Тротуар заказывали?

На проспекте 20-летия Октября во 2-м поселке Орджоникидзе делают тротуар. Благое дело, казалось бы. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Так и этот тротуар, существующий пока только на бумаге, стал для горожан настоящим адом. Проход настолько узок, что два человека едва могут разминуться, а чтобы пройти с двухместной детской коляской, придется даже на некоторых участках выходить на проезжую часть. Тротуар, конечно, необходим, но каким его делать, жителей проспекта не спросили. Да и спрашивать некого: найти ответственного оказалось не так-то просто.

«Сэкономленные» сантиметры

«У меня возле дома въезд залит бетоном. Я спросил у прораба, можно ли мне положить поверх бетона асфальт. Он говорит: «Можно. Только нужно будет поребрик ставить». Тогда я и ответил, что не надо у меня асфальт делать, пусть остается, как есть. Приезжаю на следующий день с рынка, смотрю – а эти работники мне своими отбойными молотками уже весь бетон разворотили!» – рассказывает Александр Васильевич Грибенко. Он вместе с другими жильцами возмущен: тротуар будто бы прежде всего для них предназначен, а делают его не только без их согласия, но и, можно сказать, без их ведома.
«Мы все делаем по проекту. У нас есть дефектная ведомость, на ней обозначен план, – объясняет прораб объекта Андрей Лесняк. – Тут прописано, сколько должно быть тротуара, какое количество поребриков, средняя ширина тротуара».
Но это все на бумаге. На деле же, как потом признался Андрей, проекта не существует, потому что «для тротуаров вообще не делают проекты». Есть только план. Точнее, исполнительная схема. По ней средняя ширина прохода – 120 сантиметров. «Средняя» здесь – ключевое слово. Тротуар изгибается, словно змейка: где-то 140, а где-то и вовсе 75 сантиметров. Причем на одной стороне проспекта максимальная ширина – 120 сантиметров, а на другой стороне средняя – 140. «Дорога поворачивает, и мы не можем класть тротуар ровно, – оправдывается прораб Андрей. – Кроме того, дома стоят неровно, а нам надо стараться выдерживать ровную линию. Вот посмотрите: здесь дом выступает на пять сантиметров по сравнению со стоящим рядом. То есть уже не получается сделать одинаково». На вопрос же, куда деваются «лишние» пять сантиметров асфальта, ведь каждый сантиметр стоит немалых денег, Андрей отвечает, что эти «сэкономленные» в одном месте сантиметры добавляют в другое, и поэтому где-то ширина тротуара получается больше, где-то меньше. «Что, каждый сантиметр, который вычитаете, добавляете куда-то?» – не поверила я. «Конечно! У нас все рассчитано», – ответил Андрей. Только рассчитано что-то плохо.
Например, после прокладки асфальта ворота гаража в одном из домов по проспекту не смогут открыться вообще. «Ворота открываться будут. После сдачи объекта проблем не будет ни у одного жильца», – уверяет Андрей. Каким образом? А просто скос асфальта сделают в сторону ворот. Правда, вода во время дождя будет собираться именно под воротами, а зимой будет замерзать так, что открыть их будет все равно невозможно. Есть и другой способ: по словам жильцов, прораб посоветовал подпилить ворота. Только непонятно, почему человек, у которого с этими самыми воротами было все нормально, должен за свой счет что-то с ними делать.
Но ворота – это полбеды, людей больше волнует ширина будущего тротуара. «Метр двадцать – это действительно очень мало, – считает Андрей, – но не строители в этом виноваты». Не строители, понимаем. А кто?

Директор-призрак

По словам Андрея, заказчиком выступает МУ «Управление автомобильных дорог Первомайского района», а отвечает за действия рабочих в конечном итоге некий Ефанов Н.Г., директор этого управления. К нему-то и все вопросы.
Как оказалось, в управлении автомобильных дорог вообще нет сотрудника по фамилии Ефанов. Да и должности «директор» тоже нет. «Начальники есть, замы их есть, а директора у нас не работают», – сказали мне на вахте. Хотя на дефектной ведомости стоит печать и подпись именно «директора» Ефанова.
Администрация же Первомайского района к строительству тротуаров «вообще не причастна». Схему-то они может и утверждали, но когда и какую, да и было ли дело, сказать не могут. «Обращайтесь в управление автомобильных дорог вашего района!»
Во время второго посещения этого управления в отделе кадров вместо загадочного Ефанова нам предложили Ефимова. Но тот, правда, все равно сейчас в Шахтах, так что ничем помочь не может.
«Вообще мы занимаемся строительством федеральных дорог, – пояснили в Управлении автомобильных дорог Первомайского района – Трасса М-4 «Дон», например, – это к нам. А муниципальные объекты, такие как городской тротуар, не входят в нашу компетенцию».
Вернувшись на проспект 20-летия Октября, мы узнали от рабочих, что «буквально пять минут назад» уехал заказчик. «Разговаривал ли он с кем-нибудь из жильцов?» – «Кажется, нет». – «А как его зовут?» – «Не знаем». «Откуда он?» – «Тоже не знаем». – «Как же вы его узнаете?» Рабочие засмеялись.
Телефон прораба Андрея – страшная тайна. «Если я его вам дам, мне потом по голове настучат», – говорит Сергей, главный в отсутствие Андрея. Уговариваемся на том, что Сергей сам позвонит Андрею и передаст трубку мне.
«Как нет Ефанова в управлении автомобильных дорог? – искреннее удивляется Андрей. – Да это наш заказчик и, может быть, проверяющий…» Как так получилось, что исполнитель не знает, кто будет принимать объект, Андрей объяснить не может. Говорит, что связывался с таинственным Ефановым недавно по телефону, и тот просил жильцов «направлять все жалобы в письменном виде главе администрации Первомайского района». Позвольте, но там же о работах на проспекте 20-летия Октября ничего не знают! Что на это ответить, Андрей не знает и сам.
Прояснить ситуацию не удалось и в администрации города. В городском департаменте автомобильных дорог и организации дорожного движения о строительстве тротуара ничего не знают. Отдел технического надзора готов общаться только по поводу мостов: ответственные по дорогам и тротуарам на выездах и «будут позже, а может быть, сегодня не будут вообще».
Жильцы улицы не сомневаются: рука руку моет, один другого покрывает, а потому отыскать концы с помощью жалоб «в письменном виде» не получится. Жители собираются подавать заявление в прокуратуру. Правда, на злополучном проспекте 20-летия Октября и без этого хватает проблем. Канализации, на которую сдавали деньги три года назад, так и нет. Существует она только на бумаге. «Мы нашли частную фирму и хотим провести канализацию за свой счет, – говорят жильцы, – но в администрации разрешения не дают». Да что разрешение! Милицию вызвать – и то проблема. По крайней мере, на вызов со стороны жильцов, возмущенных действиями рабочих, она так и не приехала.
Фото автора

Оставьте комментарий