«Чистые» выборы

Ну, вот и состоялись так называемые «самые чистые выборы за всю историю России». Между тем наблюдатели констатируют и другой рекорд этих выборов — огромное число людей, которые голосовали по дополнительным спискам, открепительным удостоверениям или даже вовсе по каким-то справкам. Европейскими наблюдателями были зафиксированы нарушения и в ходе подсчета голосов.

«Систему выборов не изменить»
Явка на президентских выборах неспроста была выше прежней – постарались работодатели, обязавшие своих подчиненных проголосовать и отчитаться «до двух часов». Но главной особенностью нынешнего голосования стала установка на избирательных участках вэб-камер, которые, как предполагалось, развеют миф о фальсификации выборов. Как оказалось, они все-таки воспроизводили звук и неплохое качество… Поэтому все желающие могут и сейчас лицезреть в интернете откровенные вбросы, в частности, в Дагестане. Однако представители избиркома объяснили этот случай перекладыванием бюллетеней тех, кто голосовал дома, в общую урну. Во что верится с трудом, потому что ни на одном избирательном участке так не делают. В любом случае доказать ту или иную точку зрения могут присутствующие при этом наблюдатели. Поэтому возникает вопрос: где они находятся в это время? А ответ получаем, изучая другие случаи нарушений. Так, в Санкт-Петербурге наблюдателей от Прохорова не допустили до участка, заменив своими людьми. Удаляли по надуманным предлогам не только наблюдателей, но и членов УИК, что совершенно непозволительно. В Новосибирске у входа на избирательный участок стояли девушки, предоставляющие якобы образец бюллетеня, а на самом деле агитлисток, потому что галочка напротив нужной небезызвестной фамилии была внесена. Кстати, если перенестись в родные просторы, то в Таганроге, где помимо президента жители выбирали еще и мэра города, тоже был нарушен закон об агитации. По словам таганрожца, мэр города Николай Федянин запретил агитационную кампанию другим кандидатам, а вот штендер с его изображением продолжал занимать видное место в городе и в день выборов. А в Азовском районе Ростовской области наблюдателей, направлявшихся на избирательный участок, продержали сотрудники ГАИ, в результате чего люди приехали к уже опечатанным непрозрачным урнам. У лидеров партий весь день были блокированы телефоны. Простите, но что-то вспоминается знакомая схема с задержанием в прошлом году сотрудниками ГАИ автобуса с ехавшими на митинг людьми и отсутствием на протяжении всей ночи телефонной сети…
Надо сказать, что установка веб-камер все же повлияла на любителей фиктивных выборов. Предусмотрительные председатели УИК боялись, что их махинации увидит мир, поэтому решили пойти другим, проверенным путем… Запустить «карусель» (массовое голосование на нескольких участках по подложным открепительным удостоверениям). Напомним, что открепительное удостоверение получают люди, которые не могут по тем или иным причинам проголосовать на избирательном участке по месту жительства. Однако мало в нашей стране сознательных граждан, которые озадачиваются такой проблемой, как получение открепительного. Потому у знающих людей подозрение вызвали 100 человек, проголосовавших на избирательном участке № 1706 Ростова-на-Дону по открепительным удостоверениям. Но еще серьезнее оказалось то, что открепительные удостоверения получены на соседних, близко расположенных участках, а три из них – даже на том самом, на котором и состоялось голосование! Кроме того, на том же участке голосовали 18 солдат-срочников, причем, как ни странно, им всем уже далеко за двадцать.
Что касается личного опыта, то, будучи членом одной из участковых избирательных комиссий, я было действительно поверила в широко распиаренную «честность». Поскольку нарушений за весь процесс работы комиссии не обнаружила. Однако когда все голоса уже были подсчитаны, и они ожидали лишь своего места в протоколе, у председателя УИК зазвонил телефон. Ее ответы абоненту звучали весьма тревожно и озадачивали присутствующих: «Как? Уже поздно! Я уже ничего не могу сделать!..». А потом, зная о моей принципиальности по прошлым выборам, председатель вызвала меня к себе в кабинет (кабинет директора школы) и стала умолять закрыть глаза на подтасовку голосов. Начала говорить о том, что ее завтра же уволят, если она не добавит кандидату в президенты Путину 4% голосов. Предлагала разбросать бюллетени с голосами за Прохорова (а это – ни много ни мало – порядка 14% голосов), да и дело в шляпе. Но, видя мою несгибаемость, решилась на отчаянный шаг, предложив отдать мне свой гонорар – 5 000 рублей. На мой вопрос: «Вы что, мне взятку предлагаете?» – просила выручить, рассказывая, какое у нее тяжелое положение в семье и что ее точно уволят. А эту систему, мол, все равно не переделаешь… Возможно, но я своими принципами тоже не разбрасываюсь. Поэтому мне оставалось лишь искренне посочувствовать работнику просвещения и посоветовать больше не участвовать в этом «грязном» деле – выборах. Поражает одно – если то, о чем говорила директор школы, правда, то куда мы вообще катимся? О каком образовании можно говорить, если директора школы, наверняка заслуженного учителя, могут запросто уволить за отказ нарушать закон?
Сельские чиновники обеспечили «результат»


