Cергей Кабанов
80 лет назад, 8 марта 1930 года, в нашей стране было создано первое Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий. Оно заложило основы массового туристского движения в Советском Союзе. В этот же год в Ростове-на-Дону учредили Северо-Кавказское отделение ОПТЭ.
С годами менялись названия организаций, занимающихся туризмом (сейчас ими являются туристские фирмы), с помощью которых сотни тысяч жителей донского края совершили интересные путешествия по России и по зарубежью. Из всем доступного массового туризма возник спортивный. Около ста наших земляков получили звания мастеров спорта по спортивному туризму, а двое добились звания мастеров спорта международного класса. Один из них – заместитель начальника отдела капитального строительства банка «Центр-инвест» Сергей Кабанов (по горному туризму), другой – начальник службы наладки ростовских теплосетей Сергей Таболин (по водному туризму). С Сергеем Кабановым я и решил побеседовать о том, что же такое спортивный туризм сегодня.
Мы сидим в уютном холле «Планеты», лучшего в нашей стране туристско-альпинистского клуба. Я слушаю Сергея Кабанова и одновременно просматриваю кипу великолепных фотографий, на которых, кроме чарующих горных пиков и маленьких фигурок людей, решивших их покорить, больше ничего нет. Но фотографии почему-то хочется пересматривать еще и еще.
Сергей Кабанов, чьими фотоработами я любуюсь, не только мастер спорта международного класса, но еще и чемпион России 1998 года в классе горных спортивных путешествий, и просто интересный человек. Да и не может быть неинтересным, не обладающим различными необходимыми в походе знаниями руководитель, побывавший в самых удаленных экзотических уголках России. Ведь многое зависит от его эрудиции, туристской интуиции, знаний физиологии туризма, умения тактически правильно построить поход, вовремя отступить, если дальнейшее движение по маршруту грозит группе опасностями.
– Спортивный туризм высших разрядов – это настоящее искусство, – убежденно, без лишнего пафоса произносит Сергей. – Я всегда цитирую Кирилла Серебренникова – выпускника физического факультета Ростовского государственного университета, который замечательно выразил эту мысль в поэтической форме:
Туризм – искусство! Если б это знали
в Элладе древней, то одной из Муз
его бы точно в веденье отдали
как драгоценность, как козырный туз.
– А что тебя, Сережа, толкнуло на спортивную туристскую тропу? Ведь существует много видов спорта, занимаясь которыми не нужно тащить на себе тяжелейшего груза, мерзнуть в палатке в высокогорье (ночью же там всегда мороз), кормить комаров, переходить вброд реки с ледяной водой, да и вообще рисковать здоровьем, а то и жизнью. Ведь сколько кладбищ горовосходителей в горах!
– Можно я отвечу словами одной из простеньких современных песен? «Красавиц на свете много, а манит одна!» Так и я. Пробовал заниматься разными видами спорта, но когда попал в настоящий, сложный спортивный поход, понял: вот это мое. Путешествие захватывает, в походе я словно в открытом море: неизъяснимое счастье с привкусом опасности.
Разве, играя в футбол на самом замечательном стадионе, можно насладиться рериховской палитрой красок, раскрашивающих ранним утром белоснежные горные хребты? Разве, бегая стометровку, можно увидеть когда-нибудь парящих под тобой красавцев орлов и с восторгом почувствовать себя властелином уходящих за горизонт горных цепей? А если вы не ощущали утренний прохладный горный воздух, то вы даже не догадываетесь, какой отравой мы дышим в наших мегаполисах.
Сложный поход по нарастающему изо дня в день накалу страстей я сравниваю с «Болеро» Равеля. Мне хочется верить, что свой музыкальный шедевр он написал после путешествия, закончившегося восхождением на труднодоступную горную вершину, о которой композитор мечтал всю жизнь. Психологически музыка «Болеро» – это музыка красивого, сложного, успешно закончившегося спортивного похода. И в финале – восторг. Вспомните последнюю музыкальную фразу – это же мощный каменный обвал!
Есть еще причина, по которой я много времени посвящаю спортивному туризму, работаю с учениками – молодыми туристами в «Планете». Мне небезразлична проблема воспитания патриотизма, любви к Родине. Сейчас об этом много говорят, особенно педагоги. Но делается ли что-либо серьезное? Мне кажется, что ничего. А туризм дает возможность воспитывать гражданина своей страны мягко, ненавязчиво. Туристский поход имеет свойство влюблять молодого человека в свою Родину, ее красоту. Сможет ли это сделать какой-либо из видов спорта, будь то бег или борьба, модный гольф или теннис?
А формирование таких черт характера, как товарищество, коллективизм! Разве во всех видах спорта их можно воспитать? Спорт индивидуалистичен по своей природе. Слава приходит только к чемпиону, за чемпионский титул и идет борьба, какое уж тут товарищество. В туризме естественным образом работает на победу вся команда, и только в этом случае туристская группа достигает успеха – проходит сложный маршрут.
– Сережа, мы все о туризме да о туризме, давай немного о тебе. Расскажи, что нужно было сделать, чтобы стать мастером спорта международного класса и чемпионом России.
– Прежде всего – попасть в хорошие руки. У меня, например, были прекрасные учителя: Юрий Леонидович Семесько и Эрнст Львович Мерецкий. Затем нужно лет 10 – 15 походить в походы, все время увеличивая их сложность, и поруководить не одним из них. И затем, если в тебя поверит группа и согласится под твоим руководством совершить сложное спортивное путешествие, разработать что-нибудь оригинальное. А дальше – финансирование, подготовка снаряжения, поиск крупномасштабных топографических карт и многое другое. Сложная, рутинная работа. Еще нужно пройти строгую республиканскую маршрутно-квалификационную комиссию и получить добро на совершение похода, а также на участие в чемпионате России. Только после этого начинаются удовольствия от похода.
– А каким был ваш чемпионский поход?
– Он проходил по Центральному Кавказу, и тогда мы, команда ростовчан, покорили Безенгийскую стену – сложнейший горный массив на территории Кавказа. За 26 дней преодолели пять труднейших перевалов, поднялись на одну вершину и прошли траверс четырех вершин. И все это на высоте около пяти тысяч метров.
Когда мы вернулись на равнину, то почувствовали себя какими-то космическими пришельцами. Наверху мы находились среди настоящих космических панорам, которые внизу просто невозможно представить, и там туризм дал нам возможность увидеть фантастическую живопись.
Геннадий ДОЛЖЕНКО, заведующий кафедрой
общей географии, краеведения и туризма ЮФУ
Фото предоставлены Сергеем Кабановым???