Сельские учителя отстаивают свои права

Закон, освобождающий сельских учителей и проживающих с ними членов их семей от платы за жилье, отопление и электроэнергию, был принят еще в далеком 1931 году. Эта норма была подтверждена и вышедшим в 1992 году законом «Об образовании». Так оно было и в Ростовской области – до 2001 года. Начиная с этого времени, в суды были вынуждены обратиться десятки сельских учителей Каменского района Ростовской области. Их борьба за свои права длится по сей день. Самых активных стали просто травить.
В 2001 году губернатор Ростов-ской области издал постановление № 381, согласно которому большинство сельских учителей лишились льгот. Они остались только у тех, кто проживал в муниципальном жилье, а таких на 2001 год были единицы, потому что в основном все жилье уже приватизировали. И с 2001 года началась борьба учителей за свои права.
В 2003-м, 2004-м, 2005-м годах были массовые обращения учителей в суды, иски подавали целыми школами. В Каменском районе форму заявления написала сама администрация, ее разослали по школам, учителя ее просто подписывали. По решению судов, учителям, которые тогда обратились в суд, все выплатили. А в 2005 году вышел новый закон Ростовской области, в котором льготы учителей были уменьшены настолько, что их даже льготами трудно назвать. В это же время власти нашли еще один повод, чтобы не платить: всех преподавателей музыкальных школ и школ искусств перевели в статус работников культуры. Учителя обратились в Совет Федерации, помог Сергей Миронов, и без всяких судов их снова сделали педагогическими работниками. Зато появилось понятие «доля», согласно которой льготы стали распространяться только на самого учителя, но не на членов его семьи.
Ольга Ильинична Борзова с 1976 года преподает домбру, балалайку и гитару в детской музыкальной школе, в настоящее время является депутатом Каменского районного собрания народных избранников. В 2008 году она первая восстановила свои права и стала активно помогать своим коллегам. Однако, когда учителя попытались через суд добиться справедливости, к их искам стали применять срок исковой давности. Борзова обратилась в Верховный суд с просьбой дать разъяснения по данному вопросу, однако получила по меньшей мере странную отписку: дескать, исследованием судебных решений здесь не занимаются, но практика Каменского районного суда правильная.
«Когда прошло восемь судебных заседаний по искам учителей, – рассказывает Ольга Борзова, – я начала анализировать судебные решения. Дела рассматривали пять судей, и все пятеро принимали решение на основании разных законов. Один применил срок исковой давности, другой не применил, третий признал, что раз педагог получал льготу как ветеран труда, значит, он не имеет права на льготу как педагогический работник, четвертый сказал, что возможно получать двойную льготу и т. д. Невозможно понять логику этих людей, когда один судья пишет одно, а затем пишет другое. Я была на грани нервного срыва».
Система предстала во всей своей красе. Борзова написала целую аналитическую статью, в которой приводила противоречащие выдержки из судебных решений. Всплыли и другие «сюрпризы». Так, в Ростовской области еще в 2009 году можно было заменить натуральные льготы на денежную компенсацию, хотя позволяющий это федеральный закон № 439-ФЗ вступил в силу только 29 декабря 2010 года.
Казалось бы, то, что выявила Борзова, должно было стать информацией для размышления местных властей. Но вместо этого женщину стали травить. «Сколько лет я воюю, – рассказывает Ольга Ильинична, – столько лет меня увольняют с работы: то выговор, то еще что-нибудь. Уволили преподавателя, который поддерживал меня вслух – единственный из всех. А после того, как я побывала на приеме у вице-губернатора, притеснения на работе и вовсе усилились».
Трудно сказать, чем закончится эта борьба сельских учителей за свои права. Сегодня приняты к пересмотру несколько учительских дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Оставьте комментарий