Вот лежу я на пляжу


Экстрим ростовских пляжей

Ростовское море. 12 часов пополудни. Выходной. Отдыхающих немного, но хватает. Почему бы и нет: вода с виду чистая, пляж, за исключением мелкого бытового мусора – окурков, пробок, палочек от мороженого, – тоже. Но, как мы помним, Центр эпидемиологии говорит, что уровень загрязнения высокий. «Да, нельзя купаться в воде, но люди сами приходят. Разве ж им запретишь?» – пожимает плечами единственный представитель администрации ПО АПК «Казачий центр», на территории которого находится водоем. Он же – дежурный на шлагбауме: въезд-то в сию рекреационную зону платный. «Там у нас на раздевалках висят объявления «Купаться не рекомендовано», – продолжает он и, сильно смутившись от моего замечания, что нет у них таких табличек ни на раздевалках, ни где-либо еще, добавляет: – Ну… может, не висят уже, их, наверное, сняли или закрасили». После этого мы вместе совершаем обход пляжа, на котором по-прежнему не видно ни недавно повешенных, ни закрашенных табличек.
«Знаете, как это трудно – подготовить пляж к сезону! – вдруг жалобно восклицает дежурный. – Вы не представляете, что тут в апреле творится! А еще, – добавляет он после некоторого раздумья, – районная администрация сюда приезжает в кафе ухи поесть, а в остальном ей на нас наплевать!» Тем не менее на вопрос, почему же все-таки открыли пляж, зная, что заходить в воду не стоит, представитель «курорта» ссылается именно на разрешение администрации Первомайского района.
Разрешено купание с подачи администрации Кировского района и на городском пляже, на Дону. О заключении Центра эпидемиологии администрация пляжа даже не знает: «К нам приезжали водолазы, брали замеры воды, пробы песка и разрешили открыть пляж и купаться. Мы не слышали ничего про то, что в воде есть что-то вредное!». Так и неясно, какие водолазы брали замеры, если Центр эпидемиологии утверждает противоположное, но ладно, будем считать, что вода чистая. А вот груды мусора под деревьями в нескольких десятках метров от здания администрации пляжа не замечать уже сложно. «Там, где грязно, не наша территория! – безапелляционно заявляет мне женщина, сотрудник администрации. – Пляж – 60 метров береговой линии. Свое мы убираем, а остальное – не наши проблемы». Про проблемы – охотно верю. Про территорию – пусть так, рулетки вымерять у меня с собой не было. Только вот мусор так близко к пляжной территории и его так много, что создается впечатление, будто его с пляжа просто перебрасывают на «непляж». Раз – и «не наши проблемы».
Та же самая ситуация и на Соленом озере. Пляж усыпан «бычками», пластиковыми стаканчиками и обертками от мороженого, но по сравнению с тем, что перед пляжем, это – идеальная чистота. На обочинах тропинки, ведущей от проезжей части к берегу, – свалка. При мне даже несколько человек шли туда с пляжа специально, чтобы выбросить пустую бутылку из-под пива или пакет, ведь до урны на самом пляже идти дальше: на все побережье их всего несколько штук. И не придерешься: свалка-то уже не на территории пляжа.
Но по-настоящему поражает другое: Соленое озеро – один из немногих водоемов Ростовской области, который в «черном» списке Центра эпидемиологии не значится, хотя по внешнему виду воду чистой в нем не назовешь. Разобраться, как так получилось и каково состояние водоемов на самом деле, решил корреспондент «АН. Юг».

