«ФИГУРАНТ» ЗАКАЗНОГО ДЕЛА

Памятные даты, как известно, принято отмечать. Торжественно или буднично – другой вопрос. Главное, что отмечать. Даже если эти самые даты не хочется вспоминать. А отмечать – тем более.

За решеткой – борец с коррупцией
20 декабря 2012 года исполняется ровно год, как независимый журналист Александр Толмачев незаконно содержится под стражей. Его обвиняют в том, что он не совершал: в вымогательстве многомиллионных сумм у лиц, которые были подвергнуты на страницах газеты справедливой критике. Кое-кто, возможно, и поверит тому бреду, что изложен в ложных доносах «заявителей», но только не я. С Александром Михайловичем мне приходилось служить еще тогда, когда Толмачев не был тем знаменитым борцом с коррупцией во власти, каким его теперь знает вся пишущая братия России. О том, как проходила его служба в армейской газете в Западной группе войск, расскажу чуть позже, а пока сконцентрирую внимание на заказном деле.
Итак, в этом крохотном для огромной страны эпизоде можно увидеть многое. Например, найти ответ на вопрос, почему у свободных граждан свободной страны, России, в последние годы все сильнее и сильнее проявляется неприязнь к власти. Ко всей ее вертикали. И граждан, увы, понять можно. Нельзя, правда, понять тот факт, за что такого человека, как Александр Толмачев, который помогает этой власти очищаться от коррумпированных чиновников, почти год держат в изоляции?
Бывший военный журналист, подполковник запаса Александр Толмачев – создатель и главный редактор весьма популярной в регионе социально-аналитической газеты «Уполномочен заявить». Он так же является основателем и руководителем информационно-правового центра, пожалуй, единственного в стране столь специфического общественного учреждения, в котором помогают гражданам защищаться от беззакония властей, обеспечивают юридической поддержкой тех, кто стал жертвой чиновничьего произвола. Стоит упомянуть еще одну должность арестанта – с лета прошлого года Толмачев является директором МУП «Новочеркасские ведомости».
Думается, приведенный «послужной список» убедительно доказывает, что обитатель СИЗО – человек деятельный. Именно профессиональная активность Толмачева с четко выраженным правозащитным уклоном, его нетерпимость к чиновничьему произволу, готовность всегда помогать людям в их противоборстве с властным беспределом и принесли ему широкую известность как в Ростове-на-Дону, так и в области. Хорошо знали Толмачева и в Новочеркасске. Причем знали еще задолго до того, как он стал директором «Новочеркасских ведомостей». Важно подчеркнуть: знали все – от рядовых граждан до руководителей города. В Новочеркасске Толмачева, впрочем, и арестовали. В промозглый декабрьский вечер 2011 года. Однако в истории с задержанием Толмачева куда важнее другое – он был арестован по обвинению в вымогательстве.
Детали и главное
Следует сказать, что статья 163 УК РФ «Вымогательство» сегодня является одной из самых востребованных российскими судами. Арест, пусть даже известного журналиста, вполне можно было воспринять как заслуженный успех стражей порядка с охватившим страну тотальным стяжательством в форме откровенного вымогательства. Причем вымогательства, которое приняло форму некоего массового движения в сторону личного обогащения, в плотных рядах которого можно видеть представителей практически всех слоев населения нашей многонациональной Родины.
Что скрывать, в этой разнокалиберной массе страждущих поживиться за счет сограждан путем примитивного способа можно встретить и «тружеников» пера, которые тоже люди и которым, как говорится, ничто человеческое не чуждо. Но, памятуя о том, что обобщение обобщению рознь, все же не хочется аплодировать доблестным донским борцам за чистоту народных масс по случаю проведенной ими год назад операции по задержанию очередного подозреваемого в вымогательстве в лице гражданина Толмачева. Почему? Да потому, что чем пристальнее всматриваешься в детали задержания, проведенного полицейскими год назад, известного на Дону журналиста, чем глубже анализируешь то, что ему предшествовало, и что затем последовало, тем увереннее приходишь к мысли, согласно которой случившееся с Толмачевым – самый настоящий арест по заказу. Этот вывод, думается, имеет полное право на существование еще и потому, что именно такой точки зрения придерживаются многие жители донской столицы, да и всего южного региона страны, считая, что с Толмачевым при помощи элементарного ареста просто свели счеты.
