Катарсис. Притон. Гордон

Интеллектуал, журналист, провокатор, а теперь еще и режиссер Александр Гордон представил в Ростове-на-Дону на закрытом показе свой новый фильм «Огни притона». Желающих погреться у огонька набралось немало, и организаторы встречи едва справлялись с потоком журналистов, киноманов и тусовщиков.

Одесса. 58-й

Как рассказал Александр Гордон, кино вышло спустя четыре года после того как было снято, задержка произошла из-за кризиса. Фестивальная история фильма небольшая, но яркая: в программе последнего «Кинотавра» новая лента получила звание «самого красивого фильма фестиваля», на Владивостокском кинофестивале ей достался приз зрительских симпатий, а на Одесском международном кинофестивале «Огни притона» стали фильмом закрытия, что тоже почетно.
«У меня есть глубокое убеждение, что относиться к этому фильму как к реальной истории, как к кондовому реализму, не стоит, – считает Александр Гордон. – Имя главной героини Любовь аллегорично и метафорично, люди, которые ее окружают – это миражи и маски».
По сценарию Любовь – настоящая крепкая селянка, и когда отец режиссера и сценарист картины Гарри Гордон узнал, что Александр пригласил на главную роль Оксану Фандеру, он возмутился: «Нет, ты что творишь! Она же худенькая». «Но я понял, что никого другого снимать не хочу и очень быстро убедил в этом отца, – рассказывает Александр. – Других персонажей набирал уже в соответствии с тем, кто играет главную роль». По словам режиссера, среди продюсеров – огромное количество мужчин, которые влюбились в Оксану Фандеру. А вот что рассказывает сама Оксана: «Я попросила у неба съемок в Одессе. И, похоже, улучила нужный момент. Через некоторое время мне позвонил Александр Гордон и предложил прочитать сценарий. Я его прочитала. Последняя страница перевернула всю историю и мою душу. Это было написано, как дыхание. Я понятия не имела, как это играть. И поэтому пошла. Гордон сказал: «Если вы откажетесь, я снимать это кино не буду».
Алексей Левинский, сыгравший роль полусвятого, полубезумного Адама, вообще актер театральный и в кино не снимается. Когда Александр Гордон позвонил ему и сделал предложение, он вежливо отказал. Тогда Гордон пошел на хитрость и попросил Левинского почитать сценарий и дать советы. На это актер согласился, и когда режиссер связался с ним в следующий раз, Алексей просто спросил: «Когда съемки?».
Действие картины происходит в Одессе 1958 года, в центре событий – яркая красотка мама Люба, хозяйка маленького борделя, в ее подчинении две «девочки», Зинка-Гитлер и Зигота. Время выбрано неслучайно – это первый год Оттепели, когда новая идеология еще не появилась, а старая уже исчезла. Это время, когда впервые за всю советскую историю человек оказался более или менее сам себе предоставлен. «Это безвременье, а раз безвременье, значит, можно говорить о каких-то более глубоких, бытийных вещах, свойственных не только 58-му году, но и жизни человека вообще», – подчеркнул Александр Гордон.

