МИХАИЛ И ЕГО МЕДВЕДЬ

Творчество ростовского фотохудожника Михаила Малышева давно обсуждается любителями искусства фотографии. Нам стало известно, что недавно Михаил начал работу над новым интересным проектом «Ключи от детства». Нам захотелось больше узнать о его творчестве, личности и, конечно, о том, как идёт работа над новым циклом фотографий.

– Когда и как началось ваше увлечение фотографией?
– Всё началось примерно лет 15 назад и совершено случайно. До этого мне не нравилось заниматься фотографией. Поэтому привычный для читателей миф о работе, о которой мечтаешь с детства, тут можно отбросить. Тогда в нашей стране как раз схлынула очередная волна увлечения фотографией, фотографическая съёмка была определенной редкостью. Середина 90-х была затишьем, человек с камерой – это необычным явлением. Случилось так, что знакомые художники предложили фотографировать их картины. Мой труд оплачивался, и это был немаловажный стимул — для новичка важно чувствовать какую-ту отдачу. Я окупал затраты на плёнку, и это уже было здорово.  К тому же, у меня был психологически  противоречивый период – я работал  на телевидении, но чувствовал, что это не мое. И когда появилась возможность работать фотографом, я оставил телевидение и вошёл в это замечательное дело.
– Что вас привлекало в искусстве фотографии в юности и что привлекает сейчас?
–Когда я начинал фотографировать, мне нравилось снимать что-то эпатажное, экстраординарное. Фотографы, которые мне нравились тогда, были фотографами готического плана, например, Джоэл  Питер Уиткин. Первый мой художественный цикл фотографий назывался «Тёмная комната». В нём было достаточно много вычурного, страдальческого. Меня тогда интересовали тёмные глубины подсознания людей. В настоящее время меня интересует светлая сторона жизни.  Это относится не только к фотографии, но скорее, к моему мироощущению, к той части мира, которую я готов сейчас воспринимать.
То, что фотография как таковая переживает кризис – последние лет тридцать, не может не отражаться на творчестве. Ведь для фотографического искусства важны какие-то открытия: визуальные, концептуальные. И этих открытий в последнее время не происходит. В эпоху, когда, кажется, всё открыто, происходит стирание приемов, принципов, что, в общем-то, нормально для общества постмодерна, в котором мы живём. Но есть ощущение каких-то глобальных трудностей, которые преодолеть можно на качественно ином уровне. Это создаёт настроение продуктивной неудовлетворённости. Я знаю, что могу сказать нечто новое уже потому, что я  не похож ни на кого другого.
– Я заметила, что у вас часто портретные фотографии, особенно фотографии знаменитостей, чёрно-белые. Что именно привлекает вас в черно-белой фотографии?
– Чёрно-белые фотографии хороши тем, что они не отвлекают цветом. Есть и нюансы технического плана: зачастую известных людей приходится фотографировать в странных, необычных ситуациях, где цвет одежды не всегда гармонирует с фоном и т. д. Поэтому чёрно-белый вариант здесь выход. И, конечно, у чёрно-белой фотографии есть определенная магия. Она обращает внимание не на эмоцию, которую задаёт внешний мир своими красками, а на эмоцию, которую испытывает человек, на его внутренний мир. Она более психологична. 
– Вы снимали многих замечательных людей: Тину Канделаки, Фёдора Бондарчука, Валуева и других. Общение с кем из этих людей вам особенно запомнилось? Кто наиболее впечатлил вас?
– Из последних мне запомнился Валуев – на удивление разумно мыслящий человек.   А ведь о боксерах есть расхожий стереотип: мол, им не нужна голова.   Но, откровенно говоря, мне более любопытно фотографировать бизнесменов, чем актёров.
 – Почему?
– Потому что это люди, глубоко задумывающиеся о мелочах и пытающиеся досконально понять, как всё устроено. Дело в том, что основная проблема любого творческого человека такова: чаще всего мы можем только творить, не обращая внимания на материальную сторону вопроса, считаем, что  зарабатывание денег губительно для творчества.  У бизнесменов же развито другое полушарие, этому я учусь у этих людей. Мне удается делать и коммерческие работы, и некоммерческие проекты, достигать равновесия. Я пытаюсь перенять у бизнесменов элемент бизнес-мышления, экономический элемент. Он помогает мне. Вообще бизнесмены – это люди, которые много и активно создают.
