Говорят, привычка – вторая натура, и люди по обыкновению ждут «ноябрьских праздников». Но только вот о том, что именно отмечаем, единого мнения в народе нет. Как оказалось, более единодушны ростовчане в оценке событий, стоящих за сменой названия праздника.
В СССР дни 7 и 8 ноября праздновались как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Празднование 7 ноября как одного из важнейших государственных праздников сохранялось в России до 2004 года. При этом с 1992 года праздничным днем считался только один день – 7 ноября, а с 1996 года прежнее название было изменено на «День согласия и примирения». С 2005 года вместо прежнего праздника отмечается новый – 4 ноября, День народного единства, установленный в память об окончании Смутного времени в стране в семнадцатом веке. На вопрос, что, собственно, отмечаем, кто-то затрудняется ответить, кто-то называет День народного единства, кто-то – день Казанской иконы Божией Матери, а некоторые считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.
Изменился политический строй, изменился праздник, изменилась жизнь людей. Мы обратились к ростовчанам с вопросом: «С чем вы согласились, а с чем пришлось примириться?».
Людмила Тимкина,
экономист, 76 лет:
– Я согласна с тем, что нужна частная собственность. Если б в нашей стране она действительно была неприкосновенна, было бы отлично. Также сложно не согласиться с необходимостью свободы слова. В 90-е годы мы вдохновились этой идеей, почувствовали себя людьми. Другой вопрос, что с этой свободой сталось сейчас. Много независимых изданий и телепрограмм было закрыто. Выборы стали формальностью. Фактически власть в одних руках, я с этим категорически не согласна, и люди лишены правдивой информации о деятельности этой власти и наших чиновников.При советской власти мы были вместе, хоть и не знали, что такое «хорошая жизнь», а сейчас все разобщены, каждый сам за себя.
Юрий Хало, инженер, 24 года:
– Я считаю, что рыночная экономика – это плюс. Она развязывает руки, дает свободу действий. Но в нашей стране она неэффективна, во-первых, из-за коррупции, а во-вторых, из-за того, что мы сидим на легких деньгах, «на трубе»: продаем газ, нефть. Еще один плюс – появился выбор товаров. Говорят, что на эти товары, на «нормальную жизнь», у людей нет денег. Но это смотря что понимать под «нормальной жизнью». Да, Lexus я не могу себе позволить, но я недавно купил себе гитару, и пока мне этого хватает. Стабильности, в отличие от времен СССР, сейчас нет. Зарплату за сентябрь мне еще не выплатили. Возможно, наша вина в пассивности. Но пассивность приходит, когда пробуешь что-то изменить один раз, другой, третий, и ничего не получается. В Трудовом кодексе написано, что государство – это гарант. Но оно ничего не гарантирует. Я люблю свою страну, но нынешнее государство любить не могу.
Вероника Париенко,
врач, 40 лет:
– Сейчас народ может смело высказывать свои мысли, правда, никто его не слушает. Не надо ходить на демонстрацию в приказном порядке. Появился Интернет, больше информации. Но со сменой строя стал интенсивнее процесс социального расслоения общества. В стране отвратительное отношение к пенсионерам, детям, инвалидам. Они просто за чертой бедности. Все блага только на словах. При социализме была какая-то защищенность граждан. Матери-одиночки могли прожить на пособие. При новом строе чиновники живут лучше всех не за счет своих зарплат, а за счет возможностей своей должности. Высшее образование в СССР было бесплатным и доступным на самом деле, сейчас оно доступно только людям с достатком. Более того, от финансовых возможностей зависит и карьерный рост: чтоб получить хорошую должность, нужно дать взятку. Коррупцией пронизано все.
В советское время заботились о качестве продуктов питания, все было по ГОСТу. Мы не знали, что такое порошковое молоко и ГМО. Сейчас все гонятся только за прибылью. Был какой-то ценз в СМИ. Телеведущие говорили грамотно, факты проверялись. В наше время из уст диктора можно такое услышать… Люди чувствовали ответственность, а сейчас, похоже, имеет значение только внешность. Крупные предприятия закрылись, и в экономике на первом плане сырье, которое мы продаем за границу. А это губительно, мы становимся сырьевым придатком Европы.
Кирилл Нечитайлов,
25 лет, филолог:
– Самым главным минусом смены политического строя является то, что мы потеряли государственность. Сейчас меньше стабильности в обществе. Это касается всего: трудоустройства, пенсии, медицины. Упал уровень образования. Наука, культура сошли на нет. И этому не уделяется никакого внимания.
Зато теперь у нас есть свобода слова. Но как я ей могу воспользоваться? Я люблю классику, и те книги, которые я сейчас читаю, я мог бы читать и в СССР. К тому же в цензуре я ничего плохого не вижу. Пожалуй, единст-венный плюс – это появившаяся возможность узнать западную культуру. Это другой мир, и в СССР этой возможности явно не хватало.
Людмила Харютина, 61 год,
преподаватель математики:
– В СССР у людей была возможность получить бесплатное хорошее образование, было более квалифицированное бесплатное медицинское обслуживание, можно было отдохнуть в своей стране по линии профсоюза. Я гордилась достижениями своей страны. Я была женой военнослужащего, сменившего восемь мест службы, мы не испытывали затруднений в получении жилья.
Но в СССР возникали трудности при выезде за границу, был дефицит товаров и услуг. Приходилось сталкиваться с большими ограничениями в доступе к правдивой информации. Сегодня в России у умного и предприимчивого человека есть возможность жить достойно. Но возникают вооруженные конфликты в стране, наблюдается разгул коррупции, наркомании, увеличение правонарушений. Бесплатного жилья, увы, нет.
Фото автора