда приходилось питаться травой, корой, листьями. Сын, получивший в армии травму, повлекшую за собой ампутацию обеих кистей рук, и вскоре после этого лишившийся рассудка. Сегодня эти мужчины, честно отдавшие долг Родине, ютятся в убогой «общажной» комнатушке без окон и дверей и уже одиннадцатый год ходят по кругу в поисках справедливости.
Николай Михайлович Новик живет в обычной на вид девятиэтажке в Азовском районе: село Кулешовка, улица Матросова, 12. Это муниципальное общежитие, и если на его ремонт когда-либо выделялись деньги, то куда они пошли –
неизвестно. Ветеран живет на втором этаже «общаги», в комнате № 16, к нему ведет сколоченная из кусков тонкой фанеры дверь, на которой нет (и, видимо, никогда не было) замка. Площадь – двенадцать квадратных метров, из мебели – две железные кровати. Ни холодильника, ни телевизора. Давно прогнивший пол застелен кусками линолеума, картона – всем, что удалось найти на улице. Старые обои отошли от стен из-за сырости и перепадов температуры и свисают лохмотьями. В оконные рамы вместо стекол вставлена пленка, давно утратившая прозрачность. Вряд ли Николай Михайлович в курсе, что президент пообещал всем ветеранам отдельные квартиры.

Пришла беда, отворяй ворота…

Все, что есть ныне в квартире ветерана, – это то, что уцелело после наводнения в селе Пешкове, которым смыло дом Николая Михайловича в 1999 году. О том, что когда-то жизнь все же была веселее, чем сейчас, напоминает только чудом уцелевший баян. Видавшая виды кухонная утварь стоит здесь же, на деревянных досках, здесь же и электрическая плитка, на которой ветеран греет воду, чтоб постирать белье, приготовить еду для себя и своего сына-инвалида.
Сын ветерана Сергей в 1985 году ушел служить в армию. Попал в Приамурье, на подводную лодку. Все шло нормально, и родители с гордостью показывали соседям фотографии возмужавшего парня. Но на последнем году службы на подлодке произошло чрезвычайное происшествие, в результате которого Сергей получил сильные ожоги кистей обеих рук. Поскольку произошло это перед самым дембелем, то в госпитале Сергея продержали недолго, всего двадцать дней. Он вернулся домой, но после недобросовестного и краткосрочного лечения в госпитале у него началась гангрена. Не долечили – парню пришлось ампутировать обе кисти рук. А на гражданке сказали, что раз в госпитале воинской части положенный по закону месяц не пролежал, значит, нет и причинно-следственной связи, и все это – «бытовая травма». Так, никакой пенсии и прочих привилегий от Министерства обороны Сергей не получил. В двадцать два года молодой человек стал инвалидом, и еще через год его психика не выдержала. Парень попал в психиатрическую клинику, что находится в селе Пешкове, в пяти километрах от Азова. Мать Сергея к этому времени умерла.
Одинокий, убитый горем и преданный сыну отец, желая видеть Сергея чаще, продал свой домишко в Александровке и купил жилье в Пешкове. Говорят, беда одна не ходит, и в 1999 году у ветерана случилось новое несчастье: дом в Пешкове со всем хозяйством, документами, наградами, фотографиями унесла вода, как и другие одиннадцать домов этого села. А сына тем временем из больницы выпустили, но не потому, что ему стало лучше, а потому что он безнадежный.

Сыны родины-мачехи

Так двое мужчин, честно отдавшие долг Родине, остались без крыши над головой и какой-либо поддержки. Некоторым, кто погорластее, тогда дали компенсацию на приобретение нового жилья. А семье Новик выделили комнату в общежитии – «для временного проживания», – но потребовали прописаться. Ветеран поверил властям, прописался, и временное жилье стало постоянным.
Зам.главы Азовского района Николай Михайлец, по словам ветерана, на вопросы по поводу жилья отвечает: «Обойдетесь». Или просит «прийти потом», но «потом» никто не принимает. А кухня в «общаге» рассчитана на восемь семей, и соседи Николая Михайловича беспокоятся о своих детях, потому что Сергей не контролирует свои поступки. Существует акт жилищной инспекции, где написано, что жилье, в котором ютится ветеран, непригодно для проживания. Есть целая стопка бумаг, в которых различные ведомства в своих ответах рекомендуют ветерану обратиться к местным властям.
Вся эта ситуация заинтересовала азовского межрайонного прокурора. В интересах Сергея Новика им был подан иск в суд к администрации Ростовской области, министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства области об обязании предоставить Сергею Новику, недееспособному инвалиду I группы, благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Истец указал, что в льготном списке как инвалид I группы Новик числится под № 1. Прокурором в иске делается ссылка на постановление администрации РО от 03.08.2007 № 312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в соответствии с которым обеспечение жилой площадью граждан указанной категории на территории Ростовской области осуществляется в форме предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность. Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ №81 «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Частью 2 названной статьи предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, согласно требованию п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Представитель  третьего лица (Азовского филиала ГУЗ «Психоневрологический диспансер» Ростов-ской области) просила удовлетворить исковые требования, так как Новик нуждается в улучшении жилищных условий. Однако, несмотря на все это, Азовским городским федеральным судом 22 марта 2011 года было принято решение в иске отказать. В решении судья делает вывод, что инвалид I группы Сергей Новик «не реализовал свое право на предоставление соответствующих документов на получение субсидий во внеочередном порядке на приобретение жилья, не обращался с заявлением, поэтому оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований не имеется». Вот так, инвалид I группы, недееспособный, имеющий только престарелого отца, должен был изучать все постановления федеральных и региональных органов, чтобы успеть реализовать свое право на достойное существование. И именно этот нелепый довод лег в основу решения суда.
«Благодарное» правительство
Мы выехали в администрацию Азовского района, однако ни главу, ни его зама на месте не застали. Что ж, видимо, они очень занятые люди. Секретарь главы отозвалась резко: «Им ничего не положено! Уже был суд. Вы понимаете, что такое суд?». Ох, как понимаем! Потому и приехали.
От этой истории особенно грустно становится накануне Дня Победы. Скоро снова будет парад, и по главной улице города поредевшей колонной пройдут наши ветераны – победители в выцветших, видавших виды пиджаках с медалями на груди и слегка увядшими гвоздиками в морщинистых руках. Прогремит салют, и ветераны снова разбредутся по своим домам и углам, в которых часто нет ни света, ни воды. Но это мало кого волнует, ведь ветераны уже отыграли свою роль – роль живой декорации для необходимого ежегодного театрализованного действия.
Николаю Михайловичу ко Дню Победы приходят письма за подписью президента, в них говорится: «9 Мая – это священная дата в истории страны, самый дорогой для нашего народа праздник. Победа в мае 45-го принесла мир, свободу и независимость нашей Родине, освобождение Европе. Она дала возможность жить, спокойно трудиться и растить детей миллионам людей на Земле. Тем, что день 9 Мая навсегда вписан в славную летопись Отечества, мы обязаны Вам и Вашим фронтовым товарищам, великому мужеству и огромной нравственной силе всего поколения Победителей. Желаю Вам доброго здоровья и благополучия». Вероятно, такое письмо ветеран получит и в этом году.

Оставьте комментарий