Камышеваха стала проспектом Стачки

В десятых годах ХХ века в Ростове насчитывалось около 30 тыс. рабочих, в то время как все население города не превышало 120 тысяч. Половина рабочих была занята на крупных предприятиях: в главных мастерских Владикавказской железной дороги, на табачной фабрике Асмолова, плугостроительном заводе «Аксай» и других. Именно на больших предприятиях сосредотачивались более грамотные, образованные работники. На них ориентировались  профессиональные революционеры, мечтавшие о перевороте в стране.

Первое выступление пролетариата

Стачке 1902 года в Ростове-на-Дону приписывают переломное значение в отечественном революционном движении. В ноябре рабочие ростовских мастерских Владикавказской железной дороги выдвинули экономические требования своему руководству. Началось с претензий в котельном цехе, где трудягам понизили плату. Местные большевики выгодно использовали ситуацию. Они подключили к обращению политические требования и раздули всеобщее стачечное движение на Дону. Донской комитет (Донком) Российской социал-демо-
кратической партии (РСДРП) незамедлительно выпустил прокламацию, которая призывала к стачке всех рабочих мастерских. Через несколько дней забастовка стала общегородской и приняла политический характер, так как появились лозунги, требующие смены строя.
Лидер пролетариата железнодорожных мастерских Иван Ставский организовал митинг, на котором были провозглашены требования к начальству предприятия. Среди требований были указаны девятичасовой рабочий день вместо 10–11-часового, повышение зарплаты, отмена штрафов, увольнение некоторых мастеров, открытие бесплатной школы для детей рабочих. В Камышевахской балке за Темерником, неподалеку от мастерских, проходили многотысячные митинги. К ростовчанам подтянулись таганрогские товарищи. Донком продолжал выпускать прокламации и разразился аж семнадцатью вариациями общим числом около 30 тысяч экземпляров. Спустя пять дней, 11 ноября, полиция и казаки на митинге применили против забастовщиков оружие. Тогда погибло шесть (по другим данным – восемь) митингующих. Разные источники говорят о семнадцати или двадцати трех раненых, десятках арестованных. Но митинги в городе продолжались еще две недели.
Предводитель социал-демократов Владимир Ленин тогда сказал, что пролетариат впервые противопоставляет себя как класс всем остальным классам и царскому правительству. Около 30 комитетов и групп РСДРП откликнулось на ростовскую стачку в знак солидарности. Столь массовая забастовка проходила в России впервые. Отклик был и в Европе. Но аресты, высылка наиболее активных стачечников из города вынудили ростовских забастовщиков возобновить работу.
Часть их требований начальством предприятий была выполнена. Рабочим не только сократили трудовой день, построили школу для их детей, но и открыли недорогую столовую на территории мастерских.

Памятник автостопу

В середине 70-х прошлого столетия в донской столице появилась еще одна достопримечательность – мемориал в честь  участников всеобщей донской стачки. Две огромных мужских фигуры на высоком постаменте, очевидно, являют собой намерение непримиримой борьбы – скульптурные герои ранены, но отступать не настроены. Композиция установлена на въезде в Железнодорожный район города, на площади Стачки. Сооружение на холме обращает на себя внимание туристов, хотя свое идеологическое значение оно потеряло. Из-за характерно вытянутой руки центральной фигуры монумента ростовчане окрестили его «Памятником голосующему».

Шарада за подписью Ленина

Эпохальное для коммунистов событие в советское время захотели запечатлеть и в Пролетарске, донском городке. Там установили на насыпи вагон-«теплушку» начала двадцатого века и мраморные плиты с вырубленным на них письмом Ленина в поддержку рабочих мастерских Владикавказской железной дороги. Не сразу обнаружили, что строки ленинского письма на стыках плит были смещены. Получилось, что начало одной строчки заканчивалось словами из другой. Непростительную ошибку заметили менее чем за сутки до открытия памятника. Об этом мне рассказал скульптор Михаил Скребов, ныне покойный, в 70-х – работник ростовского художественного фонда.
Для исправления ошибки срочно вызвали группу из худфонда, в том числе  Михаила. Тогда низкокачественную, очень спешную работу в шутку называли «пятилетка за три дня». Примерно такое задание дали работникам фонда. Позже они сами удивились выполненному объему: за ночь они умудрились перепилить толстые мраморные плиты и правильно состыковать строчки надписи из двух тысяч знаков. Но и заплатили скульпторам отменно, в месяц на подобных объектах они зарабатывали до семисот рублей (средняя зарплата в те годы была около ста рублей).

Новая Камышеваха

После октябрьского переворота это место называли Камышевахой. До нее у городских властей долго не доходили руки, рассказал нам краевед Геннадий Беленький. Незадолго до Великой Отечественной войны градоначальники приняли решение о строительстве Западного жилого массива и промзоны. Идея требовала возведения большого моста через Темерник и железнодорожные пути возле него.
Автодорогу здесь открыли в середине 50-х прошлого века. Чуть позже пустили трамвай до площади Дружинников. Тогда там находился самый большой вещевой рынок Ростова, его называли толкучкой. Затем трамвайный маршрут продлили через частный сектор Красный город-сад до улицы Осипенко. Сейчас Красный город-сад становится жилым комплексом повышенной комфортабельности, там возводят высотки в едином стиле.
В 1963 году магистраль стала главной автоартерией из центра города до Западного. Камышевахскую балку переименовали в балку имени Стачки 1902 года. Через несколько лет так же звался и сам проспект. По нему пролегла троллейбусная ветка. Только в начале нашего столетия проезжую часть расширили до трех полос в каждом направлении. Застройка проспекта почти на всем его протяжении малоинтересна – «хрущевки». Лишь между улицами Зорге и Малиновского современные здания. Квартал на Стачки/Зорге знаменит еще и ежегодными встречами в мае выпускников РГУ, не так давно переименованному в ЮФУ. Дни выпускника устраивают на большой поляне в глубине квартала.

Пернатая площадь

На проспекте Стачки расположены четыре площади: Стачки, Дружинников, Тружеников и Защитников Отечества. Площадь Дружинников местные жители в советские времена прозвали Площадью трех птиц. Они подразумевали расположенные на одном пятачке кинотеатр «Сокол», кафе «Чайка» и отделение милиции Железнодорожного района. Милицейскую машину именовали «воронком». Название пошло от предшественника – «черного ворона», посыльного НКВД. В раннее советское время это были полуторатонки, а позднее, во времена «ежовщины», – огромные пятитонные машины, окрашенные в темный цвет и ездившие за арестантами ночью.
Правда, сейчас уже нет кинотетра «Сокол», строение, где находилось кафе «Чайка», занято мясным «пассажем», а районное отделение милиции перебралось в специально построенное здание. Только комплекс, построенный на месте кинотеатра сохранил память о своем предшественнике.

фото автора

Оставьте комментарий