Иногда бывает трудно понять, как появились некоторые вещи и для чего они вообще нужны. Примером такого загадочного явления может служить «Энциклопедический справочник. Военная элита России. Советский период. 1917–1991».
Внешний вид этой книги впечатляет. Роскошный, с позолотой на голубом фоне переплет. Обложка в портретах знаменитых советских полководцев. Крупным планом – самый выдающийся генералиссимус Сталин. Более полутысячи страниц текста, пять объемных исторических очерков, каждый из которых отражает определенный период советской истории. Столько же специальных информационно-справочных приложений, много фотографий, яркие цветные вклейки. Внушительный общий список военачальников, которые, по мнению авторов, и представляли собой военную элиту Советского Союза, – 530 человек. А какие имена! От героев Гражданской и Великой Отечественной войны до имен военачальников последних дней существования легендарной Советской армии. Впечатляет и редакционный совет книги: четыре маршала Советского Союза, маршал авиации, адмирал флота, восемь генералов армии, генерал-лейтенант. Два доктора военных и один – экономических наук. Стоит отметить, что указанная книга – составная часть трехтомного издания, тема которого – военная элита нашего Отечества от давних времен до дней нынешних. Примечательно, что все три тома изданы «при поддержке Клуба военачальников Российской Федерации».
Казалось бы, вот столь нужное современному российскому обществу издание, призванное стать важнейшим и действенным подспорьем в военно-патриотической работе… Однако чем внимательнее знакомишься с содержанием так называемого «энциклопедического справочника», тем больше приходится удивляться и недоумевать.
Заслуженный предатель
Возьмем одну из глав книги – «В огне Великой Отечественной». В канун очередного праздника Победы в самый раз всмотреться в фотографии полководцев-победителей, вчитаться в их биографии. Правда, почему-то рассказывается в данной главе лишь о 143 военачальниках. А ведь на фронтах Великой Отечественной достойно защищало Родину намного больше. Но вот 220-я
страница книги. Василий Тимофеевич Вольский, генерал-полковник танковых войск. В сражении под Сталинградом командовал четвертым механизированным корпусом, усилиями которого и было замкнуто знаменитое кольцо окружения гитлеровских войск. Странно, но о том героическом броске подчиненных комкора Вольского авторы книги почему-то не вспомнили. Может, не знали или просто не сочли нужным афишировать данный эпизод. Странно и то, что этот талантливый военачальник на страницах издания представлен без фотографии. Но еще более странно другое: рядом с биографией одного из героев Сталинградской битвы – портрет Андрея Андреевича Власова. Того самого, бывшего командующего 2-й ударной армии, который в июле 1942 года при выходе из окружения сдался в плен противнику, а затем стал сотрудничать с оккупантами.
В столь необычное возвращение из исторического небытия генерала-предателя, закончившего свою жизнь на виселице, но, как видим, записанного в элиту советских Вооруженных сил, не хотелось бы верить. Но факт остается фактом. Портрет изменника Родины, биография, послужной список, достижения, поощрения. Все как у всех, за исключением одного: «Перешел на службу к гитлеровцам. Формировал Русскую освободительную армию (РОА). Сдался американцам. По приговору Военной коллегии Верховного суда СССР повешен».
Элита – лучшие представители определенной части общества, группировки. Так просвещают нас толковые словари.
Следовательно, военная элита – это лучшие из лучших защитников Отечества. Интересно, исходя из каких критериев, за какие конкретно заслуги бывший генерал Власов, предавший свое Отечество, удостоился чести оказаться на страницах книги в качестве одного из лучших военачальников? Может, за то, что в 1940 году удачно командовал дивизией? Или за то, что хорошо проявил себя в первых сражениях? Да, все это было. Как и то, что в трудный час очередных суровых испытаний Власов предложил свои услуги тем, кто уничтожал его Родину.
