17 сентября 2010 года на площади Советов у здания администрации Ростовской области состоялся митинг, объединивший и КПРФ, и ЛДПР, и движение «Солидарность», и просто всех недовольных. Народ пытался достучаться до высокопоставленных лиц хотя бы перед октябрьскими выборами в городскую думу. Говорили о низких пенсиях и зарплатах, о чиновничьем произволе. Но больше всего о самом наболевшем – системе ЖКХ. Система эта, похоже, насквозь прогнила: заоблачная стоимость коммунальных услуг при их отсутствии, самовольство управляющих компаний, бесчинство застройщиков…
Бомжи с постоянной пропиской
На улице Матросова в поселке Кулешовке Азовского района есть дом № 14 – общежитие Азовского комбината детского питания. В 1995-м и 1997 годах в связи с указом президента местной администрацией были изданы постановления о приватизации дома и передаче жилой площади жильцам. Самим жильцам об этом не сообщили, а спустя некоторое время и вовсе оказалось, что дом – собственность Ростовской области. «Сначала говорили, что он принадлежит министерству образования, потом – министерству имущества, – объяснял Владимир Юрьевич Ковалетов, правозащитник жителей дома. – Вдруг заявляют: «Собственность Ростовской области», но акта передачи здания Ростовской области нет». Тут к нашему разговору подключается одна из жилиц, Лукьяненко Надежда Александровна: «А мне в какой-то из инстанций вообще сказали: «Да вы – кусочек Москвы, такого здания в нашем регионе не существует».
По словам людей, их пытались обмануть, сказав, что дом – специализированный фонд, поэтому не подлежит приватизации. Дело дошло до суда, который установил, что дом – фонд жилищный, и первоначальные постановления о его приватизации все же в силе. Но глава администрации Кулешовского сельского поселения Александр Михайлович Федотов и глава администрации Азовского района Валерий Николаевич Бевзюк всячески уклоняются от передачи дома жильцам. Более того, людей даже пытаются выселить.
«У нас вместо номера дома стоит инвентаризационный номер, – говорит Надежда Лукьяненко. – А однажды нам сказали: «Здесь живет одно быдло, которое надо выгнать». Угрожали поставить такую цену на коммуналку, что мы сами уйдем». И действительно, цену на коммунальные услуги подняли настолько, что «за эти деньги кофе в постель должны были подавать». Квартплата за комнату в общежитии (!) доходила до шести тысяч рублей. «Оплату за электричество нам вообще ставили из расчета на каждого человека, – добавляет другая жительница, – но ведь холодильник в семье один, стиральная машина одна, люстра в комнате тоже одна на всех. Счета же выставляли такие, будто у нас круглые сутки работает все, что можно. При этом нас ни разу не допускали до счетчиков. У нас есть подозрения, что мы платим не только за себя, но и за училище, и за сварочные мастерские, расположенные там».
Жильцы уже десять лет поднимаются пешком, потому что лифт, за который они продолжают исправно платить, отключили. Так же, как и горячую воду. Люди не могут получать справок, регистрации, не могут поменять водительское удостоверение, пользоваться какими-либо льготами. «По паспорту мы имеем постоянную регистрацию, и мы – бомжи! – сетует Надежда Лукьяненко. – На данный момент есть земля, а здания нет. Сначала мы хотели решить все миром. Писали письма по всем инстанциям, но в ответ приходили одни отписки. Бевзюку так вообще лично в руки вручали прошение о встрече, но к нему мы уже год ходим, а воз и ныне там. В районе его называют человеком-фантомом: на бумаге он есть, а на рабочем месте его никогда не бывает. Видимо, только скандалом и можно чего-то добиться».
На тебе, Боже, что нам негоже
«Рассказать вам про новый дом?» – предлагает мужчина, стоящий рядом с плакатом «К ответу главу города Азова». Александр Вячеславович Садовский, военный пенсионер с 35-летним стажем службы во флоте и пятилетним – в летных войсках, сегодня живет в Азове по адресу: Ленина, 270. Как выяснилось, это недавно построенный дом, сдали его в декабре 2008 года. Квартиры дали 35 человекам от Министерства обороны и 20 человекам по переселению из районов Крайнего севера, в том числе и Садовскому. Но только после заселения люди поняли, куда попали.
