АЛЕКСАНДРУ ТОЛМАЧЕВУ ПРОДЛИЛИ АРЕСТ

Слушание уголовного дела ростовского журналиста Александра Толмачева окончательно приобрело черты карательно-репрессивного правосудия. Он был задержан 15 декабря 2011 года в городе Новочеркасске Ростовской области на улице Думенко по обвинению в вымогательстве, 20 декабря взят под стражу. По делу, кроме него, проходят еще два человека — Юрий Галаган и Елена Морозова, но они, в отличие от журналиста, остались на свободе с подпиской о невыезде.

 

Напомним, Елена Морозова и Юрий Галаган — первые лица ООО «Кипчак» — весной 2011 года обратились в редакцию газеты «Уполномочен заявить», издателем и главным редактором которой был Александр Толмачев.

Суть предложения была проста: Толмачеву предложили стать представителем ООО «Кипчак» в Арбитражном суде Ростовской области против ООО «София», которое, по мнению Морозовой и Галагана, отказывалось возвращать долг — свыше одного миллиона рублей — и освещать процесс на страницах своей газеты. Толмачев заключил договор об информационно-правовом обслуживании и принял активное участие в судебной тяжбе.

15 декабря 2011 года Юрий Галаган и Елена Морозова встретились с Толмачевым и сказали, что директор ООО «София» якобы готов прямо сейчас встретиться, заключить мировое соглашение и добровольно погасить задолженность.

Встреча произошла в Новочеркасске, около мэрии, примерно в час дня. Едва Толмачев подписал текст мирового соглашения, подъехали сотрудники полиции и произвели задержание — по обвинению в вымогательстве денег у фирмы «София»…

Под стражей Александр Толмачев — журналист, издатель двух СМИ, полковник в отставке, лауреат премии имени Артема Боровика (2012 года), человек, известный своими антикоррупционными статьями и ссорой с председателем Ростовского областного суда Виктором Ткачевым, а также признанный Международной организацией «Репортеры без границ» политическим заключенным, — находится уже более двух лет.

 

Судебная тяжба

Судебный процесс начался было в начале лета 2013 года в Новочеркасске, но Верховный суд удовлетворил ходатайство адвокатов Александра Толмачева и общественных защитников о переносе слушания дела в другой регион. В связи с тем, что подсудимый настолько испортил отношения с донским правосудием, что есть серьезные сомнения в объективности рассмотрения его дела.

Подобное решение пока является единственной удачей адвокатов и общественных защитников опального журналиста. Да и эта победа оказалась пирровой: Верховный суд назначил слушание в стенах Кущевского районного суда Краснодарского края, а председатель вышеупомянутого суда Виктор Сероштан на первом же заседании распорядился слушать дело Толмачева так называемыми выездными заседаниями… в Ленинском районном суде Ростова-на-Дону. В общем, дело фактически вернулось туда, откуда адвокаты старались его вывести.

 

Участь Магнитского

На стадии следствия и с начала судебных слушаний адвокаты Толмачева пытались изменить меру пресечения в связи с ухудшением состояния здоровья подследственного, а потом и подсудимого.

Обычно медицинский диагноз является врачебной тайной, но в ходе судебных процессов неоднократно перечислялись заболевания, обострившиеся со времени взятия под стражу. У Толмачева, побывавшего уже в четырех следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, — гипертония, диабет, киста на обеих почках… И только из-за невозможности провести медицинское обследование неизвестно, продолжает ли новообразование оставаться доброкачественным или перерождается в злокачественное.

Все это нисколько не смутило ни следователей, ни судей. Мера пресечения осталась без изменений.

В конце августа 2013 года начались выездные заседания Кущевского районного суда, а 14 января 2014 года судья Виктория Ананич совершенно неожиданно приняла решение перенести слушание дела обратно, в Кущевку. Заседание было назначено на 28 января. Толмачева из ростовского СИЗО-1 снова этапировали в следственный изолятор города Армавира.

Присутствовавшие на этом заседании родственники и представители общественности видели, что Александр Толмачев плохо выглядит, он сильно похудел, цвет лица — серо-землистый. Впрочем, настрой у него был боевой.

Представитель гособвинения красовался в новых погонах со звездой майора, и на вопрос, за какие заслуги, отмолчался.

Судья Виктория Ананич в стенах «родного» суда держалась так же уверенно, как и в Ленинском районном суде.

Единственный итог заседания 28 января — с одного из подсудимых — Юрия Галагана — сняли два эпизода обвинения по ст. 119 в связи с истечением срока давности.

Адвокат Сергей Емельянов и общественные защитники Александра Толмачева снова ходатайствовали об изменении меры пресечения в связи с ухудшением состояния здоровья подзащитного, напомнив о так называемом деле Магнитского, умершего из-за неоказания медицинской помощи. По их словам, журналист нуждается в стационарном лечении в военном госпитале.

В свою очередь Александр Толмачев рассказал, что ему трудно стоять, болит нога, начался какой-то воспалительный процесс, на коже черно-фиолетовые пятна.

Немного позже заявление журналиста получило подтверждение. Подсудимому Юрию Галагану стало плохо, вызвали «скорую помощь». Медики, оказав первую неотложную помощь, осмотрели также ногу Толмачева и высказали свое профессиональное мнение о необходимости госпитализации и лечения.

Это не поколебало точку зрения Виктории Ананич. Судья вынесла решение, что вопрос о необходимости лечения Толмачева будет рассмотрен на следующем судебном заседании, если сторона защиты предоставит документальное обоснование госпитализации подзащитного. Таким образом, адвокатам предстоит составить подборку справок и эпикризов, содержащихся в двух десятках томов уголовного дела и ранее отклоненных судом на том основании, что это мнения и предписания отдельно взятых врачей, а вердикта консилиума врачей — нет.

Представитель гособвинения высказался за продление сроков пребывания Александра Толмачева до 6 мая 2014 года, и суд его поддержал.

Оставьте комментарий