В минувшее воскресенье, 7 ноября, в Ростове-на-Дону состоялось первая выставка комиксов, организованная самими ростовчанами. До сих пор консервативная публика воспринимает комикс исключительно как низкий жанр. Однако к этой разновидности поп-арта имеют отношение многие значительные художники.
Белки и кисы
На выставке было представлено три ростовских комикс-проекта: «Супербелка», «KED & КИСА» и «Славный Городок Осенний Тенек». По словам организаторов, цель меро-приятия – объединить близких по духу людей и регулярно в дальнейшем выставлять ростовские комиксы в непредсказуемых местах.
После выставки осталось двоякое впечатление. С одной стороны, радует то, что ребята что-то делают, как-то тянутся к творчеству. С другой стороны, уровень этого «чего-то» заставляет задуматься.
Взять хотя бы проект «KED & КИСА» – «Черно-белые быдлокомиксы. Эпизод русский народный». Черный юмор. Финты в стиле «Comedy Club», когда каждый матюг преподносится как шедевр. Такое ощущение, что у детей просто появилась возможность от души наболтать «нехорошие слова», и дети оторвались. Можно возразить, что искусство должно шокировать, привести теорию наподобие той, которую Авдей Тер-Оганьян воплотил в своей «Ненормативной живописи». Но кого сейчас шокируешь матом?
Замечу, что в сети попадаются более интересные работы «KED & КИСА». Они глубже и философичней. Так зачем же было дебютировать худшим? Драматичный, абсурдистский подтекст просто тонет в море брани.
«Супербелка» выполнена на другом уровне. Рисованная история повествует о бельчонке Хью, который лишился своего хозяина. Главный герой решает отомстить за смерть хозяина и внезапно становится свидетелем всемирного заговора.
«Стиль, в котором я начал рисовать белку, – рассказывает автор идеи и художник комикса Антон Филонов, – немного похож на стиль Майка Миньола («Hellboy»), но тематика кардинально отличается. Своих героев я брал из мира животных. Так как мой Хью – это эксцентричная белка, то я выбрал динамичную форму персонажа и гангстерскую атрибутику. Сначала я рисую все в карандаше, потом сканирую, обвожу и раскрашиваю в фотошопе. Хотя, конечно, проще всего сразу все рисовать на планшете в компьютере. Бельчонок Хью – в каком-то смысле мое alter ego».
Графика довольно стильная, сюжет интригует. Остается надеяться, что текст ребята тоже подтянут, потому что когда видишь слово «помощь» без мягкого знака на конце, не совсем ясно, что это: ошибка, опечатка или, простите, концепт.
В будущем Антон и его команда планируют создать проект, который объединит комиксы и музыку в стиле хип-хоп.
Забава подростков или искусство?
Какая-то «белка», какая-то «киса»… Может быть, комиксы – это не более чем забава подростков? Совершим небольшой исторический экскурс.
В Советском Союзе к комиксам было принято относиться с пренебрежением. Однако небольшие истории в картинках, имеющие сатирико-политическое содержание, можно было часто увидеть на страницах серьезных газет в рубрике «Карикатура». Периодически комиксы появлялись в журнале «Крокодил», а детские «Веселые картинки» и «Мурзилка» печатали их регулярно. Правда, комиксами, которые считались плодом разлагающейся западной буржуазной культуры, их тогда не называли.
По сути, графические истории – один из древнейших способов выражения отношения к миру, восходящий еще к наскальным изображениям и сюжетным житийным иконам. Среди предшественников современного комикса стоит назвать англий-ского живописца и графика Уильяма Хогарта и немецкого поэта и графика Вильгельма Буша.
Однако первым создателем подлинной графической прозы стал английский карикатурист, офортист и живописец Томас Роулендсон, создавший увлекательные истории о путешествиях доктора Синтаксиса.
Настоящая комиксомания началась в США в 20–30-е годы прошлого века. Необычайная популярность рисованной литературы была связана, как ни странно, с печально знаменитым крахом на фондовой бирже 1929 года. Во время Великой депрессии, отбившей у американцев тягу к серьезному чтиву, приключенческие комиксы стали настоящей отдушиной. Тиражи супергероических историй зашкаливали, а психологи трактовали этот феномен как защитную реакцию психики от потрясений в реальной жизни.
В 1938 году родился Супермен, днем – неприметный человек, ночью – борец со злом, наделенный фантастическими способностями, защитник униженных и оскорбленных. Вскоре появился и Бэтмен – человек-летучая мышь, темный рыцарь и ночной страж. Помимо историй о супергероях, активно развивались научно-фантастические рисованные истории и истории в жанре фэнтези. Во многом этому способствовали такие известные писатели, как Рэй Брэдбери и Курт Воннегут.
Любопытно, что в 50-е годы в США комиксы подверглись жесткой цензуре, был принят комикс-кодекс. Добропорядочные американские буржуа сочли, что комиксы провоцируют подростков на насилие и сексуальную разнузданность. Вследствие этого интеллектуальная и реалистичная рисованная литература стала редкостью.
Лидером комикс-индустрии 60–70-х годов стала компания «Marvel Comics», создавшая такие комиксы, как «Человек-паук», «Люди Икс», «Железный человек», «Доктор Стрэндж» и многие другие. Двадцать лет компания оставалась вне конкуренции в мире графической прозы. Однако уже в 70-е годы наметилось разделение комиксов на коммерческую и авангардную (интеллектуально-элитарную) линии, и «Marvel» стала тяготеть к первой.
Особо стоит сказать о писателе и художнике Фрэнке Миллере, оставившем заметный след в комикс-культуре. Он не только вдохнул жизнь в полузабытого Бэтмена, но и создал сагу «Син-Сити: Проклятый город», ставшую правдивым слепком современного общества. Свою встречу с комиксами Миллер описал так: «Я никогда не забуду то потрясение, что испытал в детстве, когда впервые открыл выпуск с Бэтменом. Я буквально утонул в нем. То, как изображался город, и сам факт, что парень носит костюм летучей мыши, – у меня просто дух захватывало! Начиная книгу «Рыцарь тьмы», я хотел поделиться тем детским впечатлением, но уже с более взрослым и искушенным читателем. Только подумайте: человек наряжается в летучую мышь! Ну что о нем можно сказать? Что он, мягко говоря, со странностями…»
В конце двадцатого века интерес вызвали азиатские жанры комикса, главным образом японская манга, а в начале двадцать первого века комиксы получили иное воплощение в работах целого ряда талантливых художников, во многом за счет новых компьютерных технологий.
В России традиционным стал ежегодный международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия». А что касается Ростова… Искренне хочется пожелать ребятам больше искусства и меньше «Comedy Club».
Фото Игоря ВАГАНОВА