КАК ПОЛУЧИТЬ «ПРЕМИЮ СОВЕСТИ»?

5 декабря 2012 года в большом зале московского театра «Et Cetera» состоялась XII торжественная церемония вручения премии Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство» за лучшие журналистские расследования и значительный вклад в развитие независимой журналистики в России. Высокой профессиональной награды, которую еще называют «Премией Совести», удостоились сразу два сотрудника газеты «Уполномочен заявить» – Александр Толмачев и Николай Асташкин.

«Вот это уровень газеты!»
Негоже самому оценивать свою работу. Пусть это делают другие. Поэтому привожу отклик одного из наших читателей, опубликованный на сайте «ИПЦ Александра Толмачева»: «Читатель 06.12.2012. 08:19. Откройте сайт премии Артема Боровика! Среди восьми премированных наши Александр Толмачев и Николай Асташкин. Среди восьми на всю страну двое наших!!! Вот это победа!!! Вот это уровень газеты!!!». В этих словах угадывается значимый смысл. Газета стала родной для читателей. А значит – она жива! И не просто жива, а шагает семимильными шагами к своей цели, обозначенной творческим коллективом два года назад (когда газета начала выходить): бороться с коррупцией во власти, не щадя сил, защищать простых граждан Ростовской области, чего бы это ни стоило…
Вручение любой премии – это всегда волнение. Волновались перед поездкой в Москву, разумеется, и мы (автор этих строк, удостоенный премии Артема Боровика за цикл «Очерков чеченской смуты», заместитель главного редактора «УЗ» Валентина Просветова, которая должна была получить из рук Генриха Боровика награду Александра Толмачева, а также родная сестра Толмачева – Нина Петренко, уже в седьмой раз ехавшая в Москву, чтобы докричаться до чиновников о той несправедливости, которую учинили местные силовые структуры в отношении ее брата).
Мужественные журналисты
Как только узнал, что мы с Толмачевым вышли в финал конкурса премии Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», невольно задумался о смысле профессии журналиста. Особенно в современных условиях, когда свобода слова, которой оперирует газетчик, может ему стоить дорого. За примерами далеко ходить не надо: самого Толмачева упрятали за решетку за эту самую свободу слова. Вот почему, кроме слов «Честь и Мастерство», в названии указанной премии есть и слово «Мужество».
Мужество – это противовес страху. Причем, противовес на уровне инстинкта. Страх направлен на физическое самосохранение, а мужество – на моральное. В этом и есть ответ на вопрос, почему не все, кто имеет корочки с заветной надписью «Пресса», берутся за журналистские расследования – себе дороже. А вот репортера, который не меняет своих убеждений ни при каких обстоятельствах, даже когда ему угрожает смерть, репортера, которому не страшны ни судебные разбирательства, ни уголовные преследования, ни прессинг административного ресурса, и называют мужественным журналистом. Именно такие профессионалы и удостаиваются премии Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство».
Театр начинается с… металлоискателя
Итак, мы в Москве. Выйдя из метро «Тургеневская», направляемся в сторону Фролова переулка, где в доме № 2 располагается театр «Et Cetera» под руководством народного артиста России Александра Калягина. Вручение премии было назначено на 19 часов. В 18 часов мы вошли в здание. Однако путь к «вешалке», с которой и начинается любой театр, преграждала металлическая решетка. За считанные минуты на крохотном пятачке между входом в театр и решеткой скопилась масса людей. Наконец, решетку отодвинули, и посетители вошли в фойе. Однако на пути к долгожданному гардеробу находилось еще одно препятствие – металлоискатель (суровый атрибут нашего неспокойного времени!), через который должен был пройти каждый посетитель.
Наконец, мы в фойе театра. На двух столиках разложены пачки книги «Расследуют журналисты», в которых напечатаны материалы лауреатов и номинантов премии Артема Боровика за 2011 год, и свежие номера газеты «Совершенно секретно». Мы взяли по одному экземпляру печатной продукции и приступили к работе. Во-первых, необходимо было раздать гостям экземпляры нашей газеты, что и было сделано ростовчанином Андреем Касьяновым, который изъявил желание за свои деньги поехать в Москву, чтобы добровольно помогать нашей делегации. А во-вторых, в следующий номер «УЗ» готовился отчет о знаменательном событии, поэтому автор этих строк, достав из кофра «Nikon», занялся работой фотокора.
Речь, окропленная грустью
В 19 часов все места в большом зале театра были заняты гостями. Церемонию награждения победителей Всероссийского конкурса открыл Генрих Боровик – отец Артема и председатель жюри. Его речь была окроплена элементами грусти, за что он даже извинился: «Я немного грустно начинаю, но этой грустью проникнута сейчас вся наша жизнь…». Генрих Боровик вел разговор с залом, заглядывая в сценарий, который он держал в руках. Понимая, что он говорит, подглядывая в «шпаргалку», Генрих Аверьянович опять извинился перед залом: «Прошу прощения! Я довольно пожилой человек, поэтому я держу в руках эти самые листочки, чтобы не забыть, что я вам должен говорить. Но все, что я вам скажу, я писал сам. Так что, поверьте, никто мне не диктует…».
