Послевоенное созидание в распил

Началом послевоенного возрождения Ростова-на-Дону может служить 14 февраля 1943 года, когда город был освобожден советскими войсками от гитлеровских захватчиков. Стоит напомнить, что Ростов-на-Дону за годы Великой Отечественной войны был дважды «под немцем». В нынешнем году 21 ноября исполняется семьдесят лет с тех пор, как он был первый раз захвачен противником.

Цена победы

В ноябре 1941 года город оказался захвачен противником. Не секрет, что даже один бой за город уродует его лицо. Но когда он несколько раз переходит из рук в руки, то просто превращается в развалины. Именно таким увидели Ростов-на-Дону советские воины в феврале 1943 года, окончательно выбив из города гитлеровцев. Тогда советская власть начала прилагать робкие усилия по восстановлению города. Сил и средств было мало. Все, чем владел центр, по-прежнему уходило на фронт. Повсеместное, масштабное возрождение города началось только после мая 1945-го. Впрочем, это касается всей территории Советского Союза, испытавшей на себе ужасы гитлеровской оккупации. В восстановительных работах не было второстепенных задач. Все были жизненно значимы – от организации производства выпуска карандашей до создания ядерного оружия. Именно одним из наглядных примеров мощных усилий центра по быстрейшему возрождению страны, восстановлению ее народного хозяйства может служить публикуемый документ правительственного значения, датированный 9 июня 1945 года и самым тесным образом связанный с нашим городом.

Тактические уловки

Интересный момент. В опубликованном документе семь раз упоминается слово «восстановление» и ни разу не говорится об улучшении. И это при том, что документ называется «О мероприятиях по улучшению…». Но ведь между работами восстановительного характера и «мероприятиями по улучшению», как известно, большая разница. Налицо расхождение между названием темы правительственного постановления и самим его содержанием. Как это объяснить? Во-первых, есть все основания считать, что в СНК СССР не очень-то приветствовали вносить в принятые им решения и постановления слова, связанные с восстановлением. Дело в том, что они постоянно напоминали членам правительства о войне и тех колоссальных разрушениях, которые она принесла и над устранениями которых приходится столько работать. Во-вторых, данные расхождения носят, так сказать, сугубо специфический характер, определяемые статьями расходов.
В частности, на выполнение восстановительных работ положена одна сумма из госбюджета, а на мероприятия «по улучшению» – совсем другая. Вот почему названия многих постановлений СНК СССР, связанных с отчетливо выраженными восстановительными работами, имеют «прикрытия» «улучшающего» характера. Например, в том же июне 1945 года Совет Народных Комиссаров Союза СССР принял ряд подобных постановлений. В частности: «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства г. Орска», «О мерах по оказанию помощи жилищно-коммунального хозяйства Московской области» и другие. Спрашивается, о каких мероприятиях «помощи» можно говорить, если в указанных регионах все нужно было восстанавливать с нуля? То же самое относится и к Ростову-на-Дону.
Но не стоить упрекать СНК СССР в том, что он за счет «смягчения» названий своих постановлений экономил на разрушенных войной городах. Тем более в условиях тотальной плановой экономики. Скорее всего, в подобных действиях СНК СССР скрывались своего рода тактические уловки, нацеленные на решение глобальных задач «малыми силами». То есть не только за счет госбюджета, но и за счет средств, уже выделенных наркоматам страны. Об этом красноречиво свидетельствует и факты из опубликованного постановления. В частности, такой пункт: «Обязать НКПС (т. Ковалева) восстановить своими силами и средствами водопроводную станцию третьего подъема в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону». Или пункт постановления о выделении Ростовскому облисполкому для жилищно-коммунального хозяйства 40 грузовых автомашин за счет НКО СССР, 400 забракованных лошадей (забракованные для кавалеристских частей, но не для службы в народном хозяйстве), выделенных за счет того же Народного Комитета Обороны СССР.

Достояние страны в частные руки

Безусловно, тактика советского правительства того времени вполне понятна и вполне оправданна. Столь огромные разрушения на огромной территории страны можно было устранить только всем миром, что, собственно говоря, и происходило. Например, только в восстановлении жилищно-коммунального хозяйства Ростова-на-Дону участвовали семь наркоматов.
Знакомясь с постановлением СНК СССР, нельзя не обратить внимание на четкость поставленных задач, конкретность сроков их решения. Причем сроков рекордного характера. И это при столь внушительных объемах намеченных работ. Что скрывать, сегодня в условиях тотальной капитализации страны на решение задач подобного рода вместо считанных недель потребовались бы долгие годы. Не секрет и то, что сегодня жилищно-коммунальное хозяйство страны переживает нелегкие времена. Зажатое в рыночные тиски, оно действительно нуждается в обновлении. Примечательно, что исходной точкой нынешнего обновления ЖКХ является так называемый распил, нацеленный на то, чтобы наследие советского прошлого как можно быстрее разошлось по частным рукам. Трудно сказать, насколько необходим был именно такой выход из создавшегося положения. Но именно так решило нынешнее правительство. Время покажет, сумеет ли оно достойно повторить то, что в свое время совершил СНК СССР с жилищно-коммунальным хозяйством страны в далеком сорок пятом…

Оставьте комментарий