Патриарх Танаиса

Кавалерист и поэт, исследователь и рисовальщик. Человек, воспевший легенды древнего города Танаиса и сам ставший его легендой. Члену Союза художников России, донскому графику и акварелисту Владимиру Пантелеевичу Буримову в этом году исполнилось бы 90 лет. Юбилей и у музея-заповедника «Танаис»: менее внушительная, но все же солидная цифра – 50 лет. Двойной праздник решили отметить необычно, организовав в Ростовском музее изобразительных искусств выставку работ Буримова и его учеников «Древняя земля танаитов».
Бескрайняя степь с нависшими, густыми облаками, склонившийся тополь на фоне кроваво-красного заката, устье Дона в легкой, полупрозрачной дымке… Тут же видишь и развалины древнего города, и далекое чистое небо, и окрестные поля, и предметы быта античных племен. Буримов, родившийся и выросший на земле танаитов, стремился передать особенности жизни того времени с помощью пейзажа. Потому легкие и прозрачные акварели художника все же не лирические, а эпические картины, некая летопись Танаиса.
Патриарх Танаиса, как часто называют Владимира Буримова, написал, по признанию самого художника, около шести тысяч работ. Они разбрелись по музеям и частным коллекциям разных городов России и зарубежья. Тем удивительнее видеть на экспозиции то немногое, что удалось сохранить и собрать во многом благодаря жене покойного художника Наталье.
На выставку, надо отметить, пришли не только «настоящие танаиты» и ученики Владимира Пантелеевича (которых, к слову, было у него около двухсот), пришли желающие послушать о хорошем художнике и великом человеке. Действительно, о Буримове есть что сказать. Вспоминали, как в 1979 году он организовал в историческом музее-заповеднике «Танаис» студию изобразительных искусств, так называемый «Буримник». Как он любил делиться своим опытом и знаниями, и у него всегда было людно дома. Как любил и понимал природу. «Как-то раз я зашел к нему, а на меня кинулся грач с подбитым крылом, – рассказывал приятель художника Валерий Рязанов, старший научный сотрудник, курирующий музей-заповедник «Танаис». – Буримов с ним заговорил: «Ну, как же тебе не стыдно? А ну, уходи!». Грач развернулся и ушел. Вот как Буримов знал язык природы». «Однажды мы ставили вместе этюдники, – подхватывает ученик Буримова Василий Романенко. – Владимир Пантелеевич засуетился, начал куда-то сдвигать свой. Я посмотрел, а там цветок. Учитель обошел его и только тогда поставил этюдник. Даже палатку он ставил на месте, где не было растений. И природа была ему благодарна: у него настолько было развито внутреннее видение, что он мог, запомнив какой-то эпизод, дома полностью его воссоздать».
Природа, действительно, словно благодарила его. Изучив вдоль и поперек окрестности древнего городища, Буримов, по словам его близких, «знал, где расположены подземные ходы, знал, где можно нарыть золота». Рыл или нет, неизвестно. Скорее – только рисовал. Рисовал увлеченно, открыто и душевно. Так, что сделал Танаис настоящей меккой творческих людей.
Возможно, имя Владимира Буримова сейчас знают далеко не все. От этого становится немного стыдно. А он, наш земляк, между прочим, выставлялся в Финляндии, Англии, Германии, Югославии, Шотландии, Болгарии. Теперь пробел в знаниях, если таковой имеется, можно восполнить. Хотя бы для общего развития.

Фото автора

Оставьте комментарий