Важно подчеркнуть и другую деталь в заказном деле Толмачева: желающих свести счеты с известным журналистом в том же Ростове-на-Дону хватало. Увы, встречались среди «доброхотов» и так называемые коллеги «по журналистскому цеху», безмерно завидовавшие популярности Толмачева. Но все же в первых рядах горячо жаждущих как можно сильнее и, конечно же, больнее «укусить» главного редактора ряда независимых изданий Толмачева (а также руководителя информационно-правового центра, специалисты которого не раз ставили на место зарвавшихся «слуг народа»), находились герои его многочисленных разоблачительных публикаций. Стоит отметить, что основной костяк разномастной когорты этих самых «героев нашего времени», замешанных во взятках, коррупции и в массе прочих темных дел и махинаций, составляли местные чиновники всех уровней. Включая представителей судебной системы Ростовской области. В общем, самый что ни на есть «цвет» местной элиты.
Думается, не сложно догадаться, с какими мыслями и чувствами этот правящий слой городского и областного масштаба, побуревший от следов алчности и одуревший от осознания собственной вседозволенности, воспринимал острые публикации ненавистного ему журналиста. Отметим лишь, что Толмачеву угрожали. При помощи «подметных» писем и вполне открыто. Порой пытались обещания воплощать в реальные дела. В стремлении наглухо заткнуть рот неугодному главреду и руководителю правового центра его противники активно и стабильно целеустремленно использовали и вполне гуманные методы. В виде привлечения Толмачева к уголовной ответственности. Якобы за его клеветнические публикации, порочащие честь и достоинство «добропорядочных» заявителей.
Привлечение к уголовной ответственности – дело серьезное. Даже если это самое дело – липовое. Попробуй на суде докажи свою правоту! Тем более, что в наше время идти за правдой в храм российской Фемиды – значит добровольно отправляться в самый что ни на есть ад. В общем, методы были выбраны, можно сказать, убий-
ственные. Причем, убийственные не только в плане потери собственного здоровья, времени, но и, зная о том, что собой представляет современный российский суд, особо не надеясь на успех. Иначе говоря, заранее обрекая себя на положение «фигуранта» уголовного дела.
Залог его побед
Толмачеву уже приходилось бороться за себя. За свое дело. Причем, с учетом должностей и властных полномочий инициаторов судебных процессов, их возможностей оказывать давление на «независимые» отечественные суды, бороться, особо не рассчитывая на успех. Даже при его, Толмачева, опыте участия в процессах по уголовным и гражданским делам. Стоит напомнить, что Александр Михайлович – выпускник Северо-Кавказской академии государственной службы по специальности «Советник социального управления государственной службы». И даже при своей поразительной стойкости в отстаивании собственной правоты, а также правоты тех граждан, интересы которых он представлял в судах. Но при всех сложностях происходит, казалось бы, невероятное – Толмачев выигрывает судебный процесс! Тем самым доказывает, что его профессиональная деятельность в отличие от деятельности героев своих критических публикаций, не выходила за рамки закона. И заодно опровергая устоявшийся миф о тотальной неправедности российских судов.
Но за первым процессом следовал второй, третий. Затем четвертый. По процессу в квартал. Словно в соответствии с планом по затыканию рта неугодного журналиста. Планом изощренным, так сказать, многоцелевым. Не получится заставить замолчать Толмачева, зато, наверняка, он будет серьезно отлучен от творческих дел, своих расследований. Да и откуда ему взять время для тех же журналистских расследований при таком накате обвинений и судебных процессов? И нужно признать, расчеты противников Толмачева в чем-то оправдались. Но главное – он стоически отбивал один удар за другим. И выиграл все процессы! Попробуйте отыскать в нашей стране человека, который в течение года четырежды являлся фигурантом уголовных дел и столько же раз выигрывал судебные процессы! Думается, поиски окажутся зряшными. Что вполне объяснимо – сегодня простому человеку выиграть в нашей стране даже один процесс уже самый настоящий подвиг. Отставной подполковник Александр Толмачев выиграл четыре!
Безусловно, залогом его побед в целой серии судебных процессов является правота дела, которому он верен уже не один десяток лет. Бесспорно и то, что за каждым из уголовных дел, которые в минувшем году регулярно, словно в издевку, возбуждались в отношении Толмачева, стояли конкретные люди. Причем те самые, которые, наверняка, имели тесное отношение и к аресту журналиста.
