БЕРЕГ ВЕЛИКОЙ РЕКИ продолжение

23 октября 2012 года в хуторе Колузаево Азовского района Ростовской области побывал инспектор Департамента Росприроднадзора ЮФО. Цель – проверка нарушений, приведенных в нашей газете.

Прогулка по Дону
Встреча в Колузаево с инспектором Росприроднадзора ЮФО Владимиром Викторовичем Полупановым была назначена на 10 утра. Мы приехали в хутор чуть раньше, чтобы на моторной лодке пройти по Дону вдоль береговой полосы. Хозяин лодки Алексей Иванович Крамаров, из хутора Казачий Ерик, предложил взглянуть на «подпольную» дачу, которая, по его мнению, принадлежит одному из руководителей Азовского района. Мы приняли это предложение.
В лодку сели с бетонного мостика, расположенного неподалеку от участка Петра Журкина (о нарушениях которого шел разговор в предыдущих материалах). На мостике находились две бетонные скамейки: видимо, для отдыха или рыбалки. От мостика к участку, на котором выстроен огромный деревянный дом, вела дорожка, выложенная из бетонных плит. Как сам участок, так и деревянный сруб (если следовать букве закона) находились на территории береговой полосы водного объекта (реки Дон) незаконно. Однако это мало кого волнует. В этом убеждает тот факт, что здесь подобных нарушений пруд пруди. К примеру, непосредственно к участку Журкина примыкает еще один участок, владелец которого до сих пор не установлен. Между участком, где владелец не установлен, и участком, на котором расположен деревянный сруб, находится еще земельный участок, уже кому-то выделенный, о чем свидетельствуют бетонные блоки. Причем, ни владельцев участков, ни тех, кто их продает (Комитет имущественных отношений Азовского района Ростовской области) не смущают информационные щиты с надписью: «Прибрежная защитная полоса. Законодательством Российской Федерации установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности».
Однако вернемся к нашему путешествию. Идем вниз по Дону. Справа по ходу движения появляется чудо-остров, на котором располагается какая-то рыболовецкая бригада: катера, сети, трактора и вагончики. Чувствуется, промысловики обосновались здесь надолго. А что? Место – лучше не придумаешь! Ведь отсюда как раз и начинается устье великой реки. Так называемые гирла Дона – ворота для рыбы, идущей на нерест. Закрывай «ворота» неводом и вылавливай рыбку. И никто тебя не накажет, потому что перед браконьером сегодня «ломают шапку» даже те, кто должен строго надзирать за квотами вылова рыбы.
«Подпольная» дача
Дача, о которой идет речь, с русла реки едва-едва просматривается. По словам Алексея Крамарова, этот земельный участок не занесен в кадастровую карту. Хотя космическая съемка (Алексей Иванович показал мне снимок) убеждает, что объект недвижимости на берегу Дона стоит. Подплывая к берегу, обратил внимание, что поблизости нет ни единой рыбачьей лодки – рыбаки располагались на достаточном расстоянии от объекта. «Здесь охранники запрещают ловить рыбу, – пояснил Крамаров. – Однажды я сделал в этом месте вынужденную остановку, так охрана подняла такой шум: дескать, тут ча-стная территория – убирайся подобру-поздорову».
Мы причалили лодку к волнорезу, сооруженному из камней, упакованных в сетку. Поднялись по склону на дорожку, откуда подпольный объект просматривался во всей красе. Успел сфотографировать вместительный бассейн, наполненный водой. И тут вдалеке появились собаки, которые, подняв лай, ринулись в нашу сторону. На этом наше знакомство с «подпольной» дачей и закончилось. Надеемся, что правоохранительные органы разберутся, что это за объект и кому он принадлежит. Даем его координаты: расположена эта дача с зеленой крышей на левом берегу реки Дон в нескольких километрах от хутора Усть-Койсуг по направлению к населенному пункту Шмат. Рядом проходит асфальтированная автомобильная дорога. Так что найти этот объект не составит труда.
Бесправный инспектор
Пока путешествовали по Дону, в Колузаево прибыл инспектор Владимир Полупанов. Мы проинформировали его, что на острове, который находится отсюда примерно в километре, неизвестные лица вылавливают сетью рыбу. «Нельзя ли проверить, есть ли у них лицензия на отлов рыбы? – интересуемся. «У меня нет таких полномочий», – честно признается Владимир Викторович.