В товарищах согласья нет…

В Ростове есть Северокавказское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, кафедра гидрогеологии и инженерной геологии ЮФУ, два комитета по охране окружающей среды и около 20 общественных экологических организаций. Итого, примерно 30 различных структур, занимающихся экологией. Идем по порядку.
Северокавказское управление сразу же отсылает к Центру по гидрометеорологии, где «любезно» соглашаются предоставить информацию о состоянии ростовских водоемов и качеству воды в них… после запроса, отправленного по факсу, и только в течение месяца. То же самое нам говорят в одном из комитетов по охране окружающей среды. В одном – потому что другой, по-видимому, всем составом ушел в отпуск или еще куда, так как дозвониться туда невозможно.
Что ж, сейчас – самый разгар купального сезона, вот чуть ли не половина экологических организаций и не работает: либо начальство в отпуске, либо вся организация вообще. Есть, конечно, и те, что работают. «Чистый Дон», например. Чем может заниматься экологическая организация с таким названием? Рекой Дон? Не угадали. «Мы просто так называемся, мы не занимаемся Доном, только окружающей средой», – отвечают там. Дон теперь не окружающая среда, так, только название.
На кафедре гидрогеологии ЮФУ самые свежие данные по водоемам – за 2002 год. Что там делалось в последние восемь лет, остается загадкой. Впрочем, некоторым организациям даже трудно определиться, занимаются они водоемами или нет и, если занимаются, то в чью компетенцию это входит. В Центре гигиены и эпидемиологии сначала сказали, что начальница на больничном, и только потом сообразили, что не санитарный отдел у них по водоемам, как логично было бы предположить, а коммунальный. В товарищах согласья нет, и неудивительно, что экологические организации путаются в своих обязанностях и отсылают друг к другу.
Начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания территориального управления Роспотребнадзора по Ростовской области Анатолий Владимирович Конченко мужественно решил положить конец этой карусели. «С точки зрения эпидемиологических норм купание не запрещено, так как возбудителей инфекций в воде не обнаружено. Но по санитарным показателям микрофлора превышает норму в несколько раз во всех водоемах, поэтому купаться не рекомендуется. Однако каждый человек сам решает, заходить ему в воду или нет». На вопрос, чем может быть опасно купание в такой воде, Анатолий Владимирович отвечать так и не пожелал. То есть, пока не появятся возбудители инфекций в воде, купаться никто не запретит, какой бы грязной она ни была. А подхватите что другое, неинфекционное, виновных не ищите, ведь плавать вы идете на свой страх и риск.

Сердито, но не очень дешево

Ростовские водоемы – это вам, конечно, не Шарм-эль-Шейх. Хочешь кристальной чистоты – плати и езжай на курорт. Не хочешь платить – терпи. Но вот загвоздка: ростовские водоемы чистотой и сервисом вроде не блещут, а деньги отдыхающим платить приходится. Въезд на территорию и парковка машины на Ростовском море стоит 100 рублей, на Соленом озере – 100 рублей въезд и 50 парковка. На Западном карьере платная не только парковка, но и вход: 50 рублей с человека и 50 рублей за машину. Насколько это правомерно, мне ответили в Комитете по защите прав потребителей Южного федерального округа: «По статье шестой Водного кодекса РФ водоемами общего пользования признаются водоемы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Такие водоемы считаются общедоступными, и доступ к ним должен быть бесплатным. Если же водоем расположен на земельном участке, находящимся в частной собственности, то хозяева могут ограничить доступ к береговой линии, даже если другого спуска к воде нет. Вплоть до того, что они вообще могут не пускать никого к водоему. Западный карьер расположен на территории ТЭЦ-2, которая находится в собственности ОАО «Лукойл», поэтому они вполне могут ограничить доступ к воде, введя плату за вход. Только сделать это они могут, если ТЭЦ-2 – их частная собственность. А поскольку в нашем законодательстве до сих пор неразбериха с переводом собственности с правом общего и бессрочного пользования в частную, и перевод этот осуществили единицы собственников, то формально «непереведенная» земля может находиться в собственности муниципалитета, и тогда ограничивать доступ к ней незаконно». Узнать же, осуществлен ли перевод ТЭЦ-2 в частную собственность, можно, запросив платную выписку из Министерства юстиции. И если информацию по состоянию водоемов обещали предоставить в течение месяца, то предположить, через какое время будет готова информация по собственности «Лукойла», несложно. Так что хочешь купаться – плати не думая. Тем более что на Западном карьере все же платишь не зря: битого стекла и подобных «сюрпризов» на берегу, по крайней мере, нет.
Что касается парковки, то взимание платы за нее, равно как и за водные аттракционы, вполне законно, говорят в Комитете по защите прав потребителей.
Итак, итог следующий. Как у семи нянек дитя без глаза, так и ростовские водоемы, несмотря на наличие экологических организаций, грязные. Причем, чем купание в них грозит отдыхающим, никто сказать не может, но здоровья точно не прибавит. Ну, а теперь – приятного отдыха. И удачи.
Фото автора

Оставьте комментарий