Держался Генрих Аверьянович на сцене раскованно. Говорил, правда, мэтр журналистики приглушенным голосом. Чувствовалось, что Боровик-старший до сих пор не смирился с потерей сына Артема, в честь которого, собственно, все сегодня и собрались в театре.
– Прежде всего, хочу поблагодарить всех вас за то, что вы пришли, – продолжал Генрих Аверьянович. – С кем бы я сегодня здесь не встречался, все поднимают руки и говорят: «Слушай, сколько-то народу пришло!». Это, конечно, сделал Артем.
Генрих Боровик вспомнил такой случай. Однажды, когда Артем был еще начинающим журналистом в газете «Советская Россия», он пришел к отцу и говорит: «Батяня (Артем всегда так называл отца, когда был в хорошем настроении – Прим. авт.), не повезло мне с тобой». «Это почему же?», – спрашивает Боровик-старший. «Что бы я не написал, что бы я не предложил, что бы я не придумал, – посетовал Артем, – все говорят: конечно, это ведь сын Генриха Боровика, отец ему помогает…». Генрих Аверьянович отвечает ему: «Темочка, не расстраивайся. Пройдет немного времени, и уже на меня будут показывать пальцем и говорить, что это идет отец Артема».
– И, кстати, так и получилось, – подчеркнул Генрих Боровик.
К сожалению, тесные рамки газетного материала не позволяют мне полностью привести речь Генриха Боровика – этого признанного мастера газетного слова. Скажу лишь, что зал слушал его, затаив дыхание. Продолжил вести торжественную церемонию награждения телерадиоведущий Юрий Богданов.
Церемония награждения
Церемония награждения лауреатов и дипломантов премии Артема Боровика проходила нестандартно: награждение победителей чередовалось выступлениями артистов отече-ственной эстрады. В общем, никакого официоза, обстановка раскованности и доброжелательности и в тоже время ощущение торжественности и праздника.
Первыми на сцену пригласили тех, кто был награжден специальными дипломами. Таковых оказалось 10 человек. Из Ростова-на-Дону такой чести удостоился писатель Андрей Бугаев за книгу «Очерки истории гражданской войны на Дону». К сожалению, в Москву Андрей Владимирович не приехал, поэтому мы не смогли с ним познакомиться. Кроме него, дипломами были награждены Валерий Ганский из Саратова, Лина Зернова из Соснового Бора Ленинградской области, Владимир Напольнов из Оренбурга, Сергей Парфенов из Екатеринбурга, Алексей Филатов, Марат Хайруллин, Александр Хвастов – все из Москвы, Игорь Цагоев из Нальчика и Александр Черняткин из Вологды. Затем под бурю аплодисментов на сцену вышли «Бурановские бабушки», исполнившие несколько песен, в том числе и знаменитую «Party for Everybody». В тот вечер перед зрителями свои песни исполнили Ольга Кормухина, Иосиф Кобзон и другие солисты. Кстати, народный артист СССР Иосиф Кобзон также стал лауреатом премии Артема Боровика за книгу очерков «Кобзон Советского Союза», написанной несколькими авторами.
По сценарию журналистам газеты «Уполномочен заявить» премия вручалась в самом конце вечера. Об этом я сейчас и расскажу.
Эффект разорвавшейся бомбы
После того, как Генрих Боровик вручил награду автору этих строк, я, помня просьбу координатора торже-ственного мероприятия Елены Вавко, остался на сцене. После чего ведущий торжественной церемонии объявил:
– Для получения следующей премии я приглашаю на сцену заместителя главного редактора газеты «Уполномочен заявить» Валентину Просветову.
Под аплодисменты зрителей Вален-тина Александровна поднялась на сцену и объяснила, почему Александр Толмачев сам не смог приехать на Церемонию награждения:
– К сожалению, Александра Толмачева сегодня нет в зале по независящим от него обстоятельствам. Он сейчас находится в следственном изоляторе. Против него сфабриковано уголовное дело. Александр Толмачев честно и отважно рассказывал о коррупции во властных структурах, судебных и правоохранительных органах. Он не только проводил расследования, но и старался довести их до логического конца. То есть он добивался того, чтобы против фигурантов его расследований возбуждались уголовные дела, чтобы те, кто погряз в коррупции, ответили по закону. В результате и сам журналист Толмачева, и редакция нашей газеты подверглась мощнейшему прессингу со стороны тех, кто был подвергнут критике…
Валентина Просветова рассказала о том, как незаконно перекрывался вход в редакцию, поэтому сотрудникам газеты приходилось входить в офис через окно. Привела другие факты противоправных действий должностных лиц, направленные на срыв выпуска газеты, о чем мы ранее писали. Об исках фигурантов журналистских расследований, которые через ростовские суды требуют компенсации морального вреда. И по судебным решениям главному редактору и газете присуждаются стотысячные выплаты «пострадавшим». Затем на сцену поднялась родная сестра Александра Толмачева – Нина Михайловна Петренко. Она поведала собравшимся в зале о том, что в течение года, пока ее брат незаконно содержится под стражей, она постоянно приезжает в Москву. Пытается достучаться до высоких начальников в Генеральной прокуратуре РФ, след-ственном департаменте МВД России, других инстанциях, которые должны надзирать за исполнением законов и соблюдением прав граждан. Но пока, к сожалению, результатов не видно.