Наш разговор долго не клеится. «Как должностное лицо, – говорит инспектор, – я не имею права давать интервью для газеты. Могу комментировать ваши вопросы лишь как частное лицо». Что ж, делать нечего – пусть хоть таким образом получим необходимую информацию. Спрашиваем Владимира Полупанова: «В материалах, посвященных этой теме, мы указывали, что многие нарушения происходят от того, что береговая полоса не зарегистрирована в реестре водных объектах. Так ли это?». – «Вы опять задаете профессиональный вопрос». – «Нет, нет, ответьте, как частное лицо». – «А раз я частное лицо, откуда мне знать, что там зарегистрировано, а что нет. Как частное лицо, я лишь вижу, что Дон сейчас все грязнеет и мелеет. Это я и констатирую». – «А отчего это происходит?». – «В этом надо разбираться. Знаете, сейчас воды стало меньше. Где-то засуха и это, естественно, отражается на водных объектах. У нас, например, уже второй год недобор воды на Цимлянском водохранилище. Непонятно, почему в последнее время не идут дожди. Почему грязнеет Дон? Потому что вовремя не чистится. Раньше регулярно чистился фарватер, а сейчас нет. Поэтому идет физическое заиливание». – «В нашей области создано немало организаций, отвечающих за природоохранную деятельность. Почему они не работают?». – «Не знаю. Более того, у нас существует целая государственная программа по охране водных объектов, выделяются на эти цели немалые средства из бюджета. Но эти деньги в полной мере не осваиваются».
В конце концов, мы выяснили, по какой причине у инспекторов Де-партамента Росприроднадзора ЮФО подрезаны крылья. Оказывается, в силу несовершенства российского законодательства должностные лица этой очень сильной и авторитетной организации самостоятельно не имеют права предпринимать какие-либо действия. «Если нам прокуратура отпишет какую-то жалобу, – заключает разговор Владимир Викторович, – то на основании этого мы обязаны проверить нарушения и дать ответ. Или по запросу газеты, как это произошло в данном конкретном случае».
Иск без удовлетворения
Но и прокуратура, как выяснилось, не всесильна. В этом убеждает гражданское дело, в процессе которого Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура добивалась признания незаконного использования Петром Журкиным земельного участка, расположенного по улице Береговой, 61-г в хуторе Колузаево Азовского района. Не станем перечислять доводы надзирающего органа, изложенные в исковом заявлении, так как в двух предыдущих материалах мы подробно об этом рассказывали. Лишь сообщим, что Азовский районный суд не удовлетворил исковые требования прокурора. Ростовский областной суд оставил решение райсуда в силе, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения. Таким образом, узаконив постройки Журкина в береговой полосе водоохраной зоны.
После того как закончилось судебное заседание, корреспондент газеты «УЗ» подошел к Петру Журкину и представился. Возмущению Петра Карповича не было предела: «Да как вы могли только со слов Галицкого написать о том, что я занимаюсь браконьерством!». – «Мы готовы опубликовать и вашу точку зрения», – сказал журналист. – «Хорошо, – согласился Петр Журкин, – я готов рассказать на страницах газеты о своей деятельности».
К сожалению, до сегодняшнего дня Петр Карпович так и не позвонил в редакцию, чтобы изложить свою точку зрения. Зато бывшие работники его рыболовецкой артели немало интересного поведали о том, каким образом Петр Журкин вылавливал биоресурсы в Дону. Привожу фрагмент аудиозаписи беседы с Алексеем Викторовичем Мягковым: «Сколько в артели у Журкина состояло человек?». – «Поначалу было два звена. В каждом звене выходило от 12 до 25 человек. Работали по суткам». – «Как он руководил подчиненными?». – «Ой, как он руководил!? В основном трехэтажным матом. Это когда был трезвым. А когда пьяным, то к третьему этажу пристраивался еще и четвертый…». – «И как ловилась рыба?». – «Самым хищным способом: с утра до ночи, с ночи до утра. Без остановок…».
Редакции, разумеется, хотелось бы услышать комментарий Петра Журкина по этому поводу. Ведь Петр Карпович не просто руководитель рыболовецкий артели – он еще и депутат Елизаветинского сельского поселения. И должен быть хуторянам примером для подражания. А если гражданин Журкин являет собой отрицательный пример, то тогда ему не место среди избранников народа!
Думается, те нарушения природоохранного законодательства, о которых мы рассказали в цикле статей, должны заставить серьезно задуматься не только руководство Елизаветинского сельского поседения, Азовского района, но и Правительство Ростовской области о гибельном положении дел на территориях, прилегающих к берегу великой реки в районе хутора Колузаево. Мы же на этом свою журналистскую площадку из Колузаево переносим в хутор Казачий Ерик, откуда, собственно, и начинаются гирла Дона.
Продолжение следует

Оставьте комментарий