Трижды романтическая проститутка

На пресс-конференции Гордон отметил, что в России нет критики, и дискуссия после показа подтвердила его слова. Гости, которые по задумке должны были высказывать мнения «против» картины, обоснованного суждения так и не сформулировали, в основном вся критика сводилась к тому, что после фильма мрачно на душе или что он недостаточно развлекательный. А вот среди мнений «за» были и интересные – например, Ольги Анатольевны Джумайло, преподавателя факультета филологии и журналистики Южного федерального университета. На сакраментальный вопрос Гордона: «Про что кино?» – она ответила: «Фильм для меня однозначно позитивный. Он про жизнь. Перед нами женщина, которая переживает самый разнообразный опыт, в том числе тяжелый, но у кого он легкий? Наша героиня способна чувствовать эту жизнь, чувствовать и видеть других людей, находить с ними точки соприкосновения, испытывать радость. Можно анализировать какие-то детали, фильм не такой уж простой, совсем не чужд европейским кинемато-
графическим традициям. Но на самом деле эта кинолента о том, что надо продолжать жить, для меня ее месседж – это вечная тема ранимости человека, прощения и милосердия».
Это восприятие близко нашему. Как мне кажется, фильм «Огни притона» о человечности и жестокости, о том, что значит быть человеком вообще. В фильме много эпизодов с унижениями: одесские студентки глумятся над Адамом, с которым так любит разговаривать у моря Люба, жители деревни, в которой живет мать героини, издеваются над самой Любовью, когда она приезжает к своей матери. И на фоне этого еще более пронзительно звучат слова главной героини: «Мне очень жалко людей, особенно всех». Категория жалости для русских вообще особенная, издревле у нас говорят: «Жалеет, значит, любит», и, возможно, в этом и есть пафос «Огней притона»: полюбить всех душевных сил не хватит, а вот пожалеть всех силы найдутся.
Кроме того, в фильме показана ущербность стереотипного мышления. Три раза мать Любы называет свою дочь проституткой, каждый раз с новой интонацией, пройдя путь от полного отторжения к приятию и прощению. Это клеймо преследует героиню, но мы видим, насколько она ранима, благородна, отзывчива. А вот сын прокурора, пытающийся за ней приударить, казалось бы, из интеллигентной семьи, однако не заслуживает другого определения Адама, кроме как «говнистый мальчик».
В конце фильма Люба умирает. Как рассказал Александр Гордон, в сценарии написано: «Она улыбнулась и умерла». Попробуй это сыграй! Почему она умерла? «Умерла она, потому что жизнь прекратилась, ее жизнь кончилась», – считает режиссер. Люба уходит, Адам попадает в сумасшедший дом. И мы понимаем, что очень нужно, чтобы такие люди жили на свете, здесь важен принцип «не стоит земля без праведника», и праведниками оказываются отверженные, сносившие в этом мире издевки и оплеухи.
Интересна и тема «несбывшихся жизней», присутствующая в фильме. Мы постоянно видим детей, которые могли бы быть детьми Любы. Маленький мальчик, смотрящий на нее влюбленными глазами и пришедший из других произведений Гарри Гордона, вариант ее несостоявшейся судьбы.
Обращает на себя внимание мелодия и образность одесского языка – помогло чуткое ухо сценариста-одессита, прожившего в этом городе много лет. Оксане Фандере было легко к нему привыкнуть, ведь она и сама одесситка.

Избавление от фобий

Во время съемок режиссер столкнулся и с проблемами. Так, например, очень трудно было снять сцену в художественном музее, его распорядительница оказалась «антимоскалькой» и в музей пускать киношников не хотела. Это был предвыборный для Украины год, и два министра культуры – наш и украинский – не могли уговорить музейную распорядительницу предоставить помещение. Когда им все-таки это удалось, она заломила такую цену, что Гордон понял, что проще «построить» этот музей, чем снимать сцену в реальном. Съемочная группа так и поступила. Кроме того, по словам Александра, очень трудно было найти Одессу в Одессе, почти невозможно. Древние застройки вырубаются кварталами, город очень сильно изменился.
Гордоновское представление о зрителе закрытые показы скорректировали: «Я полагал, что мой зритель – это «двадцать пять плюс», и был абсолютно уверен, что этих людей немного. Сейчас я вижу в залах людей гораздо моложе, понимаю, что они приходят на мое имя, но они с фильма не уходят и потом достаточно внятно пытаются его обсуждать».
Что нового во время съемок Александр Гордон узнал о самом себе? С этим вопросом мы обратились к режиссеру. «Я не профессионал и настаиваю на этом, – ответил он, – я дилетант. Профессионалы, хотят они этого или нет, зарабатывают деньги и должны снимать кино раз в два года, а то и чаще, они находятся все время в поиске сценария. Я могу позволить себе роскошь снимать кино только тогда, когда мне этого хочется. Побудителем становятся накапливающиеся в жизни вопросы, с годами их количество не уменьшается. И эти вопросы не всегда вербализованы. Тебя что-то мучает, у тебя возникают фобии, страхи, борения с совестью, а ты не можешь понять отчего. Потом ты видишь материал, как я увидел повесть отца, и понимаешь, что где-то здесь ответ на эти вопросы, наверное, есть. Но простое чтение или размышление не помогают, ответы находятся только тогда, когда ты начинаешь работать с материалом. Я после этого фильма избавился от многих страхов. Я перестал бояться не просто своей смерти, а даже смерти близких, что меня всегда очень сильно пугало и было колоссальной частью моей психической жизни. Следующий фильм я хочу посвятить изучению умирания, когда человек понимает, что жизнь перевалила за экватор, когда он понимает, что конец неизбежен, и относится к нему не с ужасом, а начинает приглядываться к этому концу. Как меняется его жизнь, как меняется он сам, как меняются люди вокруг него? И он может совершить в этом состоянии поступок, подвести итог. подобный вопрос не мог возникнуть у меня раньше, потому что я боялся по-смотреть в эту сторону». Кстати, показ фильма «Огни притона» по всей стране начнется с 3 ноября.

Оставьте комментарий