В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО ПОЛКОВОДЦА

В октябре 1782 года генерал-поручик Александр Василье-вич Суворов прибыл на Дон, чтобы принять под командование Кубанский корпус. Штаб этого знаменитого соединения находился тогда в крепости Дмитрия Ростовского. А спустя 230 лет в станице Нижне-Кундрюченской Усть-Донецкого района Ростовской области был открыт памятник великому русскому полководцу, который в те годы в этой станице выполнял важную государственную миссию.

Как присоединяли Крым к России
Памятник великому полководцу в донской станице был установлен по инициативе Ростовской региональной общественной организации (РРОО) «Суворовско-Нахимовский-Кадетский Союз» («Кадетское брат-ство»). Кстати, это не единственная инициатива данной общественной организации. 5 июля нынешнего года активисты «Кадетского братства» открыли памятник адмиралу Павлу Степановичу Нахимову на территории Ростовского колледжа водного транспорта, о чем наша газета рассказала в одном из своих номеров.
Итак, генерал-поручик Александр Васильевич Суворов вторично принял командование корпусом в октябре 1782-го года. К этому времени политическая и военная обстановка за Доном ухудшилась. А события на Юге России вступали в решающую фазу. В январе 1783-го был издан манифест о присоединении Крыма к России, подписанный Екатериной II. Это, как показали дальнейшие события, составляло лишь полдела. Гораздо труднее было осуществить присоединение Крыма так, чтобы избежать новой войны с Турцией, и в то же время дать решительный отпор ее реваншистским притязаниям. Назначая Потемкина главнокомандующим всеми вооруженными силами России в Причерноморье и Приазовье, императрица предупреждала его, чтобы при занятии русскими войсками бывших владений Крымского ханства «нигде, никак и ничем турка беспосредственно не зацеплять, но… извлекая меч, употребить его на отражение силы силою…». Поэтому решено было до поры до времени манифест о присоединении Крыма к России не обнародовать.
В начале января 1783 года Потемкин вызвал Суворова к себе на совещание. Из крепости Дмитрия Ростовского, сквозь метель и вьюгу, Суворов помчался по заснеженным степным дорогам в Херсон – от устья Дона к устью Днепра. Его сопровождал донской атаман Иловайский. На совещании в Херсоне, в ставке Потемкина, обсуждались вопросы стратегического обеспечения предстоящего присоединения Крыма. Генерал-поручик Суворов получил задачу быть в готовности к решительным действиям как «для ограждения соб-ственных границ и установления нового подданства между ногайскими ордами, так и для произведения сильного удара на них, если б противиться стали…». Главнокомандующий особенно подчеркивал необходимость быстро закончить операцию против ногайцев. А чтобы предотвратить опасность вмешательства Турции, Потемкин приказал Иловайскому усилить Кубанский корпус не менее чем семнадцатью полками донских казаков. Началом этой операции за Доном должны были послужить опубликование манифеста о присоединении Крыма и приведение к присяге на верность России его обитателей (что брал на себя сам Потемкин).
Вернувшись на Дон в середине марта 1783 года, Суворов стал немедленно готовиться к походу в задонские степи. Он лично проверял состояние войск, наблюдал за тем, как шла заготовка провианта и подвоз боеприпасов, добивался лучшей организации службы тыла. Более двух месяцев (с 18 марта до 21 мая) провел он в станице Нижне-Кундрючьей (именно так тогда называлась эта станица) и соседних с нею хуторах и станицах, где были расквартированы части Кубанско-го корпуса и где формировались казачьи полки, предназначенные для участия в предстоящем походе.
Суворов – Потемкину
По словам директора Нижне-Кудрюченской общеобразовательной школы Елены Филиной, Суворов находился в станице с марта по май 1783 года, формируя здесь казачьи полки. «Для чего он это делал? – задала вопрос Елена Ивановна. – Эти полки должны были приводить ногайские племена к присяге на верность царю и Отечеству. В это же время здесь вместе с Александром Васильевичем находился Петр Иванович Багратион. Поэтому планируем установить на территории школы второй памятник – полководцу Багратиону».
Однако в станице Нижнее-Кундрючьей генерал-поручик Суво-ров, кроме проверки состояния войск, получал еще и сведения о передвижениях ногайских племен, обобщал эти сведения для того, чтобы принять то или иное командирское решение. «Приведение ногайских племен к присяге должно было проходить мирным путем, – сообщил в разговоре с корреспондентом «УЗ» председатель РРОО «Кадетское братство» полковник в отставке Геннадий Григорьевич Титарчук, – в трех населенных пунк-тах на Кубани: Ениколи, Ейске и Копыле…».
