Из номера в номер наша газета рассказывает о всевозможных злоупотреблениях и правонарушениях генерального директора строительной компании «Славяне» Юрия Погибы. И что же? Получаем ответы из правоохранительных органов о проведенных проверках. Через некоторое время видим, что ничего не изменилось. Похоже, различного рода махинаторы типа Погибы нужны правоохранителям. Если это так, то мы, журналисты, берем всю ответственность на себя в деле защиты попранных прав граждан.
А ларчик просто открывался
В прошлом номере мы писали о масштабном строительстве на 20-й улице, получившей название «Славянский квартал» (по имени строительной фирмы, которой руководит Юрий Погиба). Вот только с постройкой этого квартала «русским духом» здесь вряд ли будет пахнуть, ибо русский дух – это та старина, которая под натиском «славян» как раз и разрушается. Но беспокоит нас, разумеется, не только это. Муниципальному учреждению «Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону», выдавшему разрешение на возведение этого объекта, мы хотим задать вопрос: а не превратится ли «Славянский квартал» в очередной погибовский долгострой? Как это уже случилось с девятиэтажной гостиницей, что торчит каланчой на углу проспекта Ворошиловского и улицы Серафимовича – аккурат напротив администрации Ростовской области. Впрочем, в одном из своих интервью в апреле 2011 года Погиба заявил, что гостиница будет сдана в эксплуатацию к началу 2013 года. В строительство объекта, по его словам, планируется вложить еще 350 миллионов рублей. Только вот где он возьмет эти деньги, Юрий Григорьевич не сказал: «С выбором источника финансирования компания еще не определилась».
Вернемся, однако, к масштабной стройке на 20-й улице. В распоряжении нашей редакции имеется документ, согласно которому возведение «Славянского квартала» обойдется Погибе в 1 141 475 тысяч рублей. Тогда как кредиторская задолженность ООО «Славяне» на 1 января этого года составляла 85 307 000 рублей. Вот и получается: фирма в долгах как в шелках, но Погиба каким-то чудным образом выбивает выгодные контракты. Что же помогает ему держаться на плаву?
Не секрет, что интересы Погибы лоббирует мэр Ростова Михаил Чернышев. О том, что эти приятели перепутали дружбу со службой, говорят многие факты. Приведем один из них. 28 февраля 2007 года из-под пера господина Чернышева вышло постановление № 207, согласно которому земельный участок по улице Большой Садовой, 94, изымался у организаций и граждан и предоставлялся Татьяне Погиба. Но кто такая эта всемогущая бизнес-леди, владеющая, правда, третьеразрядным салоном красоты? Жена Юрия Погибы – и этим все сказано! Увы, именно это обстоятельство раскрывает перед ней заветные двери «нужных» чиновников. И мало кого волнует, что на 1 июля 2009 года Татьяна Валерьевна оказалась в «черном списке» у налоговиков, задолжав госказне свыше одного миллиона рублей. Никого не волнует и тот факт, что на 1 апреля 2011 года она снова попала в списки крупных недоимщиков по Ростову-на-Дону. Ну вот, уважаемый читатель, мы и подошли к финалу нашей сказки. Юрий Погиба до тех пор будет на плаву, пока мэром Ростова является Михаил Чернышев, ибо смерть Кощея, как известно, в яйце, а яйцо в ларце, который в нашем случае надежно укрыт в мэрии города.
Под мэрским катком
Однако вернемся к нашей сермяжной правде. Согласно постановлению мэра Ростова-на-Дону № 207 от 28 февраля 2007 года, земельный участок под шестиэтажным зданием по улице Большой Садовой, 94, изымался у организаций и собственников и передавался Татьяне Погиба, которая планировала там построить торгово-офисный центр. Причем участок изымался якобы «для муниципальных нужд». Ох, и любит господин Чернышев правильные слова! Только от этих слов простых граждан, попадающих под мэрский каток, бросает в дрожь. Некоторое время тому назад наша газета писала о судьбе Людмилы Пошибайло, которая проживала с дочерью в Ростове по улице Тельмана, 110. Так вот, ее дом вместе с участком в пять соток также попал под постановление мэра города от 17 августа 2006 года № 955. Согласно ему, земля, принадлежавшая Людмиле Николаевне, ее дочери и соседке на правах собственности, изымалась «для строительства жилых домов с объектами многофункционального назначения и подземными гаражами-стоянками». Причем мэр изымал эту землю у трех собственников за пять миллионов рублей, то есть за мешок сухарей. И лишь благодаря тому, что женщины не побоялись административного нажима, прошли через все судейские муки, они сумели отсудить на обустройство крыши над головой 12 миллионов рублей.