Элитные каратели
Возьмем еще одну главу – «Между двумя войнами». Первым стоит Яков Саулович Агранов, он же Янкель Шмаевич Соренсон. Не нужно ломать голову, стремясь вспомнить, на каких фронтах сражался этот военачальник и какие подвиги совершил. Сын мелкого лавочника, выросший до престижной должности бухгалтера отцовского «предприятия», Агранов-младший в начале Первой мировой войны «откосил» от призыва в армию, и на этом его военная служба закончилась. Зато вскоре началась другая – в ОГПУ. На ней он преуспел – дослужился до первого заместителя наркома внутренних дел СССР, комиссара госбезопасности I ранга. Руководил почти всеми громкими процессами 30-х годов. Вместе с подручными ломал кости участникам «военного заговора», выбивая из героев Гражданской войны нужные след-ствию показания. Как известно, своего добились, выбили. Теперь «военачальник» Агранов – яркий представитель военной элиты советского периода. Красуется на страницах книги рядом с еще одной его жертвой – Алкснисом.
Вместе с Аграновым активное участие в разработке «военного заговора» и подготовке «открытых» судебных процессов над цветом РККА принимал и первый заместитель народного комиссара госбезопасности, начальник Главного Управления М.П.Фриновский, один из мастеров «допросно-пыточных» дел. Он во время служебных командировок устраивал «показательные мероприятия», делясь опытом получения от арестованных быстрых признаний. На совести этого садиста тысячи загубленных жизней. Это Фриновский в июле 1938 года, «зачищая» Дальний Восток от «врагов народа», ликвидировал почти все командование Тихоокеанского флота. Разумеется, он на страницах этой книги в числе лучших из лучших.
На 134-й странице еще одна колоритная личность – В.Н. Меркулов, жестокость которого отмечал сам Берия. Это Меркулов в июне 1941 года измывался над Героем Советского Союза генералом армии К.Ф. Мерецковым, делая из бывшего начальника генерального штаба Красной армии «агента гитлеровской Германии». Безусловно, не забыты авторами книги и фигуры, так сказать, первой величины: Ягода, Ежов, Берия. Каждый из них внес свой весомый вклад в истребление военной элиты Страны Советов.
Вот, например, что доносил в сопроводительном письме Сталину нарком Ежов о результатах первого допроса комкора Примакова – одного из участников так называемого «военного заговора»: «Направляю первый протокол допроса Примакова от 14 мая с. г. Сообщаю: Гаркавый, Василенко, Туровский, Зюк, Гаврюшенко, Вележев, Савицкий, Лапин и Ольшанский арестованы. Прошу санкционировать арест:
1) Чанышева (командир 1-й Татарской дивизии);
2)Кошелева (начальник штаба 13-го корпуса);
3) Кельбейна (командир 75 дивизии);
4) Казанского (бывший командир 5-го стрелкового корпуса);
5) Бутырского (бывший начальник штаба КВО);
6) Клышейко (командир авиабригады);
7) Клочко (бывший военный атташе в Турции);
8) Зенека (начальник Ленинградской школы танковых техников)».
Если собрать все подобного рода сопроводительные письма Ежова главному инициатору и организатору массовых репрессий в Красной армии Сталину с просьбами санкций на бесконечные аресты командных кадров, то становится не по себе от маниакального стремления наркома сажать и уничтожать.
Сумятица и абсурд
Безусловно, можно много рассуждать о том, насколько правомерно поступили авторы издания во главе с доктором военных наук генералом армии Лобовым, причислив работников силовых структур, многие из которых, к слову сказать, не имели даже среднего военного образования, а некоторые, вроде Агранова, и вовсе не служили в армии, к высшему команд-ному составу Красной армии. Ведь в России во все времена охранка, полиция и прочие «стражи порядка» никакого отношения к армии не имели, как, впрочем, и к военной элите. Не случайно все военные парады на главной площади страны проходили без участия личного состава МВД. Такая дистанция между армией и МВД соблюдается и поныне. У каждого ведомства своя элита.
О некоторой сумятице в головах авторов книги свидетельствует уже само определение издания – энциклопедический справочник. Но вот деталь: энциклопедия – это и есть научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. Недоумение вызывает и такой факт. Книга называется «Военная элита России. Советский период. 1917–1991». Но ведь в указанный исторический отрезок наша нынешняя Россия называлась Российской Советской Федеративной Социа-листической Республикой и являлась частью многонационального Союза ССР. Следовательно, о собственной военной элите не могло быть и речи. И Вооруженные силы СССР были едиными и многонациональными. В этой связи принципиальное значение имеет и следующее обстоятельство. Как известно, рабоче-крестьянская Красная армия в стране победившей революции появилась только в феврале 1918 года. Спрашивается, тогда при чем здесь 1917 год? Думается, кое-что на этот счет проясняет небольшая, всего несколько строк, аннотация к указанному изданию. В ней, в частности, говорится: «В книге представлены полководцы Великой Отечествен-ной войны, военачальники, ведущие военные ученые послевоенных лет, а также выдающиеся деятели в области военной экономики».
