МЕЖДУ СЛЕДСТВИЕМ И ПРАВДОЙ

4 мая 2012 года в Ленинском райсуде города Ростова-на-Дону рассматривалось ходатайство следователя СЧ ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области Светланы Уразовой о временном отстранении от должности главного редактора газеты «Уполномочен заявить» Александра Толмачева, которого пытаются обвинить в вымогательстве. В судебном заседании присутствующие убедились не только в профессиональной некомпетентности Уразовой, но и в ее безграмотности.

Прокурорское «ЦУ»
Александр Толмачев уже пять месяцев сидит за решеткой, из которых следователь Уразова уделила ему всего… два рабочих дня. Однако в своем ходатайстве она пишет, что Толмачев, публикуя статьи в газете, «препятствует производству предварительного следствия». Но как же он может препятствовать следствию, если таковое практически не ведется? «Кроме того, – утверждает в ходатайстве Уразова, – Толмачев А.М. в грубой и циничной форме отзывается об участниках уголовного судопроизводства». Причем, в слове «циничной» следователь (видимо, не зная правил правописания) в первом слоге пишет букву «е». Позже, когда Уразова пыталась обосновать свое ходатайство, ей задали и такой вопрос: «Что вы имели в виду, написав слово «циничной» с буквой «е»: цинизм или оценку?», на который она так и не ответила.
А что Уразова могла ответить, если уголовное дело в отношении Толмаче-ва, которое ей поручили расследовать, разваливается буквально на глазах? Не удовлетворил суд и ходатайство Уразовой о временном отстранении Толмачева от должности главного редактора народной газеты. Впрочем, если уж быть до конца откровенным, то это была отнюдь не ее инициатива, а «ценное указание» первого заместителя прокурора Ростовской области Дмитрия Демешина. В «Требовании об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования» от 15 марта 2012 года Демешин, в частности, пишет: «К материалам уголовного дела приобщен ряд опубликованных в 2012 году изданий социально-аналитической газеты «Уполномочен заявить», в которых освещаются события, относящиеся к предмету доказывания по настоящему уголовному делу. Учитывая, что главным редактором указанной газеты является Толма-чев А.М., имеются достаточные основания полагать, что, выпуская публикации, в которых искажаются истинные обстоятельства произошедшего и безосновательно критикуется ход расследования уголовного дела, последний пытается воспрепятствовать производству предварительного следствия и оказать давление на участников уголовного судопроизводства. Вместе с тем в целях обеспечения установленного Уголовно-процессуальным кодексом порядка уголовного судопроизводства следователем не реализованы полномочия, представленные ст. 111, 114 УПК РФ, и перед судом не возбуждены соответствующие ходатайства о временном отстранении Толмачева А.М. от должностей руководителя средств массовой информации, через которые он может воспрепятствовать предварительному следствию».
Что же скрывается за прокурорским «ЦУ» и последовавшим за ним ходатайством Уразовой? Ответ очевиден: стремление надзорных и правоохранительных органов заткнуть рот независимому журналисту Толмачеву, а, говоря проще, установить цензуру, запрещенную Конституцией РФ.

