В конце будет танец

Премьеру фильма немецкого режиссера Вима Вендерса о Пине Бауш, одном из самых радикальных хореографов планеты, ценители настоящего кино ждали давно. Ростов-на-Дону выпал из списка городов проката этого кинематографического посвящения, и, казалось, не было никаких шансов увидеть «Пина. Танец страсти» в 3D на большом экране в южной столице. Несправедливость удалось устранить самим ростовчанам, которые не только организовали один дружеский показ фильма в Доме кино, но и вдохновили кинотеатр еще на несколько сеансов «Пины».
Перед началом показа Женя Миронюк организовал любопытную акцию. Все пришедшие киноманы получали лист А3, маркер и крупно писали одно слово на выбор из предложенного списка, а потом фотографировались со свежеиспеченным плакатом. Когда Женя сколлажировал снимки, все увидели, что «поддерживают» цитату из Вендерса: «До этого момента движения никогда не притягивали моего внимания. Я всегда воспринимал это как данное. Каждый только двигается. Все перемещается. Только через танцтеатр Пины я научился оценивать движения, жесты, позы, поведение, язык тела, и уважать их благодаря ее работе. Вим Вендерс о Пине Бауш».
В оригинале фильм называется просто «Пина», а уточнение «Танец страсти», используемое в русском прокате, не вполне корректно: ведь это танец и страсти, и свободы, и одиночества, и ускользающей красоты, и мимолетности жизни. За годы работы в театре «Вупперталь» Бауш удалось создать новую форму искусства, которую теперь называют «театр танца Пины Бауш». В нем актеры танцуют, говорят, поют, смеются, плачут на сцене, на природе и в городах. Именно «Вупперталь» стал эпицентром революции в современном танце, и именно благодаря Бауш понятие «театр танца» стало самостоятельной единицей в арсенале современного искусства. Пине Бауш довелось работать с мэтрами кинематографа: она снималась у Федерико Феллини в фильме «И корабль плывет…» и у Педро Альмодовара в фильме «Поговори с ней».
В «Пине» Вендерса мы видим почти два часа фрагментов из знаменитых постановок Бауш «Кафе Мюллер», «Весна священная», «Kontakthof», «Vollmond», перебитых документальными вставками с рассказами участников труппы о Пине. Вендерс снимал многих знаменитостей, но в «Пине» (как и в «Токио-Га», посвященном японскому кинорежиссеру Ясудзиро Одзу) зритель встречается с главным героем не лицом к лицу, а через его искусство и через его ускользающей след в глазах знавших творца людей. Именно эта недостижимость, тень смерти, столкновение конечности жизни мастера и безмерности его творчества делают фильм острым и драматичным.
Вот как прокомментировал свою работу над картиной сам Вендерс: «Пина была самой изумительной женщиной, которую я видел в своей жизни. Ее искусство перевернуло мое сознание. В первый же раз, когда я видел ее искусство, я плакал от начала до конца, я никогда не был свидетелем такой силы, такой степени и свободы эмоций. Я был просто отравлен ее искусством, я никогда не был так поглощен тем, что я видел на сцене или на экране. Я был физически вовлечен в ее постановки, почувствовал себя другим человеком. Я знал Пину двадцать пять лет, мы стали большими друзьями. Для меня самым изумительным опытом, который я перенял у Пины, стало то, как далеко мы можем уйти в самовыражении, не прибегая к помощи слов. Я верю, что слово выживет, но думаю, что найдется и ему замена».
Посмотрев концерт U2 в 3D, Вендерс пришел к выводу, что новая технология поможет ему передать сущность искусства Пины. Началась работа, но летом 2009 года хореограф скоропостижно скончалась, и только благодаря уговорам танцоров театра режиссер продолжил работу. «Сначала я хотел снять путешествие по миру с Пиной и ее танцорами, – рассказывает Вендерс. – Я бы показал, как она работает с ними – ее методы были уникальными. Когда она разрабатывала пьесу, то задавала вопросы своим танцорам, а отвечать просила не словами, а жестами. Но теперь мне пришлось искать замену Пине, а кто лучше знал ее, кроме участников труппы? Так что я задавал им вопросы, которые хотел задать ей. А они отвечали мне танцем».
Трудно сказать, какой эпизод фильма показался самым ярким. Может быть, это юноша, увлеченно танцующий на краю пропасти, может быть, девушка, привязанная грубой веревкой и превозмогающая ее натяжение.
В постановках Пины захватывает энергия преодоления, боль, бесстрашие, с которым танцоры отдаются жизни и встречают экзистенциальные проблемы, сила чувств и честность перед самим собой. Это танцы о человеке на грани катастрофы, о человеке как катастрофе, раскрывающие нашу природу настолько глубоко и полно, что, кажется, сказать о ней больше нечего. Известен афоризм Пины: «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет». Именно это и показывает нам Вим Вендерс, восхищенный и завороженный не меньше нас. Он как-то сказал, что его жизнь спас рок-н-ролл. «Благодаря этой музыке я впервые почувствовал себя личностью, понял, что у меня было право наслаждаться, мечтать и что-то делать. Если бы не рок-н-ролл, я бы сейчас был адвокатом». И творчество Пины Бауш, и новый фильм Вима Вендерса, безусловно, именно то искусство, которое помогает почувствовать себя личностью. Об этом же и слоган фильма: «Танцуем-танцуем, иначе мы потеряны».

Коллаж Евгения Миронюка

Оставьте комментарий