ОПИУМ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ

Накануне Олимпиады в Ванкувере министр спорта Виталий Мутко предупредил нашу сборную: «Если вы нанесете урон нашей репутации, то мы нанесем урон вам». Министр имел в виду допинговые скандалы. В последние годы они шлейфом тянулись за нашими спортсменами. Президент МОК Жака Рогге заявил о том, что ситуация с допингом в России его сильно тревожит, но он верит: с этой проблемой российские спортсмены справятся. Ради «чистоты» рядов наша сборная сдала рекордное количество допинг-проб.

Борьба с допингом всегда вызывала жаркие споры. Есть мнение, что занятие это неблагодарное: спортсмены использовали и будут использовать химические добавки, которые позволяют улучшить результат. «Про Ростов» поговорил о войне с химией с двукратным олимпийским чемпионом Андреем Моисеевым и золотым призером Олимпиады в Пекине Андреем Сильновым.

«Допинг-контроль лишает личного пространства»

Андрей Моисеев, пятиборец:
– Я никакой допинг не использую. Но без медицинских препаратов большой спорт не может существовать. У нас просто запредельные нагрузки. Другое дело, что Россия – самая неразвитая страна в отношении спортивной медицины. Спортсмены и их тренеры начинают заниматься самодеятельностью, поэтому возникают казусные ситуации, когда достойный во всех отношениях спортсмен уличается в применении допинга. Смысл спортивной медицины, как я его понимаю, в том, чтобы не изобретать суперпрепараты, а разработать для спортсмена комплексную индивидуальную программу восстановления. В нашей сборной по пятиборью очень хорошие спортивные врачи. Мы пользуемся определенными наработками, которые меняются в зависимости от того, какие нагрузки получил спортсмен. В принципе ничего сверхъестественного нет – сауна, массажи. А если спортсмена ловят на допинге, я думаю, он сам виноват. Другое дело, что методы борьбы с допингом, как выразился биатлонист Круглов, маразматические. Постоянно появляются новые списки запрещенных препаратов. Такое впечатление, что скоро не останется ни одного лекарственного средства, которое бы не считалось искусственным стимулятором.
Сейчас всю ответственность за допинг переложили на спортсменов. Мы постоянно должны информировать допинговую службу, где будем находиться. Это привязывает к одному месту, лишает личного пространства. А ведь жизнь спортсмена очень мобильна. Это почему-то не берется во внимание. Зато, если ты во время «Ч» отсутствовал, даже по уважительной причине, это никого не волнует. Штраф – 500 евро. Два предупреждения за неявку – дисквалификация. Допинг-офицеры могут нагрянуть со своими пробирками в ночь перед стартом или рано утром. Это сильно выбивает из колеи. Мне как-то пришлось за неделю 20 раз (!) пройти допинг-контроль. Это неприятно: как будто ты уже попал в список тех, кто вызывает недоверие. Складывается такое впечатление, что допинг-контроль – определенный бизнес. Чем больше проб возьмут, тем больше денег заработают.

«Черный список растет как на дрожжах»

Андрей Сильнов, прыгун в высоту:
– Мы занимаемся спортом на износ. Те нагрузки, которые получаем, зачастую вредны. Конечно, для поддержания физической формы медицинские препараты необходимы. Нам их прописывают доктора. Когда слышишь: то одного поймали, то другого, а они сваливают всю вину на доктора, это детский сад какой-то. По кодексу ВАДА вся ответственность за применение допинга возлагается на спортсмена, поэтому, если сам не будешь следить за тем, что принимаешь, можно серьезно вляпаться. Я всегда внимательно читаю состав лекарственного средства. Смотрю, нет ли там запрещенных добавок. Другое дело, что фармакологи обязаны в аннотации к пилюлям указывать, содержат они запрещенные для спортсменов средства или нет. В России почему-то такого в помине нет. Тут можно запутаться. Количество запрещенных препаратов растет как на дрожжах. Вот здесь логики не вижу. У меня, например, болит нога, и есть хорошие противовоспалительные препараты, они никак не влияют на физическую форму. Однако я не могу принять это лекарство, потому что оно в списке запрещенных. На каком основании оно туда попало, непонятно.

Это вечная война

Комментарий руководителя Антидопингового центра Григория Родченкова:
– В соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО все производители и поставщики фармацевтической продукции и лекарственных средств обязаны давать полную информацию о том, содержат препараты запрещенные допинговые средства или нет. У нас на это никто не обращает внимания, и большое количество спортсменов попадается на допинге, купленном в обычной аптеке с целью, совершенно не связанной с планами улучшения спортивных результатов. Яркий тому пример – это диуретики (мочегонные средства), запрещенные круглогодично, но продающиеся в любой аптеке безо всяких указаний на то, что это допинг! И на них, к сожалению, ежегодно попадаются российские спортсмены.
А методы борьбы будут совершенствоваться точно так же, как совершенствуются методы обмана и манипуляций в современном спорте. Это вечная война, в которой мы преследуем нарушителей антидопингового законодательства и, образно говоря, выигрываем сражение за сражением, но не саму войну…

Допинговые скандалы

В январе 2008 года Международная федерация академической гребли (FISA) пригрозила дисквалифицировать всю российскую команду. Поводом стало то, что в течение года на применении допинга или нарушении антидопинговых процедур попались семь российских спортсменов.
В августе 2008 года за нарушения допингового характера от участия во всех турнирах, проводимых под эгидой IAAF, включая Олимпиаду, были отстранены сразу семь легкоатлеток. Кроме двух атлеток, все остальные входили в состав олимпийской сборной России.
В марте 2009 года лыжницу Наталью Матвееву обвинили в употреблении допинга. В пробе, взятой у спортсменки на седьмом этапе Кубка мира в канадском Уистлере, был обнаружен эритропоэтин. Наталья Матвеева была временно отстранена от участия в соревнованиях.
Ранее у российских биатлонистов, отстраненных от соревнований, был обнаружен тот же эритропоэтин. В феврале Международный союз биатлонистов временно отстранил от выступления во всех соревнованиях спортсменов, чьи допинг-пробы «А» дали положительный результат. Допинг-тест не прошли Екатерина Юрьева, Альбина Ахатова и Дмитрий Ярошенко.
Первый допинг в спорте – бараньи яички. Их глотали в 776 году до н. э. олимпийские атлеты для повышения уровня тестостерона. Еще они использовали растения колы, гашиш, стимуляторы на основе кактуса, грибы аmanita muscaria и другие незатейливые средства.
В ГДР тестостерон активно использовали при подготовке женской сборной по плаванью к Олимпиаде в 1976 году. Усы и бороды у пловчих, к счастью, не выросли, но спортсменки вдруг заговорили баритоном. Тренер сборной прокомментировал метаморфозы предельно ясно: «Мы здесь для того, чтобы побеждать в плавании, а не в пении».

Оставьте комментарий