На стенах и полотке – грибок, внутренние перегородки, примыкающие к несущим стенам, все в трещинах. На последнем этаже во время дождя с потолка льет как из ведра. А с июня 2009 года по сей день нет горячей воды. «Нам объяснили, что бойлер, поставленный в доме, по своим параметрам не подходит для обеспечения десятиэтажного дома, – рассказывает Александр Вячеславович. – Что ж, бойлер там действительно стоит из расчета на пятиэтажный дом. А циркуляционных насосов, которые должны быть при таком бойлере, нет. Каждый раз обещают поставить подходящий агрегат «в следующем месяце», но все остается по-прежнему. А ведь за горячую воду мы платим! Да и, сами понимаете, в холодное время года чистить зубы в холодной воде почти невозможно, а если в семье женщины или дети маленькие, тем более нельзя мыться холодной водой».
С некоторых пор в доме отключили и отопление. Жильцы позвонили в «Теплосеть», где им сказали, что отопления и горячей воды не будет до тех пор, пока их управляющая компания, ЖЭК «Домовладелец», не оплатит… «огромные долги по этому дому». «Спрашивается, куда идут наши деньги? – возмущается Александр Вячеславович. – Причем, чтобы оплатить счета, мы все вынуждены ходить к бухгалтеру «Домовладельца». Перед собственниками жилья у ЖЭКа не было ни одного отчета о том, куда уходят средства, а ведь в соответствии с Гражданским кодексом они должны были нас собрать и отчитаться, на что потрачены наши деньги. Мы писали жалобу в прокуратуру, та дала запрос в администрацию города. Была проверка, и «Домовладельцу» наказали немедленно сделать всем жильцам перерасчет. Но это до сих пор не сделано. Тогда зачем нам администрация, которая не может потребовать выполнить то, что она определила?»
На все жалобы ЖЭК «Домовладелец» отвечает, что «у них нет специалистов» или «нет ресурсов» для устранения неполадок, в итоге решение проблемы затягивается на неопределенный срок. Жильцы же, хоть многие из них и пенсионеры, сдаваться не намерены и, если надо, будут отстаивать свои права в суде.
Депутатам не до ЖКХ
«Дольщикам – квартиры. Требуем исполнения решения суда Первомайского района» – гласила большая красная растяжка. Недалеко от нее – несколько человек из Батайска. К Первомайскому району они никакого отношения не имеют, но проблема у них та же.
В Северном жилом массиве Батайска строится дом. Заказчик, он же подрядчик, некий господин Рахно Н.А., директор ООО «МЖК». Дом, который он строит, должен быть сдан в третьем квартале 2007 года, но до 2008 года там было только четыре этажа. Сейчас этажей девять, но крышу и перегородки, похоже, никто делать не собирается.
«Когда стройка остановилась в первый раз, мы куда только ни ходили, – рассказывает Ирина Корнева. Она хотела подарить племяннице квартиру в новом доме, а вместо этого оказалась обманутой дольщицей. – Были на заседании с замом губернатора Ростовской области Андриади, с министром территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области Киргинцевым. Он, кстати, мне лично обещал, что еще в прошлом году мы будем шашлыки кушать на крыше, но крыши до сих пор нет».
По словам Ирины, контролировать данное строительство должен Игорь Гаврилович Захаров, заместитель руководителя региональной службы государственного строительного надзора по Ростовской области, но «он утверждает, что никакого отношения к строительству не имеет». За помощью дольщики обращались к российскому президенту, премьер-министру, губернатору, но все письма спускаются к Захарову. «Так неужели же все эти лица ошибаются и не знают, что входит в обязанности данного должностного лица?» – восклицает женщина. При этом людям предлагают «пожалеть» Рахно: он, видите ли, просто попал в тяжелую ситуацию. «Такую тяжелую, – продолжает Корнева, что нам пришлось даже доплатить за квартиры. Тогда Рахно говорил, что возьмет эти деньги у нас «в долг», но сейчас об этом уже не идет речь: мол, кризис, и цены на все выросли. Сам же Рахно, как мы узнали, зарплату своим рабочим не платит, хотя всем нам говорит, что по зарплате у него задолженностей нет».
«Захаров как-то нам сказал, что заставить Рахно что-то сделать цивилизованными методами невозможно, – добавляет женщина. – Нужно применять к нему меры 90-х годов. То есть он нас фактически призывает к чистому криминалу». По словам будущих собственников жилья, они уже писали в прокуратуру, ходили в ОБЭП. Везде отвечали, что нарушений по строительству нет.
На данный момент в Ростовской области 29 недостроенных домов, а собираются достроить два или три, и то предположительно. По крайней мере, таковы были прогнозы собравшихся на митинге. Прогнозы, которые, к сожалению, похожи на правду. «Все, кто сталкивался с ЖКХ, ничего не могут сказать, кроме мата», – выкрикнули из толпы. Но ужаснее то, что депутатам, которых мы выбираем, на эти, самые насущные проблемы, чаще всего наплевать.
Фото автора