Творчество ростовского фотохудожника Михаила Малышева давно обсуждается любителями искусства фотографии. Нам стало известно, что недавно Михаил начал работу над новым интересным проектом «Ключи от детства». Нам захотелось больше узнать о его творчестве, личности и, конечно, о том, как идёт работа над новым циклом фотографий.
– Когда и как началось ваше увлечение фотографией?
– Всё началось примерно лет 15 назад и совершено случайно. До этого мне не нравилось заниматься фотографией. Поэтому привычный для читателей миф о работе, о которой мечтаешь с детства, тут можно отбросить. Тогда в нашей стране как раз схлынула очередная волна увлечения фотографией, фотографическая съёмка была определенной редкостью. Середина 90-х была затишьем, человек с камерой – это необычным явлением. Случилось так, что знакомые художники предложили фотографировать их картины. Мой труд оплачивался, и это был немаловажный стимул — для новичка важно чувствовать какую-ту отдачу. Я окупал затраты на плёнку, и это уже было здорово. К тому же, у меня был психологически противоречивый период – я работал на телевидении, но чувствовал, что это не мое. И когда появилась возможность работать фотографом, я оставил телевидение и вошёл в это замечательное дело.
– Что вас привлекало в искусстве фотографии в юности и что привлекает сейчас?
–Когда я начинал фотографировать, мне нравилось снимать что-то эпатажное, экстраординарное. Фотографы, которые мне нравились тогда, были фотографами готического плана, например, Джоэл Питер Уиткин. Первый мой художественный цикл фотографий назывался «Тёмная комната». В нём было достаточно много вычурного, страдальческого. Меня тогда интересовали тёмные глубины подсознания людей. В настоящее время меня интересует светлая сторона жизни. Это относится не только к фотографии, но скорее, к моему мироощущению, к той части мира, которую я готов сейчас воспринимать.
То, что фотография как таковая переживает кризис – последние лет тридцать, не может не отражаться на творчестве. Ведь для фотографического искусства важны какие-то открытия: визуальные, концептуальные. И этих открытий в последнее время не происходит. В эпоху, когда, кажется, всё открыто, происходит стирание приемов, принципов, что, в общем-то, нормально для общества постмодерна, в котором мы живём. Но есть ощущение каких-то глобальных трудностей, которые преодолеть можно на качественно ином уровне. Это создаёт настроение продуктивной неудовлетворённости. Я знаю, что могу сказать нечто новое уже потому, что я не похож ни на кого другого.
– Я заметила, что у вас часто портретные фотографии, особенно фотографии знаменитостей, чёрно-белые. Что именно привлекает вас в черно-белой фотографии?
– Чёрно-белые фотографии хороши тем, что они не отвлекают цветом. Есть и нюансы технического плана: зачастую известных людей приходится фотографировать в странных, необычных ситуациях, где цвет одежды не всегда гармонирует с фоном и т. д. Поэтому чёрно-белый вариант здесь выход. И, конечно, у чёрно-белой фотографии есть определенная магия. Она обращает внимание не на эмоцию, которую задаёт внешний мир своими красками, а на эмоцию, которую испытывает человек, на его внутренний мир. Она более психологична.
– Вы снимали многих замечательных людей: Тину Канделаки, Фёдора Бондарчука, Валуева и других. Общение с кем из этих людей вам особенно запомнилось? Кто наиболее впечатлил вас?
– Из последних мне запомнился Валуев – на удивление разумно мыслящий человек. А ведь о боксерах есть расхожий стереотип: мол, им не нужна голова. Но, откровенно говоря, мне более любопытно фотографировать бизнесменов, чем актёров.
– Почему?
– Потому что это люди, глубоко задумывающиеся о мелочах и пытающиеся досконально понять, как всё устроено. Дело в том, что основная проблема любого творческого человека такова: чаще всего мы можем только творить, не обращая внимания на материальную сторону вопроса, считаем, что зарабатывание денег губительно для творчества. У бизнесменов же развито другое полушарие, этому я учусь у этих людей. Мне удается делать и коммерческие работы, и некоммерческие проекты, достигать равновесия. Я пытаюсь перенять у бизнесменов элемент бизнес-мышления, экономический элемент. Он помогает мне. Вообще бизнесмены – это люди, которые много и активно создают.