Трудно сказать, почему в аннотации оказались забытыми «ведущие военные ученые» предвоенной поры. Хотелось бы более подробно знать и о тех, кого авторы книги считают «выдающимися деятелями военной экономики».
«Недогляды авторов» встречаются в биографиях полководцев и военачальников. «Недочетов» хватает и в так называемых исторических разделах книги. Более того, ошибки можно найти даже в заголовках разделов. Конечно, не взятое в кавычки слово или термин «холодная война» можно посчитать мелочью. Но неверно указанная дата – это уже досадная ошибка.
Иногда кажется, что авторы сами не поняли, что написали. Взять, например, название первого исторического раздела книги – «На гребне революции и Гражданской войны». Что и говорить, выражение образное. Учитывая, что революция – событие стремительное, под стать цунами, с наличием у нее «гребня» можно согласиться. Но вот какой гребень может быть у Гражданской войны, которая продолжалась несколько лет?
Подобных «сложностей» в «энциклопедическом справочнике» хватает. Вот, например, как его авторы рассказывают читателям о первых действиях партии большевиков в качестве руководящей силы страны: «Вступив в сговор с правительством Германии и сев 20 ноября 1917 года за стол переговоров в Брест-Литовске, большевики сразу же обесценили русскую кровь, которая более трех лет обильно лилась на полях сражений Первой мировой войны». Позиция авторов ясна: плохие большевики своим сговором с немцами обесценили русскую кровь. Вместе с тем авторы такого издания должны были обязательно объяснить, по каким таким причинам кровь русского воинства более трех лет обильно проливалась. Кто конкретно был повинен в такой жестокости? И почему никто из власть имущих не пытался остановить кровопролитие раньше? Непонятно и за что именно авторы осуждают большевиков. А ведь при всех наскоках на большевиков именно благодаря их решительным действиям, пусть и действительно непопулярным в обществе, было прекращено то самое «обильное кровопролитие».
Рассказывая о представителях военной элиты советской эпохи, авторы не стали утруждать себя поиском оригинальных форм подачи материала, новых фактов, интересных деталей, поучительных примеров из жизни своих героев. Все ими изложенное: биография полководцев и военачальников, хроника их служебно-боевой деятельности и содержание исторических очерков – шаблонно.
Штрихи к портретам
Правда, судя по содержанию «справочника», его авторы все же изредка вспоминали о важности творческого подхода к делу. В чем конкретно выражался их «подход», можно судить по тому, что некоторые герои книги представлены, так сказать, «в развернутом виде». Их характеристику авторы дополнили штрихами морально-нравственного плана, личностными оценками.
Безусловно, данную творческую находку авторов можно было бы только приветствовать, если бы не одно обстоятельство: многие «штрихи к портретам» почему-то имеют устойчивый негативный оттенок. Вот примеры.
Дыбенко П.Е. «Постоянно использовал служебное положение и казенные средства для встреч с женщинами».
Муравьев М.А. «Окружив себя различного рода авантюристами, он постоянно кутил, направляя в Москву высокопарные телеграммы…»
Сорокин И.Л. «Пьяные толпы вооруженных сорокинцев громили богатые дома, убивали их хозяев, насиловали женщин, уносили все ценное имущество».
Балицкий В.А. «В годы Граждан-ской войны был инициатором массовых арестов и казней заложников, бессудных расстрелов пленных белогвардейцев, украинских националистов и других врагов советской власти».
Ежов Н.И. «…буквально потерял человеческий облик. Он так пил, что не был на себя похож».
Кулик Г.И. «Бытовая распущенность, нечистоплотность и бахвальство тов. Кулика компрометируют его в глазах офицеров и генералов… Известно, что Кулик в сентябре-ноябре месяце привез с фронта пять легковых машин, двух племенных коров, незаконно использовал красноармейцев на строительстве личной дачи под Москвой».
Мехлис Л.З. «…причастен к репрессиям военных кадров в 1937–1940 гг. Лично сам писал доносы, требовал этого от подчиненных».