Глас народной газеты
Кто так усердно старался заставить Толмачева замолчать, для него не было секретом. Еще весной этого года, в одном из своих выступлений в «Уполномочен заявить», он информировал читателей: «То, что председатель областного суда Виктор Ткачев и начальник главного управления МВД России по РО Алексей Лапин совместно решили меня убрать с политической арены, у меня не вызывает сомнения».
В отношении Ткачева все в общем-то ясно. В последнее время главным объектом журналистских расследований главреда «Уполномочен заявить» четко обозначилось судей-
ское сообщество региона во главе с его председателем. Важно подчеркнуть: расследовать было что. Разумеется, было и о чем рассказывать читателям «Народной газеты», так уважительно отзываются в регионе о газете «Уполномочен заявить». Характер деятельности судейского сообщества поражал своей отдаленностью от законности и вызывающей близостью к делам, за которые многих служителей донской Фемиды необходимо было привлекать к уголовной ответ-ственности. Толмачеву нужно отдать должное – в ходе своих расследований он не просто выявил «некоторые» погрешности в работе подчиненных Ткачева, а полностью основываясь на фактах и конкретных примерах, раскрыл коррумпированную цепочку судей Ростовской области. Думается, не стоит ломать голову над тем, кто именно являлся «главным звеном» в той преступной цепи. И не случайно председатель Ростовского областного суда так взъярился на главного редактора «Уполномочен заявить», призывая чуть ли не к физическому его устранению.
«Судейский корпус слишком запятнал себя, это показывает опрос населения, давший ошеломляющие результаты. 99% опрошенных сказали, что не доверяют судьям. Было бы логичным, если бы их руководитель, ознакомившись с результатами опроса, подал бы в отставку». Это вновь глас Толмачева. Разумеется, упоминаемый им руководитель – Ткачев…
Что касается генерала Лапина, то его участие в давлении на независимого журналиста Толмачева, больше похожее на умело спланированную травлю, к тому же в связке с главным судьей региона, на первый взгляд кажется странным. Ведь одно дело суды и другое – МВД, как известно, ведомство
особой специфики и безграничных полномочий. Но не стоит удивляться созданию и активному взаимодействию данного чиновничьего тандема, сплоченного одной целью – как можно прочнее заткнуть рот неугодному журналисту, а если повезет, то и, вообще, заставить его замолчать навсегда.
Мечта чиновничьей верхушки
Во-первых, при всем отличии представляемых ими ведомств, они все же являлись чиновниками одной карающей системы, призванной отлавливать и наказывать «отступников» российских законов. А система, как известно, умеет не только сближать, но и спрессовывать в единое целое своих разно-ведомственных служивых. Хорошо известно и то, что особой прочностью эта спайка властной системы обладает в тех отдельно взятых российских регионах, в которых служебные взаимоотношения чиновники укрепляют личностными делами. И не случайно отношение начальника Главного управления МВД РФ по Ростовской области генерала Лапина к независимому журналисту Толмачеву почему-то было весьма схожим с отношением к данному гражданину председателя Ростовского областного суда Ткачева. И это при том, что Толмачев не принадлежал ни к одной ОПГ региона, не значился в полицей-
ских досье хулиганом, аморальщиком, неплательщиком алиментов и
т.п. Более того, в своих газетных публикациях Толмачев призывал граждан к честности, порядочности, к соблюдению законности. Спрашивается, отчего же тогда столь «специфическое» отношение? Может оттого, что в газете «Уполномочен заявить», а также в издании «Аргументы недели. Юг», которое он ранее представлял в регионе, деятельность местных правоохранительных органов не раз подвергалась серьезной критике? А может еще и потому, что Александр Толмачев, как руководитель созданного им информационно-правового центра, так же не раз лично вставал на защиту подчиненных генералу Лапину полицейских, пострадавших от произвола своих начальников? Теперь, думается, понятно, почему главный страж порядка донского края не принял должных мер по заявлениям Толмачева в связи с попыткой захвата его редакции неизвестными людьми, хищением электрокабеля, питающего помещение редакции. Можно сказать, не проявил Лапин свою должностную оперативность и тогда, когда возглавляемая Толмачевым группа жителей областного центра, пострадавших от судебного произвола и решивших искать правды в Москве, была блокирована на федеральной трассе М4 «Дон». Блокирована, разумеется, подчиненными генерала Лапина. И, конечно же, по указанию сверху. Стоит отметить, что та прошлогодняя история с ДТП, в результате которой виновник аварии почему-то был отпущен, а пострадавшие – более полусотни пассажиров автобуса – всю ноябрьскую холодную ночь провели на безлюдной трассе, фактически находясь под негласным арестом сотрудников ГИБДД, требует тщательного расследования и воздания должного организаторам и исполнителям провокации. Что и станет доказательством наличия в России законности. А заодно и покажет, насколько генерал Лапин в той ситуации был на высоте своего служебного положения. Хотя, занятая им позиция непринятия мер по фактам противоправных действий в отношении Толмачева, это и есть его позиция.
