Лекарство от жадности

очень не помешало бы выписать российской банковской системе

Нет в России отрасли, находящейся в таком привилегированном положении, как банковская система. Государство холит ее и лелеет, хранит, как зеницу ока. Достаточно вспомнить конец 2008 года, когда волна мирового финансового кризиса докатилась до российской экономики. На что в первую очередь были брошены государственные финансовые резервы, деньги налогоплательщиков? Правильно, на спасение банков.

Триллионы рублей разлетелись на пополнение этих огромных кубышек. Взамен предполагалось, что банкиры смягчат подходы к кредитованию промышленных и сельскохозяйственных предприятий, малого бизнеса, физических лиц с учетом непростой ситуации в экономике. Но, правительство предполагало, а банкиры располагали. В том числе и возможностями по выводу средств господдержки за рубеж. До реального сектора экономики, испытывавшего острейший дефицит оборотных средств, значительная часть денег так и не дошла. А та, что дошла, выделялась в виде кредитов с еще более строгими условиями, чем до кризиса. Нестабильность понимаешь, банкам надо страховаться от рисков вдвойне надежно.
Они умудряются аккумулировать в себе гигантские средства, словно сверхмощные пылесосы, вытягивая их и из государства, и из простых граждан. Взять хотя бы материнский капитал. Многие семьи, рассчитывая на него при рождении второго ребенка, стали активнее брать жилищные кредиты, а получив от государства этот капитал – досрочно их погашать. Банки снова «в шоколаде» – число заемщиков выросло и оборачиваемость выдаваемых средств ускорилась. Ведь досрочное погашение, чтобы там банкиры не говорили, для них более чем выгодно. Но и здесь банки ведут себя, подобно ненасытному мужику-алкоголику из анекдота. Помните, поймал мужик золотую рыбку, заказал в качестве первого желания цистерну водки, потом море водки, а третьим желанием стало «ну еще чекушечку»? Так и банки. В 2012 году моя семья погасила кредит с помощью материнского капитала. В отделении Пенсионного Фонда нам сказали, что вопрос решен окончательно, а потом нас вызвали в банк и попросили доплатить еще почти 3 тысячи рублей. По аналогичному поводу в кредитный отдел вызвали еще нескольких человек, недавно погасивших кредиты материнским капиталом. Суммы доначислений доходили до 7 тысяч рублей. На наши вопросы сотрудница банка ответила, что набежали некие проценты, а когда мы стали уточнять, взяла, да и пристыдила всех – вам государство дало такие деньжищи на погашение кредита, а вы тут мелочитесь! Конечно, все заплатили требуемые суммы, только бы быстрей закончить отношения с банком, которому мелочиться можно, а нам, простым смертным, нельзя.
Еще одним источником удовлетворения банковских аппетитов стало повсеместное внедрение зарплатных пластиковых карт. Это сделано под видом того, что надо шагать в ногу с цивилизованным миром. Эмоциональный, но меткий комментарий дал в одной из телепередач крупный бизнесмен Алексей Ананишнов: «В воинской части, находящейся на отшибе, нач-фин собирает карточки, переписывает пин-коды, едет до ближайшего банкомата, снимает деньги и в мешке везет их для раздачи в часть. Это технологии сегодняшнего дня! Подавляющее большинство россиян не может ничего откладывать, они идут и снимают зарплату с карты в день перевода, всю, до копейки! То есть мы просто кормим оборзевшие банки, которые устанавливают комиссии, невиданные в Европе!».
К этому можно добавить и социальный фактор. Практически принудительное внедрение зарплатных карт привело к массовому сокращению должностей кассиров в организациях. И про бессмысленность – в малых и средних городах, на селе очень мало мест, где что-то можно купить по безналичному расчету. Впрочем, банки иногда готовы поделиться. Не с нами, правда. Об этом с недавних пор узнали те, кто платит за различные услуги через терминалы Сбербанка. Например, за ЖКУ. Суммы в квитанции начислены неровные, да еще с копейками. Приходится опускать в терминал сумму, округленную в большую сторону. Раньше все было логично – все деньги шли на счет поставщика услуг и в следующем месяце при начислении переплата просто учитывалась. Теперь на экране терминала высвечивается надпись, предлагающая выбрать, куда отправить сдачу – в некий благотворительный фонд или на указанный вами номер мобильного телефона. Особенно не радует это новшество считающих каждую копейку пенсионеров. С их доходами не до благотворительности и на счету мобильника лишние деньги особо не нужны. Но от навязанного платежа никуда не денешься. Почему-то Роспотребнадзор и антимонопольная служба на это не реагируют. Наверное, потому, что банки на негласном особом положении.
Иностранному коллеге наших банкиров в самом сладком сне не приснится такое щедрое доброе государство и такой рекламный ролик, в котором клиенты сходят с ума от радости и бегут наперегонки получать специальный кредит в честь праздника «всего под 13,9 процентов». 

Оставьте комментарий