Судебный перевертыш

Скажите, если в какой-то фразе переставить слова местами, смысл может измениться? Например: «Он отдаст мне сто рублей завтра и миллион рублей через десять лет» и «Он отдаст мне миллион рублей завтра и сто рублей через десять лет». Или: «Он упал и умер» и «Он умер и упал». Как видите, есть разница. В такой перевертыш сыграли с ростовчанином ростовские суды. И это было бы смешно, когда бы не превратилось в проблему, которая не может разрешиться уже почти десять лет.
В 2007 году гражданин Мазаев купил комнату в коммунальной квартире в центре Ростова. В договоре было указано, что в квартире прописан несовершеннолетний, но его обязуются выписать в ближайшее время. Когда сделка была оформлена, новый собственник обнаружил, что в квартире проживают сама продавец Скороварова, ее мама и несовершеннолетний ребенок. Вскоре бывшая хозяйка родила еще одного малыша.
Почти год Мазаев ждал, когда же он, наконец, сможет распоряжаться собственностью, за которую уже выплатил деньги в полном объеме. Время шло, а семья все не съезжала. Тогда покупатель обратился с иском в суд, но довольно быстро проиграл его. Самая крепкая позиция была у прокурора: прокуратура стала горой за маму и за детей. Выяснились подробности дела: когда спорную собственность приватизировали в 2001 году, прописанная в ней Скороварова-старшая дала согласие на то, чтобы дочь при приватизации оформила квартиру только на себя. Потом она согласилась и на продажу недвижимости – дочь приватизировала квартиру и продала ее.
В 2009 году началось новое судебное разбирательство. На этот раз иск Мазаева был частично удовлетворен. Ознакомимся с судебным решением Кировского районного суда от 28 июля 2010 года: «Как следует из п. 19 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника (курсив автора) приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором». При такой трактовке право пользования жилым помещением для бывшего члена семьи собственника, давшего согласие на приватизацию, носит бессрочный характер. И суд делает вывод: за Скороваровой В.А. сохраняется бессрочное право пользования комнатой в коммунальной квартире.
А ее дочь и внуков суд принял решение выселить на основании ст. 35 ЖК РФ: «В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда». Решение Кировского районного суда Ростова-на-Дону поддержал и Ростовский областной суд.
Но вот какая штука: Скороварова-старшая не является бывшим членом семьи собственника, как написано в судебном решении. Под бывшим членом семьи понимается обычно бывший супруг или мать, лишенная родительских прав. То есть семейные отношения прекращены. Скороварову же родительских прав никто не лишал, и она действительный член семьи бывшего собственника. И юридические последствия этого перевертыша самые серьезные: бывший член семьи собственника, если на момент приватизации он проживает в квартире, получает право бессрочного пользования собственностью, а член семьи бывшего собственника – нет. Юрист Александр Сафонов задал резонный вопрос: «Вы что, меняете слова местами?». В ответ он услышал: «Здесь суд, мы не занимаемся толкованием закона».
По логике этого судебного решения, если кто-то из членов вашей семьи когда-то приватизировал квартиру и вы дали на это согласие, то вы можете в любой момент прийти в квартиру и сказать: «Я здесь буду жить».
Что же сама продавец Скороварова? Женщина попросила отсрочить выселение, ей пошли навстречу. По словам адвоката, она говорит, что уедет из квартиры, когда получит субсидию по госпрограмме – сейчас она стоит в очереди. Не исключено, что дело затянется. Приобретатель Мазаев все это время живет на съемной квартире.

Фото автора

Оставьте комментарий