В школьном музее Елена Ивановна Филина показала архивные документы, свидетельствующие о пребывании Суворова в станице Нижне-Кундручьей. Это были рапорта Суворова Потемкину. В одном из них, датированном 7 апреля 1783 года за № 385 Суворов пишет: «Исполняя повеление вашей светлости, Таганрог-скому драгунскому полку, назначенному в корпус новолинейному (один из новых корпусов, которые были созданы весной 1782 года на случай осложнений при осуществлении намеченного плана присоединения Крыма к России. – Прим. ред.), отправил я сего числа надлежащее мое повеление о следовании для соединения с оным. О чем вашей светлости имею честь доложить».
Здесь же, вместе с Суворовым, находился и донской атаман Иловайский. Он объявил казакам, что «по обстоятельствам происходимого в крымских и кубанских татарах замешательства приготовиться должно всему войску к поголовному походу…». «А посему, – писал он в своем обращении, – станичным атаманам и казакам подтверждается, чтоб к оному походу все состоящие в станицах ваших служилые, войсковые старшины и рядовые казаки и выростки – казачьи дети не ниже пятнадцати лет были в готовности, чтоб по первому требованию могли выступить в поход в 24 часа с трехмесячным провиантом…».
К июню 1783 года началось передвижение колонн в те населенные пункты, где ногайские племена должны были принимать присягу. Основные силы Кубанского корпуса сосредоточились в районе Ейского укрепления, куда прибыл Суворов со своим штабом. Атаман Иловайский остановил свою колонну у селения Койсуг. А третья колонна под командованием генерала Леонтьева стала выдвигаться из Ставрополя. Но мирным путем привести к присяге ногайские племена не удалось. Английские и французские разведчики, работавшие на Кавказе, сумели организовать в ногайских племенах, говоря современным языком, «цветную революцию», после чего по приказу Потемкина приводить к присяге ногайцев пришлось силой.
Возвращение в историю
Всего лишь несколько страниц из богатой полководческой биографии генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. И надо было видеть глаза школьников, участвовавших в торжественном мероприятии по случаю открытия памятника великому полководцу. После митинга, на котором говорилось о выдающихся заслугах А.В. Суворова в истории нашей страны, почетные гости подошли к подножию памятника и сдернули баннер, укрывавший бюст полководца. В руках журналистов защелкали фотоаппараты, телерепортеры снимали на камеру торжественные мгновения современной сельской истории. Так на территории станичной школы родилось еще одно событие, в основе которого лежит любовь к Отечеству, именуемое патриотизмом.
Затем памятник А.В. Суворову освятил настоятель храма отец Александр. В беседе с корреспондентом «УЗ» священнослужитель сказал: «Таких моментов, к сожалению, не очень много в нашей жизни. А ведь детей надо бы возвращать в лоно нашей истории, чтобы они знали, чем богато Отечество. А богато оно такими величайшими, мировыми именами, как Александр Васильевич Суворов. И на этих примерах нужно воспитывать молодежь. Потому что где взять другие примеры? Посмотрите, что сегодня показывают по телевидению – сплошь и рядом разбой и убийства. О чем говорят на популярных передачах? Разве о таких великих людях и тех делах, которые они творили? Нет, конечно. В основном учат тому, как, например, побыстрее разбогатеть. Всякие там конкурсы, как выиграть, например, миллион. Не заработать, а именно выиграть! Поэтому в стране и нравы такие – любовь не к труду, а к легкой наживе. Зарабатывать надо трудом: хоть Отечеству служить, то есть быть на военной службе, хоть работать на гражданском поприще. В общем, трудиться во славу Отечества! Ан нет. Приехал, например, молодой миллиардер из Америки Цукерберг. Встретился со студентами МГУ. И вот этот визг, перед кумиром все преклоняются. Разве на таких примерах надо воспитывать наших детей? От таких примеров надо бежать. А примером должны быть такие люди, как Александр Васильевич Суворов, положивший жизнь свою во славу Отечества. И хорошо, что теперь такой памятник в станице появился. Я стоял на митинге и, с одной стороны, волновался, а с другой – радовался тому, что такое событие произошло. Ведь история нашей великой страны создавалась именно такими людьми…».
Добавить к сказанному нечего. Но все ли из тех, кому доверено воспитывать подрастающую смену, думают об этом?

Оставьте комментарий