Донские школьники будут изучать православную культуру

В этом году в 18 регионах России был апробирован курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в качестве обязательного школьного предмета. Ростовская область в эксперименте не участвовала. Впрочем, министр образования Ростовской области Игорь Гуськов отметил, что у дончан уже есть наработки «в тему» – опыт изучения в школе основ православной культуры. И сегодня речь идет об обязательном изучении ОПК во всех школах нашей области.

Учимся на чужих ошибках, наломаем своих дров

Определенный опыт у Ростовской области действительно есть, однако не совсем «в тему». Несколько лет назад в 243-х общеобразовательных учреждениях Ростовской области (из 1468) внедрили не общий религиоведческий курс, а основы православной культуры. В 2009–2010-м учебном году к таким учреждениям прибавилось еще 255. Обу- чение носило как факультативный, так и обязательный характер. И сегодня в Ростовской области есть такие районы, где почти во всех школах дети изучают ОПК. Яркий тому пример – Семикаракорский район и город Батайск. Повсеместное введение ОПК в школы области специалисты Министерства образования РО считают выполнением социального заказа. Изучением общественного мнения по вопросу целесообразности введения ОПК занимался Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (РО ИПК и ПРО). Ректор института Сарра Федоровна Хлебунова считает, что в нашей области возрос интерес к духовно-нравственному и культурно-историческому наследию. «Более того, – добавляет Хлебунова, – изучение образовательных запросов учащихся и их родителей показало интерес к религии – и в основном к православию». Тем не менее нужно признать, что за изучение православной культуры будут не все жители нашей области. Напомним, что на Дону укоренились турки-месхетинцы, корейцы, чеченцы и дагестанцы. Эти народы православными не были, и до сих пор большая часть этих людей хранит свои исконные традиции и культуру. В области наряду с РПЦ зарегистрировано множество других религиозных организаций – их примерно столько же, сколько православных приходов. Эксперты, кроме этого, называют еще одну цифру – более 100 незарегистрированных религиозных групп. В таких условиях вполне возможно недовольство со стороны приверженцев других религиозных убеждений. И даже при факультативном изучении основ православной культуры у многих возникнет вопрос: чем же, например, буддийская или мусульманская культура хуже? Не почувствуют ли себя не православные ущемленными? Не абсурдом ли покажется буддисту обязательное изучение православной культуры? Не наломаем ли дров дальнейшими нововведениями? Мои сомнения попытались развеять сотрудники Министерства образования РО. С их слов, курс ОПК был ориентирован на поликонфессиональность и носил светский характер. В районах, где вводили этот предмет, недоразумений не было. К тому же Игорь Гуськов обещает: в дальнейшем, основываясь на опыте других регионов, школы нашей области также перейдут к изучению курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Казалось бы, этот предмет уже затрагивает не какую-то отдельно взятую религию, а представляет собой достаточно обобщенный курс. Его можно сравнить с вузовским курсом религио-ведения. И его цель – посмотреть на нашу многоконфессиональную страну с культурологической позиции – «показать единство в многообразии». Задачи у этого курса вроде бы тоже самые благородные: воспитать уважение к другой культуре и религии. Кроме того, специалисты надеются, что изучение указанного предмета предотвратит религиозный экстремизм, фанатизм и ксенофобию. Но что данная дисциплина представляет собой на деле? И так ли просто ее внедрить в общеобразовательную школу?

Хотели как лучше…

Этим летом в Ростове-на-Дону прошел семинар-совещание. Его участники приехали поделиться опытом и подвести промежуточные итоги эксперимента по введению в школы нового урока. Общественники и деятели науки высказывали свое мнение об основах религиозной культуры. Педагоги и чиновники от образования рассказывали, как проходил эксперимент в их регионах. Апробация прошла не слишком-то гладко – это признали многие. Поскольку решено было за кадрами никуда не бегать, нужно было подготовить школьных учителей. Попутно заметим: в нашей области их подготовкой занимается РО ИПК ОПР совместно с Ростовской епархией. Также «подопытные» школы столкнулись с чисто «техническими проблемами». Например, откуда взять часы для введения еще одного предмета? Предполагалось, что предмету-новичку уступят место уроки так называемого «местного компонента», типа уроков по истории родного края и т. п. Но как быть, если этого компонента нет – ведь эксперимент проводился в начальной школе? Педагоги из других регионов признали: ситуация с выкраиванием времени для нового предмета оказалась крайне неприятной. Порой приходилось «урезать» основные предметы, сокращать уроки до 35 минут. Еще одна незадача – малокомплектные сельские школы, где в классах по нескольку человек. Представим ситуацию: ученики выбирают разные модули – как составить расписание? Значит, чьими-то интересами нужно будет пренебречь? Но «технический» вопрос – это еще не все. Большая опасность таится во внутренних, смысловых противоречиях и недоработках курса. Он состоит из следующих модулей: основы православной культуры, основы мусульманской культуры, основы иудаизма, основы буддизма, мировые религии, основы светской этики. Ребенок изучает только один модуль – тот, который он выбрал совместно с родителями. Получается, вместо единства в многообразии мы возвращаемся на позиции единства в однообразии. И все же разделяем светское и религиозное, хотя курс был заявлен как культурологический (светский!). Своим мнением об этом с нами поделился Андрей Витальевич Кореневский, доцент кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения ЮФУ. «Курсу, – считает Андрей Витальевич, – недостает четких логических связей. Вслушайтесь в название «…религиозной культуры и светской этики», связка «и» – это сопоставление или противопоставление. А с понятиями «этика» и «культура» нельзя делать ни того, ни другого. Этику здесь вообще не надо притягивать за уши: если говорим о религиозной культуре, то и надо говорить о религиозной культуре. Выстроен курс, на мой взгляд, тоже некорректно. Четыре модуля собственно религиозных, один – светский и один – обобщенный (мировые религии). Если мы хотим сформировать позицию «единство в многообразии», то направление «мировые религии» должно быть общим фоном курса. И еще: что за странное деление собственно религиозных модулей? Это четыре мировые религии? Тогда фигурировать должно понятие «христианство», а не «православие». Все знают, что, помимо православия, в христианстве есть католики и протестанты. В нашей области проживают еще молокане и духоборы – я говорю о Цимлянском районе. В Чалтыре и Нахичевани есть старообрядцы. Это все тоже христиане – куда их денем? Забудем? Но они внесли свой вклад в культуру – этого нельзя отрицать».

Оптимистическое заключение

Понятно, что экспериментальный учебно-методический комплекс будет совершенствоваться, и каков будет курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в конечном счете, еще не решено. А вот в Ростовской области все решилось моментально. Не будем на наших детях испытывать «сырой» курс. Но и никакой альтернативы нашим школьникам пока не предложим. В своем выступлении на семинаре Игорь Гуськов объяснил этот шаг так: «В школах, где учащиеся осваивали основы православной культуры, мы наблюдали снижение уровня детской преступности до двадцати процентов и более». Успокаивает и позиция православной церкви. К примеру, специалисты Таганрогского благочиния, занимающиеся подготовкой учителей, не раз акцентировали внимание на культурологическом характере нового предмета. Сотрудники пресс-центра Таганрогского благочиния также убеждены в том, что ОПК – светская дисциплина, а не религиоведческая: «Акцент делается именно на слове «культура», и поэтому предмет не может посеять какую-то рознь между представителями разных конфессий… Данный культурологический курс могут спокойно и с интересом изучать мусульмане, иудеи, буддисты, и это не будет ущемлять чьи-либо религиозные интересы».

Оставьте комментарий