Забытый опыт советской власти

Победной весной сорок пятого, возвращаясь домой, военнослужащие и их семьи оказывались без законного жилья, которое было занято другими жильцами. Причем в одном из случаев, произошедших в Киеве, так называемый «самозахват» произвели жильцы знатные и видные, чьи имена знала вся страна. Подобные ситуации в послевоенное время в СССР не были редкостью. Тем более на бывших оккупированных территориях с их разрушенными городами и поселками, где уцелевшая жилплощадь была дороже золота.

Жилищные льготы защитникам Отечества

В принципе, возникшую в Киеве проблему с военнослужащими могли решить в горисполкоме, в том же горкоме партии, в крайнем случае – в республиканском аппарате. Но громкие имена новых жильцов, их высокие звания и степени сработали не в пользу законных владельцев киевских квартир. И тогда за решение проблемы взялась Москва. Учитывая значимость личностей новых владельцев квартир, разрулить ситуацию, скорее всего, можно было лишь одним путем – поручить Наркомату Обороны страны определить для своих подопечных такие места службы, где бы они имели устраивающее их жилье. Тем более что гарнизонов в стране хватало. Но центр поступил иначе. 28 июня 1945 года Совет народных комиссаров ССР принял Постановление «О представлении возвращающимся в г. Киев военнослужащим и их семьям взамен довоенной их жилплощади, занятой в настоящее время деятелями науки и искусства, другой жилплощади». В правительственном документе говорилось о том, что «в целях создания нормальных жилищно-бытовых условий для научной и творческой работы деятелей науки и искусства УССР Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет: разрешить Совнаркому УССР, в виде исключения, предоставлять военнослужащим и их семьям, возвращающимся в г. Киев, взамен жилплощади, занимаемой академиками, членами-корреспондентами Академии наук, выдающимися писателями, заслуженными деятелями искусства и науки, народными артистами и художниками Союза ССР и народными артистами и художниками республики, другую жилплощадь, по возможности в г. Киеве, или равноценную жилую площадь в городах Львове и Черновцах».
Заметим, об отдаленных гарнизонах и служебной жилплощади в документе не говорится. Хотя военнослужащий – человек подневольный: куда прикажут, туда и поедет. Не стоит считать, что своим постановлением СНК СССР полностью принял сторону новоявленных жильцов. В то время добрая половина населения страны проживала на правах подселенцев, обитала в бараках, ютилась в ветхих лачугах, а то и в землянках. Принятое постановление, думается, разумный выход из сложившейся ситуации. Бесспорно и то, что СНК СССР принимал свое решение, проявляя заботу не только о жилье для военнослужащих, но и о престиже профессии защитников Отечества в целом.
Ежемесячно на его заседании неоднократно поднимались военные вопросы. Только в июне 1945 года СНК СССР принял около десяти постановлений, конкретно касающихся военнослужащих. В их числе постановления об обеспечении семей погибших при исполнении служебных обязанностей работников Наркомата Военно-Морского флота, о сохранении до конца 1945 года льгот по денежным налогам, установленных для семей военнослужащих, погибших, без вести пропавших на фронтах Великой Отечественной войны, о должностных окладах генералов, адмиралов, офицеров, назначенных на работу в гражданские наркоматы и вузы, для подготовки офицерского состава запаса, о пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям. Конечно же, данные правительственные документы работали на авторитет защитников Отечества.
Особую значимость в подъеме престижа военной службы имели регулярно публикуемые в открытой печати постановления СНК СССР о присвоении воинских званий офицерскому составу и генералам Красной армии. Так, в июне 1945 года СНК СССР принял четыре таких постановления. Достаточно отражает заботу советского правительства о людях в погонах и следующий документ.

