ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ – ПРИВЫЧНОЕ «РАЗВОДИЛОВО» ДЛЯ РОССИЯН?

В первой половине апреля из Правительства РФ прозвучало два почти взаимоисключающих мнения по поводу высоких цен на товары в нашей стране.
Сначала высказался министр экономического развития Андрей Белоусов. Стоимость товаров в России по его словам высока из-за торговой культуры: отечественный покупатель привык к таким ценам. Привычка покупателей к высоким ценам позволяет продавцам увеличивать розничную наценку до сотен процентов.
Белоусов добавил, что это можно назвать жадностью, а можно – правильным расчетом, так как если люди готовы платить, то предприниматель может поднять наценку. Он назвал сложившуюся ситуацию психологическим феноменом, который демонстрирует скорее не экономическую ситуацию, а отношение к деньгам. Бизнесмены часто продают по высокой цене товары ниже класса люкс, а покупателей «просто разводят». По словам министра, цены снизятся в связи с приходом в Россию иностранного бизнеса.
А вот непосредственный начальник Белоусова, председатель правительства Дмитрий Медведев в привычку россиян верить не захотел и поручил Федеральной антимонопольной службе, профильным ведомствам и губернаторам представить предложения по регулированию ценообразования на продукцию животноводства.
В ходе совещания о дополнительных мерах господдержки развития животноводства, которое Медведев констатировал: несмотря на существенное падение после вступления в ВТО закупочных цен на мясную продукцию, цены в магазинах не изменились.
«Это, конечно, полное безобразие, анти экономическое, потому что цены (закупочные) на продукцию животноводства из-за этих факторов снизились практически на треть, а в магазинах практически не изменились. Это значит, что экономические регуляторы не работают», – заявил премьер.
Выходит, что те рыночные рычаги, которые во всем мире действуют абсолютно эффективно, у нас пробуксовывают. В России работают совсем другие. Ввиду того, что перерабатывающая отрасль так и не восстановилась полностью после погрома в лихие 90-е годы прошлого века, производители мяса и молока попали в тяжелую ситуацию. У нас, в Ростовской области, это заметно особенно. Зайдите в любой магазин и увидите – почти все молочные продукты на прилавках из Краснодарского края. Очередной удар молочному направлению животноводства на Дону наносится сейчас, когда руководство холдинга «Валинор» из-за финансовых проблем пускает под нож 700 дойных коров в Кагальницком районе. Получается парадокс – молока в области производится не так много, но производитель не может получить за него хоть сколько-нибудь приличные суммы от переработчиков. Потому, что уцелевшие молочные комбинаты, пытаясь конкурировать с теми же краснодарцами, стараются взять молоко как исходное сырье по копеечной цене. Зато проблемы и тех, и других вовсе не волнуют торговый бизнес. Он держит цены на заоблачном уровне, наплевав на все законы рынка и ВТО.
Нечто похожее происходит с мясом. Выживших мясокомбинатов осталось мало. Зато торжествуют перекупщики. Они скупают в деревнях мясо по все более низким ценам. Некоторые, с хорошо подвешенным языком пытаются проводить с крестьянами «политинформации» о том, как проклятое ВТО вынуждает их снизить закупочные цены. Потом крестьянин, приехав в город и увидев свое мясо на прилавке рынка, чешет затылок – что ж это за ВТО такое, которое только меня заставляет сбивать цену, а перекупщику не мешает наращивать проценты прибыли? Дело, конечно, в данном случае не в ВТО. Вступление в него еще не отражается на нас по полной программе. Возможно, в скором будущем это проявится в выборе – «свое мясо дорогое или чужое дешевое, но непонятно от какого животного». Пока дело в нашей порочной и насквозь коррупционной системе, выгодной недобросовестным чиновникам, сотрудникам контролирующих органов, правоохранителям, бизнесменам. Не ВТО предписывает устраивать ценовой сговор, заметный на любом городском рынке и в магазинах, создавать все условия для перекупщиков и всячески притеснять сельского производителя. Иной предприниматель и готов бы не драть по три шкуры с производителя и потребителя, но знает, что в таком случае на него организуют «жалобы граждан», затравят проверками, которые обязательно «выявят вопиющие нарушения». Наверное, главе правительства, возмутившемуся ценами на продукцию животноводства, следовало подключить к разбирательству с проблемой и правоохранительные органы. Ведь уровень цен на местах во многом поддерживается не совсем законными методами.

Оставьте комментарий