Звезд с неба не хватали
Ходатайство следователя Уразовой полностью поддержал представитель прокуратуры Ростовской области Харитонов, являющийся прокурором отдела управления по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью органов внутренних дел, юстиции, ФСНК и МЧС. На сайте областной прокуратуры я почерпнул о нем следующую информацию. В июне 2010 года на торжественном заседании в честь Дня России Харитонов был награжден Почетной грамотой прокуратуры Ростовской области, а в мае 2012-го в заметке «Об итогах спартакиады сотрудников правоохранительных органов и силовых структур города Ростова-на-Дону» сообщалось, что Р. Харитонов в составе сборной команды облпрокуратуры по волейболу занял 4 место. Как видим, наш прокурор звезд с неба не хватал! Как, впрочем, и следователь Уразова, сделавшая себе худую славу на «деле Толмачева».
Вот и в этом судебном заседании арестованный журналист Толмачев и его защитники камня на камне не оставили от доводов стороны обвинения. «Как же я, находясь под стражей, – не скрывая иронии, говорил Толмачев, – могу редактировать материалы журналистов, руководить трудовым коллективом? Это же какой-то бред!». Поддержав позицию подзащитного, адвокат Карпов просил суд отказать в удовлетворении ходатайства следователя, поскольку оно нарушает положения статьи 29 Конституции РФ о свободе искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это – во-первых. Во-вторых, Толмачев не может быть отстранен от должности, так как он не является должностным лицом, понятие которого дано в статье 285 УК РФ. И, наконец, в-третьих, органом расследования не представлено суду доказательств, подтверждающих основания отстранения Толмачева от должности, а также каких-либо данных, свидетельствующих о том, что он, используя свое служебное положение, препятствует производству по уголовному делу и пытается воздействовать на свидетелей и других участников уголовного судопроизводства. Адвокат Карпов также указал, что с декабря 2011 года (то есть с момента задержания) Толмачев не занимает должности главного редактора газеты «Уполномочен заявить».
Адвокат Сергей Емельянов подчеркнул, что ходатайство следователя является необоснованным, что оно направлено в суд по требованию первого заместителя прокурора Ростовской области. По мнению адвоката, суд не вправе лишать учредителя коммерческой организации, каковым является Толмачев, имущества и работы. К сожалению, следствием до сих пор не выяснено, кто в настоящее время руководит редакцией газеты. Между тем, 21 декабря 2011 года Толмачев как главный редактор газеты «Уполномочен заявить» подписал приказ о назначении на эту должность своего заместителя Валентину Александровну Просветову. «Александр Михайлович Толмачев, – заключил Емельянов, – сейчас находится под стражей и не может быть уволен с должности главного редактора».
Адвокат Марина Великоцкая просила суд отказать в удовлетворении ходатайства следователя, сославшись на то, что Уразова, таким образом, выражает свою обиду на те статьи Толмачева, которые были опубликованы в газете «Уполномочен заявить» и имеют отношение к расследованию данного уголовного дела. В этих статьях, сказала она, приводятся цитаты из кассационных жалоб обвиняемого и его адвокатов на постановления судов о мере пресечения и цитаты из выступлений этих лиц в судебных заседаниях. Таким образом, требование прокурора Демешина временно отстранить Толмачева от должности является необоснованным. «Отстранение от должности, – подчеркнула Великоцкая, – это мера процессуального принуждения. Но мой подзащитный Толмачев содержится под стражей, то есть к нему применена иная, основная мера процессуального принуждения. Поэтому обвиняемый не может быть отстранен от должности».
Судье Ларисе Веремеенко ничего не оставалось делать, как отказать в удовлетворении ходатайства следователя Светланы Уразовой о временном отстранении от должности главного редактора газеты «Уполномочен заявить» Александра Толмачева. Адвокат Сергей Карпов так прокомментировал выигранный суд: «Ходатайство следователя было составлено на одних эмоциях. Уразову обидел тот факт, что она оказалась не подготовленной к следственным действиям. И это правда. Но зачем же обижаться на правду?».

«Вождь» ростовских судей
А теперь вернемся к еще одному постановлению все того же Ленинского райсуда, вынесенному 18 апреля 2012 года судьей Владимиром Строковым – о продлении Толмачеву меры пресечения в виде содержания под стражей сроком до 20 июня сего года (т.е. еще на два месяца, а в общей сложности – на полгода). Основанием для принятия Строковым такого решения послужили доводы все той же Уразовой. В вынесенном постановлении судья пишет, что Толмачев, являясь главным редактором газеты, своими статьями «может оказывать давление на свидетелей, потерпевших по уголовному делу и это подтверждается представленными в суд следователем Уразовой публикациями в газете «Уполномочен заявить»…».
Какие, спрашивается, публикации имел в виду судья Строков? Те же самые, что Уразова приложила к ходатайству об отстранении Толмачева от должности главного редактора, и в которых судья Веремеенко не увидела достаточных оснований для удовлетворения ее ходатайства. А судья Строков усмотрел! Такие вот казусы происходят с судьями Ленинского райсуда…
11 мая 2012 года в Ростовском облсуде состоялось рассмотрение кассационной жалобы Александра Толмачева на постановление судьи Строкова о продлении меры пресечения. Тройка судей – Герман Жильцов, Фарида Айсандырова и Наталья Резанова – оставила постановление Ленинского райсуда в силе. Эта тройка судей чем-то напомнила безжалостные «тройки» из далекого 1937 года. Тем вершителям людских судеб была присуща беззаветная преданность Иосифу Сталину – «вождю всех времен и народов». Этим – такая же преданность Виктору Ткачеву – председателю Ростовского облсуда.
В конце своего выступления Алек-сандр Толмачев иронически заметил: «Советую вам, господа судьи, повесить на стене портрет Ткачева, и от его имени выносить свои несправедливые решения. Ведь этого «вождя» вы чтите выше, чем законы Российской Федерации».

Оставьте комментарий