Об улучшении жилищных условий генералов и офицеров Красной Армии

Постановление № 1466
Совет народных комиссаров Союза ССР
В целях улучшения жилищных условий генералов и старшего офицерского состава, прослуживших в рядах Красной Армии 25 лет и более, совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Обязать Цекомбанк выдавать генералам и офицерам, прослужившим не менее 25 лет в Красной Армии, а также генералам и офицерам, прослужившим не менее 25 лет, но зачисленным в запас и уволенным в отставку по состоянию здоровья или по возрасту, долгосрочные ссуды на проведение индивидуального или дачного строительства с погашением их в течение 10 лет.
Установить размер долгосрочных ссуд:
а) для генералов – в 35 000 рублей,
б) для старших офицеров – в 20 000 рублей.
2. Обязать областные и краевые исполкомы, Совнаркомы союзных и
автономных республик и Главлесо-
охрану при Совнаркоме СССР отводить в бессрочное и бесплатное пользование генералам и офицерам Красной Армии, поименованным в п. 1 настоящего постановления, земельные участки в городах, рабочих поселках и дачных местностях для индивидуального жилищного или дачного строительства и огородов в размерах:
а) генералам – 0,75–1,25 га,
б) старшим офицерам – 0,5–0,75 га.
3. Отводить генералам и офицерам Красной Армии бесплатно лесосеки для заготовки леса в лесах государственного и местного значения вблизи отводимых земельных участков и местах, удобных для вывозки.
4. Разрешить НКО СССР выделять из ресурсов НКО генералам и офицерам Красной Армии необходимые фондируемые и планируемые стройматериалы для индивидуального жилищного или дачного строительства на условиях оплаты по государственным ценам.
5. Разрешить НКО СССР оказывать помощь генералам и офицерам Красной Армии в постройке индивидуальных жилых домов или дач силами строительных организаций НКО в пунктах, где таковые имеются, на условиях оплаты по государственным расценкам.
6. Возложить на Военные Советы округов, на территории которых будет производиться индивидуальное строительство для генералов и офицеров Красной Армии, прием и рассмотрение заявок застройщиков и представление их в НКО СССР для утверждения и составления годового планы строительства.
7. Освободить генералов и офицеров Красной Армии, построивших жилые дома в порядке, установленном настоящим Постановлением, от налога со строений, а также от земельной ренты.
8. Установить, что после погашения ссуд на индивидуальное строительство возведенные постройки поступают в полную собственность застройщика.
9. Обязать НКПС при предъявления актов на застройку беспрепятственно производить перевозку по железным дорогам стройматериалов и стройдеталей для индивидуального жилищного или дачного строительства генералам и офицерам Красной Армии.
10. Разрешить НКО СССР использовать для указанного индивидуального строительства автогужтранспорт стройорганизаций и частей НКО.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. Сталин.
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР
Я. Чадаев.

Москва-Кремль. 21 июня 1945 года.

Тогда было можно, а сегодня невозможно

Обратим внимание на дату принятия постановления. Советский Союз вместе с действующей армией только начинает приходить в себя после войны. Совнарком СССР только приступил к рассмотрению «Перспективного плана восстановления и развития народного хозяйства на 1945–1947 гг.», впереди еще Потсдамская конференция, война с Японией, а советское правительство уже нацелено на решение проблем улучшения жилищных условий генералов и офицеров Красной армии.
Разумеется, случались сбои по вине неистребимой отечественной бюрократии. Все же постановление не превратилось в пустой звук, а действительно работало под строжайшим контролем центра.
Нынешнее правительство относится к ветеранам Вооруженных сил иначе. Такое впечатление, что оно даже не представляет, какая вообще армия нужна стране. Не случайно громогласные заверения власти покончить с жилищным вопросом военнослужащих так и остаются пока заверениями.
Впрочем, сегодня мы живем в совершенно другой стране. О каком, например, отводе в бессрочное и тем более в бесплатное пользование земельных участков сегодня может идти речь, если за два десятка постсоветских лет российская земля стала товаром,
частной собственностью, посягатель-ство на которую карается законом?
Идея правительства времен первого президента России поделить земельные угодья на некие индивидуальные паи привело к тому, что даже местные власти понятия не имеют, кто же конкретно владеет землей бывших совхозов и колхозов.
Теперь странно звучит и положение постановления об «отводе бесплатно лесосек для заготовки леса в лесах государственного и местного значения вблизи отводимых земельных участков и местах, удобных для вывозки».
Во-первых, слово «бесплатно» в современной России, стране тотального рынка, выглядит не столько архаично, сколько нелепо. Во-вторых, о каком отводе лесосек можно говорить, если наши леса, как, впрочем, и земля, поделены на арендные участки, из которых новые владельцы выжимают солидные доходы, наживаясь за счет национального богатства страны?
Не соответствуют сегодняшней действительности и положения постановления о выделении генералам и офицерам необходимых стройматериалов для индивидуального жилищного и дачного строительства на условиях оплаты по государственным ценам. Не соответствуют потому, что в нынешнем российском государстве нет государственных цен, только рыночные. Рассматривая правительственный документ 1945 года в свете современности, лучше понимаешь специфику отношения нынешнего правительства к людям в погонах и всей армии в целом.

Оставьте комментарий