Во-вторых, трудно поверить в то, что главный полицейский области не знал о готовящемся аресте личного недруга председателя Ростовского облсуда Ткачева. А в том, что подготовка велась серьезно и долго, можно не сомневаться. Ведь не секрет, что даже дворовая шпана перед очередной своей разборкой и то, пусть и накоротке, но все же обговаривает план своих действий. А тут не какая-то ростовская шпана, а органы правопорядка. И не задержание обнаглевшего лохотронщика или барыги с местного рынка, не арест заезжего «щипача» с автовокзала или взяточника-чинуши из городской мэрии, а задержание известного в регионе журналиста, почти каждое выступление которого носит такой резонансный характер, от которого у того же председателя облсуда Ткачева перекашивается лицо. Более того, задержание не только уважаемого журналиста и авторитетного на Дону юриста, но и активно набирающего политический вес общественного деятеля. Согласимся, столь значимую фигуру с наскока не арестовать. Экспромтом не задержать. К тому же еще с полич-
ным. Для проведения такого ответ-ственного мероприятия требовалось время, нужны были «свои» люди. Разумеется, все это нашлось. Да и как не найтись, если вся чиновничья верхушка региона жила мечтой как можно скорее избавиться от независимого и абсолютно несговорчивого журналиста.
Факты – вещь упрямая
Истину все же глаголят те, кто утверждает, что новое – это лишь хорошо забытое старое. В правоте данного мудрого изречения убеждает и арест Александра Толмачева. Честно говоря, не хочется огульно хулить прошлое, тем более смешивать его самые черные страницы со светлыми абзацами летописи сегодняшней России, всерьез считающей себя страной победившей демократии, но факт – он на все времена факт. В частности, задержание Александра Толмачева как-то откровенно выпукло и грубо прямолинейно напоминает действия печально знаменитых «троек» – известных борцов с «врагами народа» конца 30-х годов прошлого века. Одной из важнейших задач этих борцов с «врагами народа» являлось оперативное и, что особенно значимо, повсеместное выявление противников дела революции и прочей «контры». Причем выявление любой ценой. И, разумеется, в больших количествах.
Полностью соглашаясь с тем, что всякие сравнение на исторические темы имеют устойчивое свойство страдать дефектом хромоты, хочется все же настойчиво обратить внимание на весьма странный факт, невольно свидетельствующий о том, что в мероприятии органов правопорядка по задержанию гражданина Толмачева главенствующую роль сыграла именно злосчастная «тройка». Вот и гадай, голову ломай, как это понимать: то ли роковая случайность, то ли, так сказать, традиции отечественных органов в нерушимом строю.
Конечно же, в отличие от своей предшественницы тех мрачных лет нынешняя «тройка» была представлена в современном виде. Как и подобает духу сегодняшнего времени, у нее имелось отчетливо выраженное рыночное лицо и такое же содержание. А точнее говоря, состояла из трех ростовских предпринимателей. Причем, один из них с весьма символической для данной мутной истории фамилией Козлов, по какой-то только лично ему известной причине, «кинул» остальных двоих своих компаньонов почти на полтора миллиона рублей. Возмущенные таким поведением Козлова кредиторы за помощью обратились к Толмачеву. Что вполне объяснимо. Толмачев в регионе человек известный, с опытом участия в арбитражных судах. К тому же, не имевший привычки оставлять людей в беде. Изучив документы, согласился помочь.
Получив доверенность на «представительство интересов» пострадавших предпринимателей перед «третьими лицами», включая ведение дел доверителя в судах, приступил к работе. Чем закончилась его «миссия миротворца», известно – предприниматели нашли общий язык и спокойно продолжали свою торгашескую деятельность. Что же касается нанятого ими юриста Толмачева, то он оказался в СИЗО. В качестве обвиняемого в вымогательстве.
Продолжение следует.

Оставьте комментарий