Чужие люди, которых судьба свела под одной крышей или на одном клочке земли, часто живут как родственники: делят кров, радости и беды. Правда, коррективы в такое безмятежное существование внес закон о землепользовании. Он довольно нов, а связанные с ним ситуации заставляют вспомнить булгаковскую фразу о том, что москвичей испортил квартирный вопрос. Нынче вся Россия занята тем, чтобы досконально сверить нахождение забора в огороде с его документальным расположением или господствовать на закрепленном участке, отвадив соседей от попыток даже наступить на него, хоть тот клочок хозяином и не используется.
В Геленджике Краснодарского края не смогли самостоятельно разграничить общую территорию супруги Андрамоновы с Бобровой и Кондратьевой (мать и дочь). Они делят на две семьи один дом и прилегающую землю. Андрамоновы приобрели свою часть, когда владения уже были поделены прежними хозяевами – сорок лет назад при строительстве. Они заплатили за 1/3 дома и 2/3 земельного участка. Вроде бы вопрос изначально был ясен, но в 1992 году прошла земельная реформа. Народ был еще неопытный и безграмотный в этой сфере, оттого разбирать наломанные дрова приходится до сих пор. Тогда под индивидуальными домами землю закрепили в пожизненное наследуемое владение. Почему-то в 90-х годах прошлого века специалист разделил ныне спорный участок поровну между соседями, выдал свидетельства.
Люди тогда еще не придавали значения таким формальностям, не понимали, как их можно применить в жизни. Но гораздо позднее дочь с матерью захотели воспользоваться формальностью – разделить с соседями участок поровну. А вот делить дом пополам (себе в ущерб) согласно той же ошибочной бумаге, разумеется, не хотели. Андрамоновым потребовалось три года судебных разбирательств, чтобы оставить за собой право на приобретенные сотки: незаконные свидетельства аннулировали. Решение суда вступило в законную силу в мае этого года. Андрамоновы занялись межеванием. Соседи, препятствуя разделу участка, сочинили ложный донос на Константина Андрамонова – якобы он обещал убить одну из них.
Удивительно, что они не побоялись факта присутствия землеустроителя во время их перепалки с Константи-ном – чужой незаинтересованный человек рассказал дознавателю, как было: никто никому таких угроз в названный день не делал. Андрамоновы еще и аудиозапись конфликта вели, на которой соседки обещают обвинить Андрамонова как раз в таком преступлении – дескать, угрожал. Еще более удивительно, что участковый милиционер не принял во внимание показания свидетеля и аудиозапись, словно был заинтересован в определенном решении конфликта. Он направил материалы для возбуждения дела. Гораздо позже дознаватели сказали: если бы мы сразу знали о наличии столь неоспоримых доказательств, конечно, дело не возбудили бы.
Два с половиной года назад Дмитрий Харсеев купил дом в Новочеркасске, поселился там с семьей. С одним соседом, он считает, не повезло. Жители улицы Трамвайной многократно обращались к правоохранителям и в прокуратуру за защитой от агрессивного пенсионера Валерия Черных. Со слов Василия Дмитриева, у Черных уже есть две судимости за избиения граждан. Якобы он обходится с соседями очень жестоко (сломал ключицу, душил подушкой), но почему-то отделывается условными сроками наказания. Мужчина не угомонился и до сегодняшнего дня – задирает всех без разбора.
У Дмитрия Харсеева тоже возник конфликт с Валерием Черных – тот перегородил ему забором подъезд к дому. Пока выяснялось, кто прав в поведении на спорном участке, пенсионер рыл ямки на дороге, чтобы Дмитрий не мог проехать на машине к гаражу. Однажды Харсеев застал его за таким занятием, отобрал лопату и перекинул ее через забор в свой двор. Соседи затеяли потасовку тут же, затем переместились во двор Харсеева. Пенсионер позже заявил, что молодой сосед бил его в грудную клетку, оттого, дескать, у него межреберная невралгия – посттравматический синдром. Такое заболевание вроде бы у Черных зафиксировано, но частой его причиной бывает то, что в народе называют «застудил», а для пожилых людей это обычное заболевание на фоне возрастных изменений.
По конфликту Харсеева и Черных идут судебные разбирательства. Мировой судья Крюков вынес обвинительное решение Харсееву. Ответчик указал в апелляции множество надуманных связок для событий. На днях пришло заключение почерковедческой экспертизы, подтвердившей: в документах дознавателя подделаны подписи Харсеева. Собственно, такая деталь и заинтересовала больше остального: почему представители правопорядка выгораживают агрессора? В скором времени мы планируем узнать подробнее об одиозном новочеркассце и познакомиться с ним и его жертвами (если они таковыми окажутся).