Ягода Г.Г. (Иегуда Е.Г.) «При обыске… в квартире, рабочем кабинете и на даче было изъято много ценностей. В их числе около 30 тысяч советских денег, 1229 бутылок коллекционных вин, 3900 порнографических снимков, более 1000 предметов антикварной посуды, 270 других антикварных изделий, огромное количество заграничной одежды, обуви, меховых шкурок и изделий, парфюмерии и многое другое».
Мрачноватой какой-то выглядит военная элита начального пути советской власти. Не вдохновляющей. Один – бабник и растратчик казенных денег, другой – пьяница, третий – предводитель разбойничьих банд, четвертый помешан на автомобилях и коровах, пятый – стукач, шестой вообще одержим стяжательством. И это цвет и гордость Красной армии?! Но тогда что же говорить о ее так называемых середняках? Безусловно, не все герои Гражданской войны смогли достойно выдерживать бремя славы, устоять перед соблазном воспользоваться своей властью. И авторы имели полное право афишировать то, что не красило военную элиту. Правда, лучше бы они это сделали в книге с другим названием. Вопрос в том, зачем они все это сделали. Ответ, думается, вполне ожидаемый – ради исторической справедливости.
Справедливость нужна всем и во всем. В анализе нашего недавнего прошлого тем более. Правда, не стоит забывать, что за последние двадцать лет именно в результате активного поиска «новой правды» о времени минувшем история Страны Советов подверглась весьма жесткой и односторонней корректировке. Вместе с историей ее Вооруженных сил. Основу этой корректировки составляли именно негативные «штрихи» и прочие «объективные и разносторонние» оценки, далекие от справедливости.
Между тем, давая своим героям нелестные оценки, авторы книги сами выглядят далеко не безупречно. А все потому, что почти все их «штрихи» не имеют серьезной доказательной базы. Взять негативную информацию о Дыбенко, которую авторы излагают «по воспоминаниям современников». Позвольте, при чем здесь «современники», если мы имеем дело с энциклопедическим изданием? Без ссылок на первоисточники, на соответствующие архивные и прочие документы авторы информируют нас о том, что Мехлис «лично писал доносы, требовал этого от подчиненных». Бездоказательно обвиняя Мехлиса в стукачестве, авторы сами оказываются повинными в этом грехе.
Не ошибусь, если скажу, что далеким от задач данного «энциклопедического справочника» является и стремление авторов как можно «глубже» вникнуть в душевное состояние военачальников, оказавшихся в смертельных жерновах репрессивной машины. Арестованный А.И. Егоров, не понимая, в чем его вина, пишет письмо Ворошилову с мольбой о помощи. «В его письме ясно прослеживается животный страх за собственную судьбу и собственную карьеру», – делают вывод авторы издания. Хотелось бы знать, кто из них первым сумел между строк письма несчастной жертвы – бывшего начальника Генерального штаба РККА – «проследить» «животный» страх за собственную судьбу и, что примечательно, за собственную карьеру? Может, доктор военных наук генерал армии Лобов, в свое время тоже возглавлявший Генштаб? Или «видные историки» Португальский и Рунов?
Своеобразно представлен в книге выдающийся советский военачальник маршал Советского Союза Шапошников. «В мае 1937 г.
Б.М. Шапошников назначен начальником Генерального штаба. Причастен к событиям на озере Хасан (1938 г.), на реке Халхин-Гол (1939 г.), к освободительным походам Красной Армии в Западную Белоруссию и Западную Украину, к событиям советско-финляндской войны. В это же время в РККА проходили массовые репрессии среди командного состава».
Сложно сказать, что имели в виду авторы, подчеркивая причастность Шапошникова к указанным событиям. О каких событиях на реке Халхин-Гол они упоминают? Как известно, летом 1939 года боевые действия велись в районе реки Халхин-Гол, а не на ней самой. Деталь для энциклопедии весьма важная. Важно и то, к каким событиям советско-финляндской войны был причастен Шапошников. Какой смысл вкладывали авторы в заключительные строки указанного текста, где говорится о массовых репрессиях? Энциклопедическое издание – это книга ответов. Книга «Военная элита России. Советский период. 1917–1991» – издание, знакомство с которым рождает много вопросов.
Карикатура Геннадия Терещенко