12 августа 2012 года Военно-Воздушные силы России будут отмечать 100-летний юбилей. В этот день состоится грандиозный праздник с приглашением командующих ВВС ведущих мировых держав. Мастерство в воздухе над аэродромом в Жуковском покажут наши «Стрижи» и «Витязи», а также десятки других пилотажных групп. Зрелищное мероприятие рассчитано на три дня. Те, кто там побывает, наверняка получат массу впечатлений. Они могут пощупать обшивку вернувшегося из полета самолета, поговорить и сфотографироваться на память с именитыми летчиками России.
Взять того же генерал-майора Александра Харчевского – легенду отечественной авиации. Недавно по телевидению показали практическую подготовку его подчиненных. Такая групповая слетанность и мастерство достигнуты кропотливой работой и любовью к небу. Действительно, в пилотажную группу Харчевский подбирает лучших из лучших. Но как сохранить отряд пилотов высшей квалификации? Полагаю, что у Александра Николаевича душа болит за это. Да и все патриоты страны переживают за будущее отечественной военной авиации. А она сегодня на грани вымирания.
Главком ВВС РФ генерал-майор Виктор Бондарев недавно заявил, что к 2020 году на вооружение военной авиации поступит 70 процентов суперсовременной военной техники. Хотелось бы знать, на чем основывается такое утверждение? Потянут ли этот оборонный заказ наши авиационные заводы? Удастся ли восстановить кровеносную систему этих предприятий в лице специалистов, которые попали под нож перестройки и лихих 90-х? И захотят ли молодые специалисты занять их места, не чувствуя уверенности в зав-трашнем дне? Вопросов, как видите, много. Их можно задавать без конца.
Но давайте вернемся к реальной жизни наших защитников воздушных рубежей. Если генералу Харчевскому, который в свое время прокатил на ракетоносце Владимира Путина, удается решать возникающие проблемы с топливом и запчастями на авиационную технику, то в боевых частях такие блага достаются с «боем». Не говорю уже о социально-бытовых страданиях авиаторов. Большинство из офицеров и прапорщиков авиачастей не имеют даже жилья. А там, где его имеют, то по чьему-то указанию или приказу авиационную технику перебрасывают на другие, менее обжитые, военные аэродромы. И таких осиротевших авиационных объектов только в Южном военном округе около десяти. Такая бездумная реформа, как мне объяснили военные руководители, связана с реорганизацией соединений и частей ВВС. Теперь вместо трех базовых аэродромов будет один. С военной точки зрения это на руку вероятному противнику, которому будет куда легче уничтожить одну базовую точку, нежели три аэродрома.
Сокращение военных аэродромов ведет к сокращению штатов. Поэтому многие первоклассные специалисты увольняются в запас. Недавно прочитал в СМИ высказывания генерала Виктора Бондарева о перспективах авиапарка дальней авиации. Гавком сообщил, что первые образцы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) поступят в ВВС не раньше 2020 года и в достаточном количестве. «Облик ПАК ДА сформирован, идут работы по доработке тактико-технического задания. Есть все, чтобы своевременно разработать самолет и поставить его в строй вместе с подтвердившими свою высокую надежность Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3», – сказал главнокомандующий ВВС.
Мне, разумеется, понравился здоровый оптимизм главкома ВВС. Но кто и на какие средства все это будет делать? Это – с одной стороны. А с другой – деньги, предназначенные для модернизации авиатехники, поступают на счета Минобороны. В советское же время средства шли непосредственно на расчетные счета тех предприятий, которые выпускали самолеты последней модификации. Через каждые 5-6 лет, по мере совершенствования боевой выучки летного состава, техника менялась на более совершенные образцы, а старая передавалась в другие авиаполки. Если говорить о боевой готовности, то она была на самом высоком уровне. Сейчас министр обороны Сердюков, наверное, боится поднять внезапно тот или иной авиационный полк, потому что процентов 50 самолетов не поднимутся в воздух. Причина одна: нет зап-частей, двигателей и т.д. Раньше бомбардировочный полк, в котором мне довелось служить, за считанные часы покорял расстояние в несколько тысяч километров. Из 30 самолетов 29 поднималось в воздух. Один самолет разрешалось оставлять на ремонт в технико-эксплуатационной части базового аэродрома. Во время таких мероприятий была «черная» пахота. Но была и гордость за авиационную мощь страны.
Не знаю, кто до этого додумался, но в результате реорганизации опустели около 10 аэродромов на Северном Кавказе. Постепенно они приходят в негодность. Растаскивается оборудование с ближних и дальних приводов, вырываются из земли аэродромные плиты. Но не дай бог начнутся боевые действия, тогда мы вспомним, что были причастны к развалу военной авиации в стране. И, как всегда, будем искать крайних.
К счастью, президент России Владимир Путин стал все чаще появляться на оборонных предприятиях. Его недавнее заявление об оснащении современными подлодками частей ВМФ и вложение огромных средств в оснащение современными боевыми самолетами ВВС страны вселяет надежды, что наша держава вскоре может приобрести былую мощь. Я поздравляю всех военных авиаторов с наступающим юбилеем и желаю пережить все трудности, которые сегодня испытывают защитники воздушных рубежей страны.