«…Теперь у меня есть Настенька, моя подшефная 12 лет. Мы переписываемся с ней уже почти год, хотя я ее еще ни разу не видела: Настя живет в школе-интернате одного из уральских городов. Я нашла ее фотографию на сайте – застенчивая улыбка девочки запала в душу. Настя написала мне письмо сразу же, как только получила мое. Она подробно рассказывала о своих подругах, об учебе, об интернате, а в конце письма – крупными неровными буквами: “Пожалуйста, пиши мне! Я буду очень ждать!”».
Подобных сообщений на различных форумах в Интернете очень много. Речь идет о шефстве – альтернативной форме помощи детям, оказавшимся в детском доме. Усыновить сироту или оказывать значимую материальную помощь не каждому по силам. Шефство же – поддержка моральная. Это регулярная переписка с ребенком и иногда небольшие посылки с подарками подшефному, обычно в день рождения и на Новый год. Затраты на конверты, почтовые марки и сласти не такие уж большие, раз или два в месяц их может позволить себе каждый, кто хочет принять участие в судьбе детей, оставшихся без семьи.
Шефство давно стало популярно на Западе и в Америке. Анна Войтухова, переехавшая в США 10 лет назад, еще в России начала таким образом общаться с детьми. Она рассказывает, что американцы предпочитают брать подшефных, нежели оформлять опекунство. Таким образом можно помогать ребятишкам из детских домов, имея собственных детей, у которых могут возникнуть конфликты с приемышами в случае усыновления последних. Кроме того, считают американцы, шефство мало отражается на кошельке.
В России подобное явление только набирает обороты. Его распространению во многом способствует Интернет. В сети существует «Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей», доступ к которому по закону от 15 марта 2001 года имеет каждый гражданин РФ. Кроме того, существует множество интернет-сообществ (самое известное, пожалуй, «Невидимые дети»), которые помогают детям найти друзей по переписке.
Сообщество «Невидимые дети» было создано в 2006 году на базе швейцарского проекта Kinderhilfe («Помощь детям»). Цель – не только помочь детям из детских домов в поиске друзей. «Объединить людей из разных стран в помощи детям-сиротам России» – один из лозунгов сообщества. А это значит, что помогать имеют возможность даже те, кто живет в Италии, Германии, Франции, США, Швейцарии – участники проекта переводят детям письма иностранных шефов на русский. Так что, как говорится, было бы желание…
«Технически процедура оформления шефства такова, – рассказывает Елена Верещагина, координатор сообщества «Невидимые дети» по работе с прессой. – Заполняете специальную форму, размещенную на нашем сайте, после чего вам присылают список детей. Вы выбираете одного-двух, с которыми хотели бы переписываться, и сообщаете об этом в администрацию нашего сообщества. После того как мы высылаем вам подтверждение, вы можете начинать переписку со своим подшефным. Документы присылать не требуется, единственное ограничение: если вам меньше 21 года, то разница с подшефным должна быть не менее 10 лет».
Сообщество дает возможность помощи детям Нижегородской, Белгородской, Тверской, Астраханской и других областей. Только вот Ростовской области среди них нет. «Такое прекрасное дело, но все же в первую очередь хочется помочь сиротам-землякам, – признаются многие на форуме Ростова-на-Дону. – Неужели ростовские детские дома в подобной помощи не нуждаются?»
В ростовских детских домах этот вопрос решается несколько иначе. Воспитанники детского дома № 7, например, не ведут активную переписку, а встречаются со своими шефами, или друзьями, как называют их дети. Друзья – это не только те люди, которые приносят ребятам продукты, игрушки, одежду и прочие вещи. Это все те, кто приходит к детям просто пообщаться. Детей, попавших в детский дом, нельзя изолировать от внешнего мира. Директор детского дома № 7 Ольга Ивановна Тимко считает, что, разрешая детям общаться с «недетдомовскими», приводить приятелей в гости, можно положительно повлиять на процесс социализации детей, подготовить их к взрослой жизни, к тому времени, когда настанет пора покинуть детский дом. «Несколько наших девочек даже нашли себе женихов, – хвастается она. – И одна пара уже подала заявление в загс!»
Друзья – это замечательно. Только ведь с кем поведешься, от того и наберешься, и, чтобы ребенок не «набрался» плохого, нужно все-таки знать, с кем он проводит время. «Пустить к себе кого-то «с улицы» мы не можем, – объясняет директор детского дома № 1 Нина Михайловна Новикова. – Стараемся контролировать, с кем дружат наши дети, чтобы оградить их от дурного влияния. Но мы не закрываемся от общения! Да это и невозможно: наши дети ходят в школу вместе с ребятами из обычных семей, заводят там друзей, которые потом приходят к нам поиграть в футбол, баскетбол. Иногда дети настолько сближаются, что водой не разольешь. У нас есть девочка, которую родители ее школьной подруги постоянно забирают к себе на выходные и на праздники – настолько дружны девчонки!»
Помочь детям из интернатов и детских домов при пустом кошельке можно и иначе. «Как-то раз нам позвонили две женщины: Инна Хлебникова и Ватаманюк Лилиана, – рассказывает Ольга Ивановна Тимко. – Сказали, что хотят помочь детскому дому, но не знают чем, потому что свободных денег не так уж много. В это время к нам как раз поступила трехлетняя Вика. Малышка была в тяжелом состоянии – она глотнула чистящее средство «Доместос» и сожгла себе полжелудка. Мать у нее сильно пила, ее лишили родительских прав, а девочку отправили в больницу на операцию. Когда она попала к нам, нужно было делать еще одну. Сиделку нанимать дорого, вот мы и решили спросить у Инны и Лилианы, не согласятся ли они побыть сиделками при больном ребенке и тем самым внести свой вклад в помощь нашему детскому дому. И они согласились! Буквально выходили нашу Вику! Теперь они часто приходят к ней в гости, иногда на выходные забирают к себе, водят в кино или в зоопарк. Словом, помогают в силу своих возможностей, а мы и этому рады»
Шефство и его «вариации», безусловно, прекрасное дело. Только оно лишь кажется легким. Это долгосрочные обязательства, требующие регулярного внимания. Дети ведь привыкают, ждут, надеются. Нельзя начинать отношения с ребенком, для того чтобы «попробовать», а там, если не получится, и бросить.
Бывает и так, что в силу каких-то обстоятельств человек больше продолжать общение не может. Это же стресс для ребенка! Получается, опять обманули?! С одной стороны, конечно, выходит, что так. Но, с другой стороны, многие дети понимают, что переписке и даже дружбе может прийти конец. Иногда шефы меняются, но и в этом можно найти свой плюс: появляется возможность пообщаться с несколькими людьми.
Казалось бы, какой интерес младшим подросткам переписываться со взрослыми дядями и тетями? Но нет, дети этим не просто увлекаются, для них это очень важно. «Мне рассказывали, – говорит координатор проекта «Невидимые дети» Светлана Деекке, – как один мальчик кричал своей воспитательнице из окна, когда увидел ее проходящей мимо детского дома: «Елена Васильевна, а у меня теперь есть личный шеф! У меня есть! Личный! Личный шеф!».
Вот, наверное, главная причина, по которой детям нужны такие отношения. Личный шеф – это тот, кто заинтересовался именно тобой. Ему можно рассказать секрет, попросить совета, поговорить с ним о наболевшем. Чем старше дети, тем более самостоятельными они становятся. Поэтому, может, не столь важно, меняется шеф или нет. Важно, чтобы был кто-то, могущий поддержать человечка в трудные минуты, кто хоть чуть-чуть раскроет для него большой мир.