Сколько ни говорили на митингах о необходимости честных выборов, сколько ни заявлял сам будущий президент Путин о том, что ему не нужны фальсификации, а власть имущие на местах все-таки расстарались по полной программе. И получалось у них это, как у того дурака, которого заставили Богу молиться.
На северо-востоке Ростовской области общественная организация «Гражданский комитет» (председатель Николай Маликов) постаралась по максимуму ввести в комиссии всех уровней честных и подготовленных людей. Почти везде это возымело эффект, и попыток заниматься манипуляциями не было. Отличился, как обычно, Морозовский район. Глава Петр Тришечкин и председатель ТИК Зинаида Воронова нашим читателям знакомы. Расправляться с неугодными и оказывать давление они умеют. Так, Ирина Езенкова и Александр Гончаров за свою принципиальность при работе на выборах даже увольнялись с работы, после того как их работодателям подробно рассказали о «неблагонадежности» этих сотрудников.
И надо ж такому случиться, что и 4 марта Ирина Езенкова испортила обедню морозовским чиновникам. На своем участке она вместе с другим членом УИК Владимиром Максименко задокументировала факт вброса бюллетеней.
– Некий молодой человек прибыл на участок до начала голосования и занял место среди наблюдателей, – рассказывает она. – Кого он представлял, мы не знаем. В 9.30 мы заметили, как он зашел в кабинку, вышел оттуда с пачкой бюллетеней и бросил их в урну. Мы с Максименко стали задавать ему вопросы, он ответил: «Не ваше дело!» и покинул участок. Председатель УИК Ольга Писарь была явно недовольна тем, что мы составили акт. Прибывшие на место сотрудники полиции нас не опросили, беседовали о чем-то с Писарь, а затем с мужчинами, сидящими за табличкой «Наблюдатели, представители СМИ». Хотя на самом деле это были технические работники районной администрации, один из них – водитель главы района. Более того, в момент вброса они из помещения отлучались и с чистой совестью сказали, что ничего не видели. Председатель комиссии Ольга Писарь почему-то рекомендовала мне писать… объяснительную на имя председателя ТИК Зинаиды Вороновой. Интересно проходил и подсчет голосов. Сдвинули два стола, накрытые скатертями до пола. Бюллетени один раз упали на пол, несколько человек кинулись их собирать. Не могу утверждать, что в этот момент что-то произошло, но при подсчете бюллетеней оказалось больше примерно на четыре сотни, чем я насчитала пришедших на участок.
Путин в Морозовском районе получил аж 80% голосов. Поверить в такое единодушие морозовчан трудно. Особенно если учесть, что многие не скрывали, что голосуют протестно, ибо ассоциируют партию власти и ее кандидата с главой района Тришечкиным.
В некоторых муниципальных образованиях Дона 4 марта вместе с президентскими проходили выборы глав. Конечно, действующие руководители территорий надеялись сохранить свои посты, позиционируя себя как людей Путина и губернатора Ростовской области Василия Голубева. В Таганроге и Куйбышевском районе номер не прошел. Путин там победил, а главы сменились, уступив оппозиционерам. На родине губернатора Голубева кандидат от «Единой России» Ольга Мельникова победила, набрав более 83 процентов голосов. Успех был достигнут благодаря мощнейшим финансовому и административному ресурсу. Агитпродукция Мельниковой издавалась на высококачественном материале и тиражами, сопоставимыми с численностью населения района. Со ссылкой на поддержку губернатора даны неслыханные обещания по организации новых производств и созданию 10 тыс. рабочих мест. На самом деле это был просто список потенциальных инвестиционных площадок, на которые уже 10–15 лет не спешат инвесторы. В день выборов были попытки удаления оппозиционных наблюдателей с участков, а наблюдатель от КПРФ получил такой стресс, что попал в больницу с инсультом.
Белокалитвинские чиновники пребывают в эйфории. В ночь после выборов доводилось слышать их высказывания в том духе, что теперь несколько лет спокойной жизни им обеспечено. Участь коллег из Таганрога и Куйбышевского района их миновала. Видимо, так же думают и морозовские властители. И сильно ошибаются. Обеспечение итогов голосования не даст им никакой индульгенции. Строгий спрос будет и за глупость, и за медвежьи услуги вышестоящему руководству в виде рвения, плавно переходящего в беззаконие, и за исполнение обещаний.
Наталья ОРЛОВА
Сергей АЗАРОВ
Фото авторов

Оставьте комментарий