Слияние безобразного с прекрасным

Достаточно пройтись по улицам старого города, чтобы ощутить бесконечное обаяние cтаринной архитектуры. Но не всем домам повезло удостоиться статуса «памятник архитектуры». Старые дома – уникальные и обычные, вычурные и скромные – сокровище, которое мы теряем. Разумеется, город должен расти, развиваться и обновляться. Но ведь можно же органично вписывать новое в уже полюбившееся старое.

В Европе ценят архитектурное наследие. А у нас?..

Мы редко задумываемся о том, какое значение имеют архитектурные памятники. Между тем, если спросить русского человека, какие ассоциации у него возникают в связи со словами «Франция» и «Париж», большинство наших соотечественников вспомнит об Эйфелевой башне. Невозможно представить себе Вену, Прагу или Рим без старинных зданий. Многие туристы преодолевают тысячи километров, чтобы насладиться этой неповторимой красотой, почувствовать атмосферу ушедших веков, узнать больше о прошлом и лучше понять настоящее. Сохранить архитектурное наследие важно не только как дань истории, это важно для каждого из нас.
Грустно смотреть на то, что происходит с историческими зданиями в Ростове-на-Дону. Многие из них находятся в плачевном состоянии, потому что никто вовремя не занимается их реставрацией. В результате, даже если о старинном доме вспоминают, его уже не удается спасти. Другие памятники архитектуры сносятся без сожаления, потому что затрагивают чьи-то коммерческие интересы. Обычно никто не несет ответственность за это.
Нам следует поучиться у других стран, как решать такие проблемы. Во многих европейских городах есть исторический центр, где сохраняется старинный облик зданий, площадей, мостовых и т. д. В этой части города не бывает современных построек. Здесь каждый архитектурный памятник существует как часть цельного ансамбля. Это создает удивительное впечатление. К примеру, в исторической части Парижа даже современные окна стилизованы под деревянные или прячутся за симпатичными ставнями. И ни одному домовладельцу не придет в голову мысль украсить фасад векового здания белыми металлопластиковыми «шедеврами». Ростов, с его прекрасным архитектурным наследием – не всегда безупречным, но всегда обаятельным, – вполне может перенять опыт исторических кварталов Европы, сохраненных в первозданном виде, где первые этажи домов занимают лавочки, торгующие антиквариатом, музеи, букинистические магазины и ресторанчики. Но на самом деле за примером необязательно ехать в дальние страны. Наверняка многие бывали в старом городе в Риге или Таллинне. Когда ходишь по этим узким улочкам, то как будто попадаешь в другую эпоху. Или вспомним еще более близкий нам Старый Арбат в Москве.
Почему же у нас не получается заботиться об исторических памятниках так, как это делают за рубежом? С этим вопросом мы обратились к заместителю министра культуры Ростовской области Валерию Геласу.
– Проблема – в законодательной базе. К сожалению, закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» несовершенен. Об этом говорит то, что за период его работы внесено уже чуть ли не сорок или пятьдесят поправок. Хорошо, если бы были ужесточены сегодня меры по наказанию за разрушения норм содержания объектов культурного наследия, жилых домов и так далее. Но пока будет существовать штраф с частного лица тысяча рублей и с юридического лица десять тысяч рублей, у нас будут разрушаться памятники. Это смехотворная сумма, штрафы надо выставлять в миллионах. Кроме того, у нас нет полномочий привлечь к ответственности мэра города. Если так будет продолжаться, мы потеряем все памятники.
Должна быть заинтересованность и пользователей здания, и собственников в сохранении памятников. Чтобы они хотя бы какую-то льготу получали, возмещение за сохранение памятника. На Западе если собственник или пользователь вкладывает средства в сохранение памятника, ему выдается компенсация. И он заинтересован в том, чтобы привести в порядок памятник. У нас эта статья выпала, потому что это должно быть заложено в бюджете государства, должны разрабатываться определенные методики. Два слова хотелось бы сказать по поводу объектов культурного наследия, находящихся в городе Ростове-на-Дону. Этих объектов в городе – 480. Достаточно много. Из них в плохом состоянии – порядка 35 процентов. И плюс в аварийном состоянии находятся пять процентов.
– Валерий Михайлович, разве нет возможности сохранить старую часть города в том виде, в котором она дошла до нашего времени, на фоне нового строительства?
– Охрана памятников связана с огромным числом лицензий, к получению которых допускаются не все архитекторы, что тоже вызывает множество неудобств. До сих пор требования, касающиеся строительства в исторических зонах, невнятны. Они включены в Правила землепользования и звучат только как некое ограничение высотности в центральном планировочном районе. Градостроитель-ными законами, существующими на данный момент, основанными на Градостроительном кодексе, контроль как таковой исключен из деятельности администрации города. На сегодняшний день весь контроль, осуществляющийся в центральной части города, – это профессиональная воля нашего главного архитектора города. Все заказчики имеют полное право не согласовывать, что они строят, как они строят. Строители Ростова-на-Дону и области продолжают нарушать законодательство, не проводя необходимых археологических исследований.