А вот Валентине Кирилловой, ее матери и дочери, которые проживали в доме 94 по улице Большой Садовой, за шестикомнатную квартиру в центре Ростова удалось получить всего лишь около трех миллионов рублей: за такие смешные деньги лишившаяся крова семья не сумела приобрести равноценное жилье. Таков результат постановления мэра города от 24 июля 2006 года № 836 «О признании жилого дома № 94 по улице Большой Садовой аварийным, подлежащим сносу». Именно на этом постановлении и основывалось постановление от 28 февраля 2007 № 207, согласно которому земельный участок под домом передавался Татьяне Погиба.
Итак, на момент принятия постановления № 207 собственниками помещений в многоквартирном доме являлись: Татьяна Погиба с долей в праве общей собственности 16 процентов, частная британская компания с ограниченной ответственностью «Ти Джей Футвеар (Ю. Кей) Лимитед» – 8 процентов и муниципальное образование город Ростов-на-Дону – 76 процентов. Таким образом, решение вопроса о порядке реконструкции многоквартирного дома фактически зависело от решения муниципалитета, у которого, как водится, нет денег на культуру. Поэтому право на реконструкцию здания было предоставлено Татьяне Погиба. При этом все формальности публичной процедуры, конечно же, были соблюдены. В конце концов, обыкновенный парикмахер Татьяна Погиба выиграла конкурс на право предварительного согласования места размещения торгово-офисного центра на земельном участке (реконструкция с сохранением фасадной части).
Но с таким положением вещей не согласилась частная британская компания, имевшая свою долю в праве общей собственности. Начались судебные процессы, длившиеся не один месяц. Следует заметить, что, несмотря на прекрасную юридическую защиту, дело в Арбитражном суде Ростовской области английская фирма проиграла. Арбитражный суд апелляционной инстанции, куда обратились представители компании, также стал на сторону администрации города и гражданки Погиба. В постановлении 15-го арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2009 года, в частности, записано: «В судебном заседании представитель Компании изложил содержание апелляционной жалобы и письменных пояснений, представители администрации и Погиба Т.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению…». И лишь в кассационной инстанции сумели разобраться в хитросплетении документа, подписанного Чернышевым. Дело в том, что решение мэра об изъятии земельного участка под строительство торгово-офисного центра не соответствует Земельному кодексу РФ, поэтому Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил его. Ведь торгово-офисный центр не объект общего пользования, как, например, трасса федерального значения или инженерная инфраструктура. Это – первое. И второе. Такой центр не предусмотрен генпланом развития донской столицы. Так что о «муниципальных нуждах» тут не может быть и речи…
Порочная схема
Впрочем, Татьяна Погиба, по-видимому, и не собиралась здесь ничего строить. Чтобы строить, нужны деньги, которых у нее нет. Схема, по которой она работает с мужем Юрием Погибой, проста до безобразия: с помощью мэра Чернышева они «столбят» лакомые кусочки «ветхого жилья», которые затем «толкают» втридорога. Кстати, об этом мы уже писали. Так дело обстоит, в частности, с домом на Богатяновском спуске, 36. Такое же положение дел и по улице 18-я Линия, где оптом списали под ветхое жилье сразу несколько домов. Их жильцам предложили съехать на окраину Александровки, в Аксай и т. д. В номере от 13 апреля 2011 года наша газета писала: «Главным застройщиком на этом освобожденном пятаке будет г-н Погиба. Почему Чернышев снова ставку делает на него? Умеет, видимо, человек делать деньги на чужом горе. Богатяновский спуск, 36, тому пример: купил здание за 30 миллионов рублей, а продает за 170 миллионов. Надеемся, что прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов и руководитель следственного комитета РО Юрий Попов наконец-то спросят, куда уходят выделенные государством деньги, причем немалые, на ветхое жилье. В прошлом году, если мне не изменяет память, на квадратный метр из казны уходило 63 тысячи рублей. Если правильно понимаю, такие предприимчивые ребята, как Погиба, на часть этой суммы покупают объекты, которые затем продают в сотни раз дороже. Естественно, без госчиновника Погиба подобную доходную сумму своим разумом не потянул бы…».
Как реагируют на это те, кто обязан пресекать подобные нарушения? Присылают в редакцию откровенные отписки. Заместитель начальника Госжилинспекции области господин Однороб, например, пишет:
«…Принять меры административного воздействия по причине неудовлетворительного содержания общедомового имущества не представилось возможным, т.к. форма управления жилым домом не определена…». А вот ответ заместителя руководителя Управления ФНС по РО госпожи Ласточкиной: «Материалы, указанные в запросе в отношении Погибы Татьяны Валерьевны были приняты к сведению, для целей осуществления налогового контроля, в части полноты и своевременности уплаты налогов…».
Комментарии тут, как говорится, излишни.
Фото Николая Харченко