И выступление Валентины Про-световой, и слова Нины Петренко произвели в зале эффект разорвавшейся бомбы. Председатель Сою-за журналистов России Всеволод Бо-гданов даже встал со своего места, сказав, что он готов помочь в этом деле. Забегая вперед, скажу, что по приглашению Богданова на следующий день мы побывали в Союзе журналистов России, о чем расскажу ниже.
Тюрьма – не лучшее место для поздравления…
Сцена погружается в полумрак, и на экране появляется фотография Александра Толмачева. Из мощных динамиков слышится знакомый голос главного редактора газеты «Уполномочен заявить»:
– Добрый вечер! Тюрьма – не лучшее место для поздравления. Но другой трибуны у меня пока нет. Хочется о многом сказать. В первую очередь преклоняюсь перед родителями Артема Боровика – они воспитали настоящего патриота своей Родины, который стал маяком независимой журналистики. Заочно знал Артема. Жалею, что не довелось с ним встретиться. Было бы о чем поговорить, посоветоваться. Ведь у нас с ним даже биографии чем-то схожи. Учеба на журфаке, война, госнаграды, руководство независимыми СМИ. И четкая жизненная позиция – защита интересов народа, защита интересов Российского государства.
В тюремной камере ничего лишнего. Книга с портретом Артема «Расследуют журналисты» всегда со мной. Ее читают и руководство СИЗО-1 города Ростова-на-Дону, и охрана, и арестанты. Возвращают без единой помарки. Говорят, что такие издания надо брать только чистыми руками. После прочтения заметно меняется облик злого охранника. Подозреваемые, обвиняемые, да и осужденные начинают верить в справедливость. Благодарен авторитетному жюри за столь высокую оценку моего труда. Дорогого стоит стать в один строй с Артемом. Нет сомнений, что сегодня в зале собрались его единомышленники и продолжатели независимой журналистики.
Все понимают, что продажность накрыла все правоохранительные и судебные структуры. Но не все об этом говорят вслух. Коррупция, как саранча, сжирает Россию. Спасти ее смогут только честные руководители. Мы, журналисты, обязаны их найти, показать народу. А те, кто нагло грабит простой люд и государство в целом, должны от нашего жгучего пера вертеться, как ужи на раскаленной сковородке. Артем здорово сказал: «Это моя страна. И молчать я не буду».
Спасибо собравшимся коллегам, что не переходите на шепот. Трубите, трубите во весь голос. Сейчас не время занимать позицию стороннего наблюдателя. Предлагаю сплотиться вокруг нашего кумира и единым фронтом ударить по расхитителям народной и государственной собственности.
Тех, кто пишет правду, чиновники не любят. Да нам их любовь и не нужна. Право писать правду у нас, журналистов, никому не отнять. Нас калечат, убивают, гноят в тюрьмах. Но мы не сдаемся. И за это нас ценят и уважают простые люди. Ощутил эту поддержку на себе. Нашего читателя обмануть невозможно. Мы – крайняя инстанция, тот самый спасательный островок, где встретят и окажут реальную помощь. Если каждый из нас возьмет за правило: «Пишешь – не бойся, боишься – не пиши!», то честь, мужество, мастерство всегда будут сопутствовать нам. Удачи, успехов, здоровья и новых профессиональных побед. С уважением, Александр Толмачев.
Зал взорвался продолжительными аплодисментами…
В Союзе журналистов России
Утром 6 декабря 2012 года мы побывали в Союзе журналистов России. В связи с ситуацией, сложившейся вокруг редакции газеты «Уполномочен заявить» и незаконного ареста ее главного редактора Александра Толмачева, председатель Союза журналистов Всеволод Богданов провел оперативное совещание, на котором присут-ствовали секретари этой организации: Александр Копейка, Надежда Ажгихина, Павел Гутионтов. О том, как проходила встреча, какие вопросы на ней поднимались, расскажем в следующем номере. Пока же отмечу, что Всеволод Богданов поручил Павлу Гутионтову взять под контроль «дело Толмачева». Все необходимые материалы, касающиеся незаконного ареста нашего коллеги, уже высланы в адрес Союза журналистов России.
Руководство Союза журналистов поинтересовалось, какую позицию по аресту Толмачева занимает наше региональное отделение СЖР. Узнав о позиции стороннего наблюдателя, в центральном аппарате журналистской организации были крайне удивлены. Они полагали, что в Ростовской области журналисты солидарны, поддерживают друг друга в трудную минуту, а не топят их, ради того, чтобы получить у власть предержащих дополнительные бонусы.
Что ж, теперь «дело Толмачева» на контроле у Всеволода Богданова, который нас заверил, что на ближайшем заседании Совета по правам человека при Президенте РФ он поднимет этот вопрос и постарается донести нашу боль до руководства страны.

Оставьте комментарий