В поселке Большая Поляна Калининградской области в собственном доме убит 88-летний фронтовик Федор Константинович Сырец. Добычей преступников стали ордена, медали ветерана и 25 тысяч рублей. И таких преступлений сегодня в России пруд пруди…
В Волгоградской области 85-летняя Ольга Никифоровна Приблагина, избежавшая фашистской пули на фронте, нашла свою смерть в собственном доме в хуторе Ямы (кстати, во время Сталинградской битвы здесь располагался штаб Юго-Восточного фронта). Сначала старушку задушили, потом ограбили. Оперативники были поражены тем, с какой жестокостью и цинизмом было совершено это преступление. Дерзкое нападение на пожилую женщину совершили две подружки, младшей из которых было всего 14 лет. По словам следователей, девушки ничуть не раскаивались в содеянном, хладнокровно рассказывали на допросах о деталях преступления. Не укладывается в голове, как земля, которая буквально пропитана кровью наших солдат, рождает таких злодеев.
Но самое печальное в том, что и калининградский, и волгоградский случаи – лишь отдельные эпизоды в целой череде преступлений против оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Увы, в новой России эти герои былых сражений входят в группу риска. А «вычисляют» их всякого рода подонки на различных встречах и праздниках, куда ветераны приходят со своими боевыми наградами.
В городе Черногорске (Хакасия) 25-летний Андрей Николаенко зарубил топором свою соседку, 87-летнюю женщину-ветерана. Добычей преступника стали 700 рублей и несколько медалей. На Ставрополье мужчина заживо сжег 85-летнего отца-фронтовика ради «гробовых денег». Садисту не понравилось, что старик не захотел отдать ему сбережения, отложенные на собственные похороны. За 500 рублей и полмешка сахара задушили 94-летнего ветерана в Воронежской области. Убийцами оказались двое односельчан, которым пенсионер отказался дать денег на водку.
А в Новосибирске 24-летняя студентка медицинского университета расправилась сразу с двумя престарелыми соседками. Погибшим было 85 и 87 лет, и обе прошли войну. Девушка проломила старушкам головы, чтобы похитить из их комнаты деньги и ценности. В поселке Ключ Жизни Липецкой области был задушен и сожжен в собственном доме ветеран Великой Отечественной войны Алексей Иванович Анпилогов, который прошел через всю войну с первого ее дня, получив контузию. И был убит на 93-м году жизни за… медали.
Практически еженедельно достоянием гласности становятся все новые и новые факты зверств в отношении ветеранов войны в Златоусте, Воронежской области, Перми, Курганской области…
Что же случилось в нашем обществе? Похоже, выросло целое поколение подонков, которые запросто совершают злодеяния в отношении ветеранов войн, не чувствуя за собой ни вины, ни греха.
По мнению аналитиков, подавляющее большинство подростков и юношей современной России вполне подвержены стадному чувству, легко внушаемы и управляемы, трусливы, немотивированно жестоки и уже клинически (т.е. необратимо) глупы. Их интересы сузились до экрана мобильника. Они не умеют воспринимать информацию, а уж делать выводы – и подавно. Их мечты примитивны, а моральные нормы совершенно отсутствуют.
Конечно, с этим утверждением можно поспорить. Но такого желания почему-то не возникает. Помните, в рассказе Василия Шукшина «Обида» один из героев как бы между прочим произносит: «…Ведь мы сами расплодили хамов, сами… Никто нам их на парашютах не забросил…» Поэтому вместе с писателем и задаешь вопрос: «Люди, что с нами происходит?».
К сожалению, сегодня над этим вопросом мало кто задумывается. Из уст стоящих у власти звучат лишь правильные слова. И никто не хочет начать с первого шага: признать, что нынешняя медицина, система воспитания и образования, военные концепции, юриспруденция, система питания – да все, что нас окружает! – потерпели крах. Они объективно способствуют деградации человеческой личности. Независимо от нашего желания (да и от желания властей тоже).
Как же в таком случае быть ветеранам? Может, к каждому из них приставить по полицейскому (вон их сколько расплодилось)? Пусть хоть так, под охраной стражей порядка, эти заслуженные люди проведут остаток своих дней.
Разумеется, это не выход из положения. Нужна кропотливая работа с подрастающим поколением на местах. Для такой работы есть необходимая законодательная база, и финансовые средства выделяются. Но чиновники их либо разворовывают, либо «перебрасывают» на другие статьи. Вот наши подростки, предоставленные сами себе, и слоняются с пивными бутылками по дворам и подворотням.
А когда денег на выпивку не хватает, они выходят, что называется, на большую дорогу. Немощные старики и старухи отпора не дадут, вот молодые подонки и расправляются с ветеранами, не понимая, что поднимают руку на тех, кто отстоял в дни военного лихолетья независимость нашей Родины. На тех, кто обеспечил мирную жизнь в стране и, следовательно, рождение в том числе людей, которые, не ценя жертв своих дедов и прадедов, стали на путь преступления.