Не исчезнуть в бескультурье

– Что же будет с историческим центром Ростова – Соборной площадью, реконструкция которой предполагает в том числе и размещение двухуровневой  подземной автостоянки?
– Проект планировки территории в границах ул. Станиславского, пер. Островского, ул. Московская, пр. Буденновский, ул. Серафимовича, пер. Семашко поступил в министерство 27 января этого года. После устранения всех замечаний в части соответствия требованиям законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия положительное заключение и письмо о согласовании проекта планировки было подписано и зарегистрировано министерством 16 февраля.
Министерство, с целью недопущения причинения вреда объектам культурного наследия, которые могут попасть в зону влияния нового строительства, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при рассмотрении проекта планировки, потребовало включить в проект требования указанной статьи. Проектом планировки предусмотрено, что в случае попадания в зону влияния нового строительства объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории указанных объектов проводятся только при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.
Только государственная экспертиза проектной документации определяет возможность по представленным им проектам строительство не только подземных автостоянок, но и любых других строений (сооружений) без ущерба для существующих строений (и не только памятников). Для людей, живущих в домах, которые не относятся к объектам культурного наследия, не менее важно, что произойдет с их домами при новом строительстве. Мало того, после устранения замечаний, выданных министерством культуры области, в соответствии с проектом планировки все объекты культурного наследия, прилегающие к Соборной площади, подлежат обязательному сохранению, фасады всех объектов культурного наследия подлежат реставрации после оформления разрешительной документации в установленном законом порядке.
– А как же опасения специалистов общества охраны памятников, что строительство может крайне отрицательно сказаться на фундаментах архитектурных памятников, окружающих площадь?
– На основании Градостроительного кодекса РФ, проект планировки относится к документации по планировке территории, не предполагает наличия в своем составе разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия. Эти разделы являются неотъемлемой частью проектов проведения нового строительства, в случаях попадания в зону влияния новостройки объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, о чем сказано в п. 3 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ. Мы, орган исполнительной власти, стоим на том, чтобы исполняли закон, и законы эти направлены на сохранение объектов культурного наследия. Конечно, как мы можем позволить строить подземные уровни, если это может разрушить храм и угрожать строениям, которые находятся в той же охранной зоне?
– Понятно, что город живет, развивается, растет и застраивается. Но кто дает разрешение на возведение в центре города стеклянно-бетонных неинтересных зданий?
– Это вопрос к городским властям. Должен существовать архитектурный совет, который призван выносить свой вердикт. Чтобы главный архитектор города мог выступать на совете, объясняться, рассказывать, продвигать какие-то интересные проекты. Конечно, это нужно делать. А то слились и безобразие, и культура.
Исторический Ростов представляет собой слишком большую ценность для грядущих поколений, чтобы позволить ему быть погребенным под стеклом и бетоном. И теперь, когда руководство страны призывает развивать отечественный туризм, чиновники должны поменять отношение к архитектуре и понять простую истину: чем лучше сохранен исторический облик зданий, тем интереснее и привлекательнее станет наш город для туристов.

Оставьте комментарий