– В Интернете много ваших фото. Кто вас снимает? Кто любимый фотограф такого взыскательного человека, как вы?
– Разные люди. В основном мои друзья. Когда-то я открыл для себя: чтобы понять модель, нужно самому периодически бывать на её месте. Поэтому я охотно позволяю себя фотографировать. Главное, чтобы люди, которые это делают, понимали: наше отношение к человеку полностью передаётся через фотографию. Дружеские фото завязаны на глубоких вещах.
– В Ростове известна Школа фотографии Михаила Малышева. Там вы обучаете начинающих фотографов важным вещам и техническим тонкостям. Какие три самые важные вещи, на ваш взгляд, должен помнить молодой фотограф?
– Я пытаюсь научить их информационному подходу к фотографии. Во-первых, снимок не должен быть перенасыщен информацией, во-вторых, он не должен быть слишком скучным. В-третьих, фотографировать нужно сразу, иначе, возможно, самое ценное будет упущено: жест, эмоция, настроение.
– Почему признанный фотохудожник живёт до сих пор в Ростове, а не в Москве или Петербурге? Не возникало ли у вас желания переехать?
– Желание такое периодически возникает, но довольно быстро испаряется. Я сам родом из Питера, и не считаю, что жизнь там особенная. Скажем, там или в Москве можно быть более состоятельным. Но, начиная жить в больших городах, ты теряешь себя и начинаешь больше думать, как бы заработать на жизнь. Мне в Ростове в этом плане более комфортно.
– Были ли моменты в вашей жизни, когда вы сомневались в своем профессиональном выборе и хотели всё бросить?
– Нет, такого не случалось. Были периоды, когда приходилось очень тяжело, приходилось много работать на перспективу, но я понимал, что это временное явление, одна из ступеней и что я на правильном пути.
– Вы автор многих интересных циклов фотографий. Нам стало известно, что сейчас вы работаете над новым проектом – вы формируете выставку, где будут фото взрослых людей с игрушками их детства. Что нового для себя открыли вы благодаря этому проекту?
– Мы и наши игрушки – тема особенная и глубокая. У меня есть рыжая знакомая девушка, похожая на лисичку. Как-то эта знакомая показала мне любимую игрушку своего детства – ею оказалась плюшевая рыжая лиса, очень похожая на свою хозяйку. У меня любимой игрушкой был плюшевый мишка. Он большой, крупный, тоже очень похож на меня. Опять же, он мишка, я Михаил. Мне захотелось отследить эти моменты на других людях. Я сделал большую фотосессию, которая длилась целый день. Через меня прошли десятки людей, это было очень интересно.
– Вы храните свою игрушку?
– Конечно! Наверное, я рассматриваю этого медведя как часть себя. Я бы не смог его выбросить. Кстати, я знаю успешных, сильных людей, которые в трудные моменты своей жизни кладут рядом с собой на подушку какого-нибудь плюшевого кролика.
– Обычно принято спрашивать о ближайших творческих планах. Но я хочу узнать, каким вы видите своё творчество через пять лет? Может быть, что-то есть такое, что вы боитесь планировать, но о чём можете мечтать?
– Мне хотелось бы быть через пять лет здоровым, богатым, сбросить килограммов пятнадцать. Отточить мастерство и стиль, чтобы человек посмотрел на фотографию и даже не задавался вопросом: «Кто её автор?», а знал бы, что это – я.
– Чем вы увлекаетесь, кроме фотографии?
– Таких увлечений несколько. Мне нравится музыка, я немного играю на гитаре, написал около десяти песен. Ещё я люблю сочинять смешные фразы. Возможно, в скором времени попробую себя в роли стенд-ап-комика. Очень хочется.
– Представьте, что любые три ваши желания относительно любых вещей на Земле будут немедленно исполнены. Какие это желания?
– А ты точно золотая рыбка? (Смеётся.) С желаниями нужно быть осторожным. Мне бы хотелось жить вечно, быть в здравом уме и сделать большое открытие в области фотографии.
От редакции.
Это интервью необычное. Вернее, провёл его необычайно одарённый человек – ученица Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ростовской школе-интернате № 28. Девочка учится в девятом классе, и эта статья – её журналистский дебют. Хочется поздравить Альбину с ним и пожелать дальнейших творческих успехов!