Недавно директор ФСКН (Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков) Виктор Иванов посетил Афганистан. В стране, которая считается главным поставщиком дурмана, прошла антинаркотическая конференция. Цифры, которые были там озвучены, вызывают тревогу за будущее и безопасность России. Оказывается, что за год к нам поступает более десяти миллиардов разовых доз афганского героина. Если сюда добавить выращиваемые на нашей территории мак и коноплю, продаваемый в аптеках кодеин, то нетрудно подсчитать количество наркоманов. Согласно статистическим данным, свыше миллиона человек скончались в течение года только от героинового зелья.
Однажды мне, тогда еще корреспонденту международной газеты «Московские новости», довелось попасть в небольшой городок Краснодарского края Апшеронск. Местные жители пожаловались на бездействие правоохранительных органов в отношении распространителей наркотиков. Меня свозили в горы, показали делянки, где выращиваются конопля и мак. Последним пунктом журналистского расследования стала беседа с отставным милицейским полковником. На него было жалко смотреть. Оказывается, он сам давно сидит на игле. Мой собеседник подтвердил, что бороться с доходным, хотя и смертельным бизнесом им не давали вышестоящие начальники. Молодежь мало кого интересовала, во главу угла ставились деньги и только деньги.
Мне не случайно вспомнилась эта поездка. Буквально на днях к нам зашла женщина из соседствующего с редакцией дома. Она поведала о том, что с наступлением темноты двор заполняется молодыми людьми, которые распивают спиртные напитки, употребляют наркотики. Оказывается, у любителей кайфа давно в ходу не только анальгетики и препараты, содержащие кодеин, но и глазные капли.
Мы прошли в те места, где развлекается подрастающее поколение. Ужас! Кровавые шприцы, пустые коробки от различных лекарств… И это буквально в ста метрах от управлений УВД и ФСБ по Ростовской области. Недалеко от них и ряд круглосуточных аптек. Не думаю, что люди, находящиеся на серьезных государственных должностях, не догадываются, для чего придуман такой распорядок работы. Проезжаешь по Ростову – практически везде на аптеках написано одно и то же: «Работаем круглосуточно». В одну из таких точек мы заглянули утром. Молодой парень в бутылку с пепси-колой бросал какие-то таблетки. Стоящая за прилавком дама дала совет, чтобы тот не так открыто делал гремучую смесь. Она подтвердила, что в настоящее время самый ходовой товар – глазные капли.
Призрак наркомании бродит, оказывается, не только по аптекам и дворам, но и по Интернету. Там запросто можно найти и заказать любой наркотик, причем от самого дорогого до самого дешевого. Рецепты приготовления тоже там расписаны. Первый возникший вопрос: почему и кто допускает эту смертельную пропаганду? И отслеживает ли кто-нибудь этих писак? У нас запрещена пропаганда насилия и экстремизма. Почему практически открыто пропагандируются наркотики? Странно и то, что водку продают только до 23.00, а препараты, содержащие наркотические вещества, продаются без рецепта и круглосуточно.
Мы еще вернемся к этой теме. А пока хочу напомнить читателям о майоре наркоконтроля Марине Призовой, о которой мы писали. Сейчас ее судят по сфабрикованному делу, обвиняют в покушении на мошенничество. Главный свидетель, осужденная за распространение наркотиков, некто Рыжкова. Мне довелось присутствовать на заседании, где председательствовал судья Донцов. Его нежелание разобраться в случившемся с Призовой было явственным. Как мне показалось, он занял сторону обвинения, поэтому практически все ходатайства подсудимой отклонил.
Еще одно существенное процессуальное нарушение, которое не замечает Донцов: возбуждено уголовное дело на Призову как на бывшего работника наркоконтроля, а судят ее как действующего. Если старшего следователя по особо важным делам наркоконтроля Призову посадят, то другие борцы за страну без наркотиков могут опустить руки.
И тогда… останется нам только вести учет смертности молодых людей, а не объявлять всеобщую борьбу с главарями наркомафии. Кто кого побеждает, догадаться нетрудно…