– В Интернете много ваших фото. Кто вас снимает? Кто любимый фотограф такого взыскательного человека, как вы?
– Разные люди. В основном мои друзья. Когда-то я открыл для себя: чтобы понять модель, нужно самому периодически бывать на её месте. Поэтому я охотно позволяю себя фотографировать. Главное, чтобы люди, которые это делают,  понимали: наше отношение к человеку полностью передаётся через фотографию. Дружеские фото завязаны на глубоких вещах.
– В Ростове известна Школа фотографии Михаила Малышева. Там вы обучаете начинающих фотографов важным вещам и техническим тонкостям. Какие три самые важные вещи, на ваш взгляд, должен помнить молодой фотограф?
– Я пытаюсь научить их информационному подходу к фотографии. Во-первых, снимок не должен быть перенасыщен информацией, во-вторых, он не должен быть слишком скучным. В-третьих, фотографировать нужно сразу, иначе, возможно, самое ценное будет упущено: жест, эмоция, настроение.
– Почему признанный фотохудожник живёт до сих пор в Ростове, а не в Москве или Петербурге? Не возникало ли у вас желания переехать?
– Желание такое периодически возникает, но довольно быстро испаряется. Я сам родом из Питера, и не считаю, что жизнь там особенная. Скажем, там или в Москве можно быть более состоятельным. Но, начиная жить в больших городах, ты теряешь себя и начинаешь больше думать, как бы заработать на жизнь. Мне в Ростове в этом плане более комфортно.
– Были ли моменты в вашей жизни, когда вы сомневались в своем профессиональном выборе и хотели всё бросить?
– Нет, такого не случалось. Были периоды, когда приходилось очень тяжело, приходилось много работать на перспективу, но я понимал, что это временное явление, одна из ступеней и что я на правильном пути.
– Вы автор многих интересных циклов фотографий. Нам стало известно, что сейчас вы работаете над новым проектом – вы формируете выставку, где будут фото взрослых людей с игрушками их детства. Что нового для себя открыли вы благодаря этому проекту?
– Мы и наши игрушки – тема особенная и глубокая. У меня есть рыжая знакомая девушка, похожая на лисичку. Как-то эта знакомая показала мне любимую игрушку своего детства – ею оказалась плюшевая рыжая лиса, очень похожая на свою хозяйку. У меня любимой игрушкой был плюшевый мишка. Он большой, крупный, тоже очень похож на меня. Опять же, он мишка, я Михаил. Мне захотелось отследить эти моменты на других людях. Я сделал большую фотосессию, которая длилась целый день. Через меня прошли десятки людей, это было очень интересно.
– Вы храните свою игрушку?
– Конечно! Наверное, я рассматриваю этого медведя как часть себя. Я бы не смог его выбросить. Кстати, я знаю успешных, сильных людей, которые в трудные моменты своей жизни кладут рядом с собой на подушку какого-нибудь плюшевого кролика.
– Обычно принято спрашивать о ближайших творческих планах. Но я хочу узнать, каким вы видите своё творчество через пять лет? Может быть, что-то есть такое, что вы боитесь планировать, но о чём можете мечтать?
– Мне хотелось бы быть через пять лет здоровым, богатым, сбросить килограммов пятнадцать. Отточить мастерство и стиль, чтобы человек посмотрел на фотографию и даже не задавался вопросом: «Кто её автор?», а знал бы, что это – я.
– Чем вы увлекаетесь, кроме фотографии?
– Таких увлечений несколько. Мне нравится музыка, я немного играю на гитаре, написал около десяти песен. Ещё я люблю сочинять смешные фразы. Возможно, в скором времени попробую себя в роли стенд-ап-комика. Очень хочется.
– Представьте, что любые три ваши желания относительно любых вещей на Земле будут немедленно исполнены. Какие это желания?
– А ты точно золотая рыбка? (Смеётся.) С желаниями нужно быть осторожным. Мне бы хотелось жить вечно,  быть в здравом уме и сделать большое открытие в области фотографии.

От редакции.
Это интервью необычное. Вернее, провёл его необычайно одарённый человек – ученица Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ростовской школе-интернате № 28. Девочка учится в девятом классе, и эта статья – её журналистский дебют. Хочется поздравить Альбину с ним и пожелать дальнейших творческих успехов!

Оставьте комментарий